Основные подходы в типологии государств

Для познания сущности государства важное значение име­ет типология государства.

Типология государств — это их классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы (типы) которые дали бы возможность раскрыть все их историческое многообразие, сущность и основные закономерности возникновения и развития. Типология государств как прием, способ исследований это не абстрактная умозрительная конструкция, он основан на обобщении большого фактического исторического, социологического и правового материала, на выявлении объективных процессов и связей конкретного общества

Всем государствам определенной исторической эпохи свой­ственны одни и те же сущностные черты. «Исторический тип государства — это совокупность наиболее существенных призна­ков, черт, характеризующих государства определенной обществен­но-экономической формации или этапа развития человеческой цивилизации». Первые попытки типизации государств пред­принимались Аристотелем, который при этом полагал, что ос­новными критериями являются количество властвующих в го­сударстве и осуществляемая государством цель. Он выделял правильные и неправильные формы государства. Типология Гегеля была основана на развитии в истории общества идеи свободы и его объективации в четырех формах государства- Восточном, Греческом, Римском и Германском царстве. Л. Гумплович в своей типологии государства исходил из их размеров и численности народа. Ряд ученых (Р. Дарендорф, Кельзен, Р. Макайвер) подразделяют все государства на демократические и антидемократические. Одна из современных, признанных в мире классификаций основана на отношении государства к религии и выделяет светские клерикальные, теократичсеские и атеистические государства. Прфессор А. П. Герасименко предлагает дихотомную типологию политико-прававых явлений и предлагает правовые и партийные типы государств в истории общества

В настоящее время типология государств рассматривается в основном с позиции двух подходов, а именно:

1) формационного;

2) цивилизационного.

При формационном подходе основным критерием высту­пают социально-экономические признаки. Тип производствен­ных отношений при этом формирует тип государства. При фор­мационном подходе выделяются следующие типы государства:

восточный

• рабовладельческий;

• феодальный;

• буржуазный;

• социалистический.

С точки зрения формационного подхода каждая обществен­но-экономическая формация на этапе становления обеспечива­ет прогресс в развитии производительных сил, потому что про­изводственные отношения по своему характеру опережают их уровень развития. Второй этап характеризуется соответствием производственных отношений уровню развития производитель­ных сил общества, что свидетельствует о расцвете общества. На третьем этапе уровень развития производительных сил пе­рестает соответствовать старым производственным отношени­ям, что вызывает формирование новых производственных от­ношений. Видоизменяются формы собственности, что связано с появлением новых классов и социальных групп с противопо­ложными интересами, а это, в свою очередь, требует их госу­дарственного оформления. Происходит политическая револю­ция, возникает другое государство.

Формационная типология имеет свои достоинства среди которых является ее детальная разработанность, идея делить многообразие государств на основе социально-экономического фактора. Во-вторых эта классификация показывает поэтапность естественно-исторического характера развития государства. Здесь смена одного типа государства другим процесс объективный. Недостатками формационного подхода является: схематизм, одналинейность в изображении исторического процесса который не всегда согласуется с историей отдельных государств, во-вторых, данная типология страдает жестким классовым подходом и игнорирует его общесоциальную роль, в-третьих формационная типология недооценивается духовно нравственные факторы, роль человека в истории. Во взгляде на историческую роль в государстве и права превалирует негативные оценки и узко - классовый подход.

При цивилизационном подходе основным критерием классификации выступают духовные, культурные, религиозные, национальные признаки. Цивилизация- это замкнутая и локальное состояние общества, отличающаяся общностью религиозных, национальных, природно-географических и других духовных качеств. Основные представители цивилизационного подхода русский ботаник, ихтиолог Данилевский В. Я. (1822-1885), русский писатель и социолог Леонтьев К. Н. (1831-1891), немецкий социолог Вебер М. (1864-1820), русский юрист социолог Сорокин П. А. (1883-1968), немецкий философ Шпенглер О. (1880-1936), английский историк социолог Тойнби А. Д.(1889-1975) и д.р. По мнению Тойнби цивилизация есть замкнутая и локальное состояние общества отличающаяся общьностью религиозных, этнических, климатических, географических и других признаков. Культура по словам Тойнби представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации. Если Данилевский В. Я. Выдел десять цивилизаций, Шпенглер восемь, то у Тойнби в его работе «постижение истории» двадцать шесть цивилизаций. В цивилизационном подходе авторы выделяют следующие типы государств и обществ: древние (древнегреческие, древнеримские, древневосточные); средневековые (заподноевропейские, восточноевропейские, азиатские); современные (развитые, развивающиеся)

Достоинствами цивилизационного подхода является: во-первых, обращение к духовным, нравственным и культурным фактором исторического развития общества. государство и право здесь являются результатами развития самой цивилизации; во-вторых этот подход многолинеен, вариативен и применим к истории любой страны с учетом ее специфики.

Недостатком цивилизационной типалогии является отсутствие детальной разработанности и характеристики отдельных типов государств, здесь представлена характеристика больше общества, нежели государств. Таким образом видно, что оба подхода несовершенны и не могут претендовать на исключительность, однако эти две классификации могут достаточно полно дополнять друг друга.

2. Характеристика исторических типов государств

Формационную типологию государств можно критиковать, можно отказаться от нее, но сначала нужно предложить взамен нечто более конкретное и совершенное, устраняющие ее ограниченность и однолинейность во взгляде на историю. Марксистский линейны подход в исследовании исторического процесса предполагал деление мировой истории на три больших периода (макроформаций): первичный (архаичный), вторичный (экономический), третичный (коммунистический), получивший название общественных которые применяются для обозначения глобальных исторических эпох. Государственно организованное общество является элементом вторичной экономической общественной формацией в рамках, которой выделяются соответствующие исторические периоды, которым соответствуют исторические типы государства и права. Под историческим типом государства понимается совокупность общих и наиболее характерных признаков всех государств обладающих единой сущностью и основными признаками организации и деятельности, определяемыми соответствующим типом собственности. Исторический тип государства выражает единство социальной сущности всех государств обладающих общей экономической основой. К историческим типам государства формационная типология относит:

Рабовладельческое государство — это первый историчес­кий тип государства, возникший в результате разложения пер­вобытнообщинного строя и представлявший собой политическую организацию экономически господствующего класса ра­бовладельцев. Функции государства осуществлялись в интере­сах рабовладельцев.

Феодальное государство — особая политическая организа­ция класса феодалов. Экономической основой этого государ­ства является частная собственность феодалов на землю как на главное средство производства и личная зависимость от них крестьян, обладающих правом собственности на необходимые для обработки земли сельскохозяйственные орудия и тягло­вую силу.

Буржуазное государство — политическая организация об­щества, в котором созданы условия для личной свободы работ­ника, его независимости как личности от капиталиста. В бур­жуазном государстве на первый план выходит экономическое принуждение к труду.

Социалистическое государство — это, по мнению ученых-марксистов, орудие политической власти трудящихся классов, выражающее интересы трудового народа, обеспечивающего раз­витие социалистического общества.

Характеристика исторических типов государства требует обратить внимание прежде всего на социально-экономические основы каждого из перечисленных государств, во-вторых, определить сущность и основные задачи данного государства, в-третьих указать основные функции государства, в-четвертых дать характеристику механизму аппарату государства, в-пятых охарактеризовать форму правления, государственное устройство и государственных режим, в-шестых, указать особенности исторического типа права. Характеризуя социалистическое государство, следут перечислить только основные постулаты и доктрины теории социалистической революции. которая так и не была реализована в ходе исторической практики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: