Многообразие общественных взаимодействий и проблема действия общественных законов

Р азвитие общества, понимание его законов происходит из сравнения общества и природы. Развитие науки способствовало тому, что законы природы пытались проецировать на общество. Такие попытки привели к тому исследование жизни людей получали особую, специфическую трактовку, согласно которой, человек коренным образом отличается от природы. Исследование человека и его социальной жизни, общества связаны общим происхождением. Для того, чтобы исследовать общество, особенность социальной жизни людей необходимо описать единство общества, его разномасштабность и многообразие. Необходимо собрать в единые рамки многообразие жизни людей – ее разные измерения, а вместе с тем показать единство уникальной и неповторимой жизни человека в обществе.

До эпохи Нового времени в общественной жизни человека господствовала традиция. Традиция - (отлат. tradition – передача, предание). Социальное и культурное наследие, которое передается из поколение в поколение. Традиция сохраняется в обществе в течении длительного времени. В качестве традиции выступают общественные установления, общественные нормы поведения, ценности, идеи, установки. Традиция - образец поведения, мышления, переживания. Традиция способствует оценке той или иной деятельности как положительной или отрицательной. Традицию следует отличать от обычая. Обычай – с тереотипная форма регуляции жизни в обществе. Обычай воспроизводится в том или ином обществе или социальной группе. Обычай является привычным для все членов общества. В отличии от традиции, обычай функционирует в отдельных сферах общественной жизни. Обряд выражает неуклонное следование пришедшим из прошлого образцам поведения. Обычай является средством приобщения человека к социальному и культурному опыту поколений.

В период Нового Времени обнаружились недостатки традиционных форм поведения. В этот период формируется наука об обществе, которая утверждает себя в качестве главной силы развития общества. Нужно было не только описать бытие людей, но и объяснить связи и отношения, которые объединяли людей в общество. Для этого необходимо было выработать специальные научные методы. Нужно было выработать и описать понятия о связях т отношениях, зависимостях различных элементов общественного целого. Необходимо было выявить схемы, которые могли бы зафиксировать такие зависимости, описать образы поведения и деятельности людей.

Науке Нового Времени (экономики, социологии) еще не под силу было объяснить все многообразие деятельности людей в обществе. Она попыталась объяснить лишь некоторые связи и отношения. Так, появились первые схемы описывающие общественную жизнь человека, общественную реальность или социальную реальность. Социальная философия Нового Времени описывала общественную жизнь людей как некие «механизмы» функционирования общества. С помощью таких механизмов можно было выделить и понять как устроены и как работают большие подсистемы общества: государство, национальная экономика, политика. В эпоху Нового Времени формируется понимание общественной жизни людей, согласно которому, общественные системы существуют объективно, т.е. они абстрагированы от реальной жизни человека. Общественные или социальные системы «освобождены» от разнообразия жизненных проявлений человеческой жизни.

Социальная философия Нового Времени рассматривала общественные связи и отношения в их очищенной от конкретной человеческой жизни, форме. Таким же образом изучала окружающий мир наука. В стандартах новоевропейской науки развивалась установка, согласно которой, законы действительности представляют собой связи и отношения объектов, которые весьма абстрактны и не зависят от сознания отдельного человека. Описывая общество, так же как в геологии, химии и биологии, ученые направляли свое внимание на крупные события, на большие структуры, на большие группы. Связи и отношения в обществе рассматривались исходя из воздействия больших социальных структур на людей. Ученые обращали внимание на зависимость между промышленность и политикой, между правом и хозяйственной жизнью общества. Ученые высказывали предположение, что индивидуальная жизнь людей обусловлена экономическим развитием. Законы, которые функционировали в обществе, объяснялись следующим образом: одни подсистемы общества зависят от других, а сами люди зависят от этих подсистем как от условий своего существования.

Действие законов в обществе понималось натуралистически. Люди зависели от общества, так же как они (люди) зависели от природы. Экономическое развитие общества, его политический строй, культура трактовалась как совокупность естественных связей. Именно такие связи и отношения формируют человека. К ним человек должен приспособить свое поведение. Люди были «вписаны» в действие общественных законов как существа подчиненные, страдательные, понимающие свою свободу как подчинение. Социальные силы представляли собой сверхчеловеческие связи и отношения.

В CIC столетии формируется другое понимание общественных законов и общественной жизни. Новые подходы в изучении общества связаны с исследованием деятельности. И хотя человеческая деятельность трактуется еще во многом с позиции ее абстрактного, натуралистического понимания, в ней уже отдается приоритет способностям личности, способностей человеческих индивидов. Явным становился акцент на том, что техническая и экономическая деятельность зависит от личности человека, от его индивидуальных особенностей. Такой подход отразился и на понимании законов общества.

Условия жизни людей понимаются теперь исходя из их деятельности. В закономерных общественных связях встречаются разные формы человеческой деятельности: живой и опредмеченной, индивидной и деиндивидуализированной. Законосообразность деятельности рассматривается в зависимости от социальных форм деятельности. Общественный закон «оживает» лишь в деятельности, и реализация закона раскрывается как соответствие друг другу разных видов деятельности. Люди не могут по какому-то одному закону. В поведение человека «вписаны» разные законы. Представление о том, что в обществе действует один закон, говорило бы о том, что общество является машиной. Общество действующее подобно машине лишает человека свободы. Но, если человек не может жит по какому-то одному закону, то может ли он жить сразу по нескольким законам?

Человек не может жит по одному закону. Но он не может выстраивать свою деятельность с учетом сразу нескольких закономерных связей. Совершая отдельный акт своей деятельности, человек не может использовать всего многообразия общественной реальности. Он останавливает внимание на каком-то одном фрагменте, который в данный момент времени представляет для него наибольший смысл. Человек выбирает конкретную линию поведения. В отдельном акте своей деятельности человек забывает о многообразии общественных связей и отношений, забывает о целостности общества. Он рассматривает свою деятельность как реальное действие, как совокупность реальных связей и отношений. Вырабатывая цель своей деятельности и выбирая средства для ее осуществления, человек тем самым «встраивает» объективные общественные связи в логику своего поведения.

Соотношение цели деятельности и ее средств трактуется просто, согласно следующей схеме: «цель оправдывает средства». Такой подход не учитывает того, что человек живет в системе сложившихся связей и отношений. Такой подход не учитывает зависимость целей от средств. При таком подходе не учитывается роль социальных норм в выборе целей и средств. Нормы являются носителями социальных связей. Нормы выступают носителями целого комплекса социальных связей в человеческой деятельности. Если у человека отсутствует понимание их роли, то этот факт говорит о том, что у человека не выработана картина общества, не выработана картина социальных связей и отношений.

Выработка норм поведения в обществе - важный этап как в жизни отдельного человека, так и в обществе в целом. В истории общества данный этап связан с формированием многообразия социальных отношений. В такие отношения вписан каждый отдельный человек и в таких отношения он должен уметь ориентироваться. В результате, возникают некие эталоны поведения человека. Такие эталоны определяют деятельность человека, ее содержание. Что касается жизни отдельного человека, то выработка норм поведения связана с формированием социально адаптированных навыков поведения. Препятствием для личностной самореализации человека являются не нормы социального поведения, а способы приобщения людей к таким нормам. Осваивать нормы социального поведения и быть реальным представителем общества - это не одно и то же. Отдельному человеку сложно приспособиться к социальным нормам, которые по сути являются объективными формами поведения. Тем не менее такое поведение лежит в основе самостоятельного поведения человека.

Существует два плана, с помощью которых можно рассмотреть соотношение общества, его норм и бытия отдельного человека. Первый план - жизнь человека зависима от общественных законов. Второй план - функционирование общественных законов, их «работа». В этом плане общественные законы – не статичный механизм, а развивающаяся система. Здесь возникают вопросы, связанные с тем, кто реализует общественные законы, кто может их модифицировать, при каких условиях они соприкасаются с реальными индивидами.

Общественные процессы и явления могут рассматриваться обособленно от конкретной жизни человека. Потому что общественные процессы функционируют в качестве объективных общественных законов. Однако, в этом случае, исключить роль человека невозможно. Речь идет не об отдельном человеке, индивиде, о бытии индивидов. Речь идет о множестве, о совокупности жизни и деятельности многих людей, многих индивидов. Исходя из этого мы можем уже говорить о социально-философском понимании общественных законов. Впервые такое понимание было связано с изучением неевропейских обществ: африканских, азиатских, коренных американских племен и народностей). Ученые пришли к выводу, что в этих обществах существуют другие законы поведения, другие законы деятельности.

Изучение архаических обществ дало возможность описать особые законы поведения, которые характерны для племенных обществ. Архаический -………. В племенных обществах люди понимали социальные связи как естественные условия их жизни. Первобытные люди принимали социальные нормы в качестве естественного ритма жизни. Архаические законы жизни передавались из поколения в поколение с помощью традиции. Благодаря традиции люди были как бы вписаны в социальные связи. Противопоставление себя традиции являлось противоестественным. Понимание соотношение своей собственной жизни и закона племени было связано с господством судьбы, установленного свыше порядка. Первые представления о социальных законах были по сути фаталистическими. Фатализм в этом случае представлял собой особую динамику социальных связей и отношений, которая подавляла индивидуальные проявления человеческой деятельности.

Наука Нового времени изучив закономерности архаических обществ обнаружила там особые законы, устойчивые связи и отношения. То, что считалось экзотикой, обнаружило устойчивый закономерный характер. В ходе развития социальной философии, архаические общества стали анализироваться как часть бесписьменной истории. Племенные сообщества, которые назывались дикими, первобытными, стали определяться как культуры. Период, который был связан с началом истории, оказывал воздействие на последующие эпохи.

В период средневековья в социальной философии ставится вопрос о соотношении деятельности, воли и сознания человека с божественным предопределением. Природный, социальный и божественный порядок являются тождественными. Именно в этот период человек получает возможность духовного самоопределения. Самоопределение человека в эпоху нового времени заключается в попытке практически использовать общественные законы. В практической жизни общества начинает преобладать промышленность, в научной жизни - теоретическая механика. В силу этого, общественные законы трактуются как механические. Таким же образом рассматривается и законы природы. Законы природы носят механический характер. Исследование общества в рамках механистического подхода вело за собой натуралистическое истолкование общества. Общество уподоблялось природе.

Натуралистический подход направлен на упрощение многообразия жизни людей. Такими сферами упрощения становятся: экономическая сфера жизни, право, наука. Именно эти сферы способствовали рассмотрению общества как закономерной, повторяющейся и объективной связи явлений. Экономические процессы указывали на регулярные колебания рыночных цен, экономическая теория попыталась выделить циклы хозяйственной деятельности разной длительности. Например - циклы Лабруса, циклы Кондратьева.

Такой подход нельзя было применить к описанию уникальных событий, культурных особенностей того или иного общества. Такие аспекты жизни общества не поддавались натуралистической трактовке. В противоположность натуралистическому подходу вырабатывалась теоретическая позиция, обращающая свое внимание на деятельность людей с точки зрения ее психологии и волевых проявлений. Те или иные общественные явления рассматривались в зависимости от воли человека. Такая позиция называлась волюнтаристической. Волюнтаризм - (от лат. voluntas – воля). Термин волюнтаризм впервые употребил Ф. Теннис в 1883). Направление в философии, которое рассматривает волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм выдвигает на первый план волю, тем самым противостоит тем философским системам, которые основой мышления и деятельности считали разум. Волюнтаристическая трактовка общественных законов описывала общественные процессы ограниченно. Она исключала разумную деятельность человека, способность людей изменять условия жизни.

В CC веке общество вступает в постиндустриальную фазу своего развития. В постиндустриальную эпоху формируется представление об общественных законах как о законах-тенденциях. Такие законы выражают сочетание разных видов человеческой деятельности и условия ее реализации. Новую трактовку получает вопрос о соотношении природных и общественных законов. Природа стала рассматриваться в своих разнообразных формах. Она заставляет человека приспосабливать свою деятельность к сложным процессам биосферного пространства. Социальная философия CC века показала разнообразие общественной жизни на практике. Социальная философия CC века показала, что противоречия и кризисы, которые возникают в обществе напрямую связаны с жизнью отдельного человека. Преодоление социальных кризисов, вызванных изменениями в обществе, подтвердило связь кризисов от характера жизни отдельного человека. Общество могло стабилизироваться лишь тогда, когда социальные процессы обретали устойчивую опору в деятельности людей, когда общественные явления были направлены на реализацию способностей человека.

Осмысление этой ситуации, нередко, проходившее в трагических условиях CC века, способствовало углубленному анализу общественных (социальных) явлений с момента их формирования (на всем протяжении CUI - CIC столетий). Ученые обращают свое внимание на эволюционный характер общественных явлений, на важную роль человеческой деятельности, а так же жизни отдельного человека. Формируется новый подход в изучении развития общества. Он учитывает разнообразие форм общественного развития. Общественные процессы, с этой точки зрения, тесно связаны с самореализацией человека. На смену подходу, который рассматривает жизнь людей в зависимости от общественных форм, пришел подход, исследующий общество как форму развития жизни и деятельности человека.

Сделаем вывод о том, что общественные процессы и явления разнообразны, во многом зависят от истории (от культурно – исторического контекста). Общественные процессы отличаются одни от других по их отношению к жизни отдельного человека, по характеру реализации деятельности людей - от непосредственного общения до общественной и государственной жизни в целом. Можно говорить о том, что существуют разные по своим масштабам и по характеру деятельности общественные явления. Философское рассмотрение истории начиная с Аврелия Августина до Дж. Вико и от Вико до К. Маркса и Шпенглера было направлено на изучение больших социальных форм. В социальной философии CC века стало очевидным, что общественные процессы открыты жизни человека. Общественные процессы способствуют воспроизводству деятельности человека. Деятельность отдельного человека способствует развитию общества, общественных процессов.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: