М. Портер по соотношению масштаба конкуренции и типа конкурентного преимущества выделил три базовые стратегии конкуренции:
• стратегия лидерства по себестоимости;
• стратегия дифференциации;
• стратегия фокусирования на себестоимости или дифференциации.
Согласно модели М. Портера, зависимость между долей рынка и рентабельностью определяется эффективностью конкурентной стратегии и имеет U-образную форму.
Фирма с небольшой долей рынка может преуспеть, имея четко сконцентрированную стратегию и фокусируя свои усилия на определенном рыночном сегменте, даже если ее общая доля на рынке незначительна.
Этот вывод отличает модель М. Портера от стратегических следствий матрицы Бостонской консультативной группы (БКГ), которая была рассмотрена ранее.
Фирма, имеющая большую долю на рынке, может быть успешной в результате лидерства по издержкам или благодаря стратегии дифференциации. Фирма, не сумевшая направить свою стратегию по одному из трех направлений, может «завязнуть в болоте» (критическая область) и оказаться в чрезвычайно плохом стратегическом положении.
|
|
Следует учитывать, что превосходство в низкой себестоимости проявляется, когда фирма предлагает продукцию среднеотраслевого стандарта качества. В противном случае, если снижение себестоимости продукции сопряжено со снижением качества и делает ее малопривлекательной в глазах потребителей, низкокачественную продукцию приходится реализовывать по цене ниже среднеотраслевой, что не приносит дополнительной прибыли. Например, такая ситуация возможна при переходе на более дешевое, низкокачественное сырье и материалы, привлечении к проведению работ малоквалифицированного персонала и т. п.