Мониторинг развития ребенка дошкольного возраста. Введение

(от 2 месяцев до 5 лет)

Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту

Дошкольного образования

Тверь

2014 год

Введение

Введение в практику работы дошкольных образовательных учреждений норм и требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования обязывает сотрудников организовать работу в соответствии с этим документом. Несмотря на то, что ФГОС ДО во много является преемственным с федеральными государственными требованиями к структуре и условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования (ФГТ), в нем имеется ряд существенных изменений и дополнений.

Так, требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования представлены не в виде жестко закрепленных результатов, а в виде целевых ориентиров. В пункте 4.3. данного раздела обозначено, что целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке. Отсюда следует, что мониторинг результатов освоения дошкольниками программы не только перестал быть обязательным (как это было в ФГТ), но и попал под запрет в ФГОС ДО. «Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников» (пункт 4.3).

В пункте 4.5. ФГОС ДО специально отмечено, что «целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:

аттестацию педагогических кадров;

оценку качества образования;

оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);

оценку выполнения муниципального (государственного) задания

посредством их включения в показатели качества выполнения задания;

распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.

С другой стороны, пункт 3.2.3. ФГОС ДО гласит: «При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей»

Итак, отсюда следует, что для оптимизации или коррекции работы с каждым ребенком или с группой детей педагог может проводить педагогический мониторинг развития ребенка. В Стандарте обозначены пять направлений развития (образовательных областей): «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Данное пособие представляет из себя методику проведения и обработки данных мониторинга развития ребенка от 2 месяцев до 5 лет. Методика полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

Структура мониторинга построена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и оценивает развитие ребенка на каждом году по пяти образовательным областям.

Система оценок мониторинга трехуровневая:

«качество проявляется устойчиво» (1 балл),

«качество проявляется неустойчиво», т.е. по сути находится в зоне ближайшего развития, в стадии становления, проявляется в совместной со взрослым деятельности (0,5 балла),

«качество не проявляется» (0 баллов).

Рекомендуемая периодичность проведения: мониторинг осуществляется в начале и в конце учебного года (осенью и весной) по одним и тем же показателям и демонстрирует динамику развития ребенка (или группы детей) в течение года.

Процедура оценки: Оценка осуществляется в соответствии с диагностическими листами, составленными на каждый возраст. Эти рабочие листы позволяют получать наглядную картину оценок по группе и суммарные показатели как по каждому ребенку, так и по динамике развития детей по каждой из образовательных областей. Результаты этих листов позволяют оценивать и планировать проводимую работу, вносить коррективы в содержание работы. Низкие оценки на конец года объективизируют для педагога области, в отношении которых должна быть усилена работа с отдельными детьми. Если среднее арифметическое по любому из направлений (образовательная область) ниже 0,75 баллов, то необходима более активная работа с группой по этому направлению. Возможно, необходимо пересмотреть методы организации работы по данному направлению.

Оценки проставляются воспитателем на основании наблюдений за детьми и создания несложных (естественных) диагностических ситуаций. Методика оценки подробно прописана и включает как описание всех параметров оценки, так и принцип проставления той или иной оценки по каждому параметру. Ряд параметров могут оценивать работник по физической культуре, музыкальный работник, логопед.

Если оценка отдельных детей оказывается низкой (среднее значение меньше 0,5), то ребенок направляется на комплексное психологическое обследование, которое осуществляет профессиональный психолог для выяснения причин сниженного темпа развития с применением специальных, в т.ч. стандартизированных и нормообеспеченных методик.

Отличие диагностики от мониторинга в том, что диагностическая процедура, особенно тестирование, требуют непременного соблюдения единообразия условий, мониторинг же предполагает качественную оценку в значительно менее стандартизованных условиях. Поэтому ряд оценок воспитатель проставляет, опираясь на наблюдаемые ранее сходные, аналогичные ситуации, в которых ребенок вел себя тем или иным образом. В остальных случаях, когда воспитатель не может наверняка сказать об уровне развития ребенка, требуется специальное создание той или иной ситуации, которая может включать сразу несколько детей, уровень развития которых нужно уточнить для оценки.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: