Государственная (публичная) власть, основные принципы (способы) её организации

Власть — одно из проявлений сущности государства, по­скольку государственная власть имеет политический характер, выражает интересы определенных классов, социальных слоев и партий. Власть как таковая представляет собой отношение господства и подчинения, разделение на властвующих и под­властных.

Г о с у д а р с т в е н н а я в л а с т ь в отличие от других видов власти имеет ряд особенностей:

1) это — п у б л и ч н а я в л а с т ь: она выступает от имени на­рода и имеет публичную основу для своей деятельности (казенное имущество, собственные доходы и налоги с населения);

2) это — а п п а р а т н а я в л а с т ь: она имеет механизм осуще­ствления власти в лице различных государственных органов — за­конодательных, исполнительных, судебных, правоохранительных и так далее;

3) это в л а с т ь, п о д д е р ж и в а е м а я законом. В этом смысле государство есть юридическая форма осуществления власти;

4) это — в л а с т ь с у в е р е н н а я: она не зависит ни от какой иной власти (внешней или внутренней, будь то другое государст­во, партия или церковь);

5) это — л е г и т и м и р о в а н н а я в л а с т ь: она имеет узако­ненный характер и опирается на признание народа и междуна­родного сообщества.

Реализация властных отношений в государстве осуществляется с помощью властных структур — органов государства и властных институтов — политических учреждений и процедур.

Основными институтами государственной власти являются ин­ституты народного представительства, позволяющие осуществлять власть посредством института всеобщих выборов, института пре­зидентства, парламентаризма и муниципального самоуправления.

Современные государства имеют развитую сеть институтов управления: правительство, правительственные учреждения, адми­нистрация на местах, "силовые" ведомства, управляющие деятель­ностью вооруженных сил, органов государственной безопасности и охраны общественного порядка.

В сфере законодательной власти можно выделить институт парламентаризма и институт делигированного законодательства. В сфере исполнительной власти функционируют институты прези­дентства и президентского правления, в сфере судебной власти — институты судебной власти и судебной ответственности, в сфере контрольной власти — институты конституционного совета и предварительного контроля.

Государственные институты выполняют различные функции и в зависимости от уровня развития демократии обладают разной силой. В одних государствах преобладают институты главы госу­дарства, управления и "силовых" ведомств, в других на первое ме­сто выдвигаются институты народного представительства, муни­ципального самоуправления, правосудия, прав и свобод граждан.

В зависимости от способа организации государственная власть может быть единой либо многоструктурной (раздельной). Впервом случае вся полнота власти принадлежит главе государства, правящей пар­тии либо номенклатуре. Власть осуществляется авторитарными способами и приемами, вплоть до физического уничтожения инакомыслящих. Во втором случае имеет место разделение вла­сти на законодательную (парламент, местные органы самоуправле­ния), исполнительную (правительство и учреждения исполнительной власти на местах) и судебную (конституционный суд и судебная система). Власть осуществляется демократическими методами.

По мысли Ш. Монтескье, автора теории разделения властей, предложенная им триада ведет к рассредоточению власти, взаим­ному сдерживанию и тем самым к ограничению злоупотреблений и произвола. Русский ученый Н. М. Коркунов в курсе лекций по теории государства и права 1909 г., рассматривая принцип разде­ления властей, ответил, что нет ни одного государства, где зако­нодательство, исполнение и суд были бы строго обособлены друг от друга. Исторический опыт показывает, что взаимное сдерживание властей может осуществляться не только разделением, но и совместным исполнением одной и той же функции несколькими органами, но различным порядком. В современных государствах исполнительная власть издает нормативные акты, и выполняет не которые судебные функции, создавая административные суды, законодательные органы издают не только законы, но и административные распоряжения, выполняют не только судебные функции (при инпичменте президента и обвинении в государственной измене высших должностных лиц). Верховный и Конституционные суды действуют в сфере исполнительной и законодательно власти, объявляя акты парламента неконституционными и отменяя их решение.

Принцип разделения проведен во всех демократических государствах. Наиболее последовательно принцип "трех властей" осуществляется в США, причем разделение властей (конгресс, президент, верховный суд) сопровождается важными дополнениями о системе взаимных сдержек, противовесов и социальном единстве власти в лице народа.

В Российской Федерации в соответствии с Конституцией 1993 г. "государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную" (ст. 10 Конституции РФ). Законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание (Государственная Дума и Совет Федерации), исполнительную — Правительство РФ, судебную — органы правосудия, суды. Президент по Конституции РФ "обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти" (ст. 80 Конституции РФ), иными словами Президент обеспечивает целостность государственной власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: