Практический смысл базовых стратегий М. Портера

М. Портер по соотношению масштаба конкуренции и типа конкурентного преимущества выделил три базовые стратегии конкуренции:

• стратегия лидерства по себестоимости;

• стратегия дифференциации;

• стратегия фокусирования на себестоимости или дифференциации.

Согласно модели М. Портера, зависимость между долей рынка и рентабельностью определяется эффективностью конкурентной стратегии и имеет U-образную форму.

Фирма с небольшой долей рынка может преуспеть, имея четко сконцентрированную стратегию и фокусируя свои усилия на определенном рыночном сегменте, даже если ее общая доля на рынке незначительна.

Этот вывод отличает модель М. Портера от стратегических следствий матрицы Бостонской консультативной группы (БКГ), которая была рассмотрена ранее.

Фирма, имеющая большую долю на рынке, может быть успешной в результате лидерства по издержкам или благодаря стратегии диф­ференциации. Фирма, не сумевшая направить свою стратегию по од­ному из трех направлений, может «завязнуть в болоте» (критическая область) и оказаться в чрезвычайно плохом стратегическом поло­жении.

Следует учитывать, что превосходство в низкой себестоимости проявляется, когда фирма предлагает продукцию среднеотрас­левого стандарта качества. В противном случае, если сни­жение себестоимости продукции сопряжено со снижением качества и делает ее малопривлекательной в глазах потребителей, низкокаче­ственную продукцию приходится реализовывать по цене ниже сред­неотраслевой, что не приносит дополнительной прибыли. Например, такая ситуация возможна при переходе на бо­лее дешевое, низкокачественное сырье и материалы, привлечении к проведению работ малоквалифицированного персонала и т. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: