Цена – это денежное выражение стоимости товара и важнейший элемент комплекса маркетинга.
В зависимости от обслуживаемых ими отраслей и сфер экономики цены классифицируются следующим образом:
- оптовые цены;
- цены на строительную продукцию;
- закупочные цены;
- тарифы грузового и пассажирского транспорта;
- розничные цены;
- тарифы на платные услуги, оказываемые населению;
- цены, обслуживающие внешнеторговый оборот;
- надбавки, скидки, наценки в сфере обращения.
Оптовые цены – цены по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций независимо от форм собственности в порядке оптового оборота.
Оптовые цены предприятия – состоит из себестоимости продукции (издержки), прибыли предприятия, различных надбавок к цене, налогов на добавленную стоимость, то есть цена по которой изготовители продукции реализуют произведенную продукцию потребителям – другим предприятиям и организациям, а так же сбытовым и оптовым организациям.
Оптовая цена промышленности – цены, по которым предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию сбытовым (оптовым) организациям. Состоит из оптовой цены предприятия (издержки снабженческо-сбытовой или оптовой организации + прибыль снабженческо-сбытовой или оптовой организации). Следовательно, оптово-сбытовая наценка + акцизы + налог на добавленную стоимость.
|
|
Розничная цена – цена по которой товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям.
Состоит из: оптовая (отпускная) цена промышленности + торговая надбавка (издержки обращения торгового предприятия (организации) + прибыль + акциз + налог на добавленную стоимость.
Разновидности:
- коммерческая цена;
- аукционная цена.
Закупочные цены – это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственных предприятий, фермерами и населением.
Цены на строительную продукцию. Продукция строительства оценивается по трем видам цен:
- сметная стоимость – предельный размер затрат на строительство каждого объекта;
- прейскурантная стоимость – усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции строительного объекта (за 1 м2 жилой площади, за 1 м2 полезной площади, 1 м2 молярных работ и т.п.);
- договорная цена – устанавливается по договоренности между заказчиками и подрядчиками.
В зависимости от степени свободы цен от воздействий государства при их определении различают:
- свободные цены;
- регулируемые цены – определяются влиянием спроса и предложения, но испытывают определенное воздействие государственных органов путем прямого ограничения их роста или снижения, регламентации рентабельности и др.
- фиксируемые цены – прямо устанавливаются государством в лице органов власти и управления.