Стилистические требования, предъявляемые к дипломной работе, складываются из двух составляющих – требований современного русского литературного языка и требований так называемого академического этикета – научной речи. Характерной особенностью научной речи является формально-логический способ изложения материала. Это значит, что научное произведение состоит главным образом из рассуждений и доказательств. Для научного текста также характерны законченность и связность.
Одним из средств выражения логической связей являются функциональные связки – преимущественно вводные слова и оборота. Они могут иметь разное предназначение, могут указывать на:
o последовательность развития мысли: в начале, во-первых, прежде всего, значит, итак и др.;
o противоречивые отношения: однако, между тем, тем не менее;
o причинно-следственные отношения: следовательно, поэтому, благодаря;
o переход от одной мысли к другой: прежде чем перейти к …, обратимся к …, перейдем к …, необходимо рассмотреть ….
|
|
o итог, вывод: итак, таким образом, значит, в заключение отметим, сказанное позволяет сделать вывод, подведя итоги, следует сказать
Недопустимо использование в дипломных работах профессионализмов, то есть слов и выражений, распространенных в определенной профессиональной среде, так называемого профессионального жаргона: нельзя употреблять определение «линейка» вместо «линейная бригада скорой медицинской помощи».
Стиль научной работы – это безличный монолог. Поэтому изложение ведется от третьего лица: «автор полагает». Местоимение «я» не используется, пишут местоимение «мы»: «нами установлено», «мы пришли к выводу».
Начинать каждый раздел рекомендуется с вводного предложения. Например, «Проблема эмоционального выгорания рассматривалась в работах многих психологов», «Рассмотрим основные проблемы терапевтического общения», «При изучении проблемы профессионального стресса выделяют следующие понятия». При этом в тексте должно быть видно, на каких авторов и на какие работы опирался обучающийся. Например, «Как показано в работах А.А. Смирнова, реабилитация является…», «Проблемы стоматологической заболеваемости в раннем возрасте рассматривались в работах…», «Исследования Богданова С.Г. показали, что …».
Чтобы продемонстрировать умение сравнивать, классифицировать, обобщать обучающийся должен излагать часть материала в теоретической главе с использованием логических схем и сравнительных таблиц.
Каждая глава курсовой работы обязательно должна заканчиваться выводами (обычно их три-четыре). В них даются аргументированные ответы на поставленные в главе вопросы. Выделяется существенное, главное как результат исследовательской работы. В любом случае все разделы, пункты и подпункты работы должны быть соединены друг с другом последовательностью текста, без смысловых разрывов.
Выводы располагают в последнем абзаце главы, можно использовать обороты: «Таким образом …», Как видим …».