Надбавка, или марк-ап (от англ. mark-up — наценка), — агентское вознаграждение за выполнение определенных услуг, связанных с конечной реализацией турпродукта. Ее величина устанавливается в агентском соглашении или договоре поручения. Надбавка (или комиссионные) может быть выплачена агенту несколькими способами:
- в установленный срок, после перечисления выручки на счет туроператора;
- посредством вычета из стоимости турпродукта агентом перед отправкой выручки;
- на основе системы взаимозачетов, накопительных схем, компенсационных расчетов.
Комиссионное вознаграждение агенту выплачивается:
- за прямые продажи;
- за повторные заказы — вознаграждение в меньшем размере, определяемое по специальной шкале, если сделка инициирована действиями агента;
- за каждого туриста, группу по специальным накопительным схемам в течение сезона, что в общей сложности может довести агентский процент до 15% и выше;
- поощрительные надбавки (премии) за получение платы наличными;
- комиссионные за продажу дополнительных услуг, например страховки и др.
|
|
Дифференциация комиссии возникает также в связи с уровнем ответственности за реализацию турпродукта:
- комиссия будет выше, если агент сам оплачивает путевку, как бы покупая ее у турфирмы-оптовика, а последующую ее продажу клиент оставляет на свой страх и риск;
- комиссия будет ниже, если агент не несет ответственности за реализацию, а получает свою долю по мере реальной продажи путевок.
В международной практике обычно агентское вознаграждение устанавливается с каждой продажи от 2 до 12% от стоимости тура или услуг, а туроператорам от иностранных принимающих фирм 10–15% и зависит от интенсивности сезона, абсолютной стоимости тура, географии путешествия, рынка, на котором работает турфирма, и т. д.
Оно должно включать возмещение затрат турфирмы и приносить прибыль.
Туроператор старается работать с 20%-ной прибылью, из которых10–12% он отдает турагентству, а сам существует на оставшиеся 10%. Так, например, если себестоимость турпакета составляет 1000 долл., его продажная цена составляет 1250 долл. Наценка туроператором распределяется так: 125 долл. — агентству, 125 долл. — оператору. На направлениях с большим потоком туристов (Египет, Турция, Испания) комиссия туроператора составляет 3–4%, так как крупные туроператоры на массовых направлениях получают прибыль за счет потока туристов. Чем меньше поток, тем больше комиссия и накрутки. При стоимости турпакетов 300–500 долл. минимальная прибыль туроператора 3–4%.
Существует два метода расчета наценок — исходя из:
1) себестоимости:
2) продажной цены:
|
|
Допустим, турфирма обнаружила, что конкурент производит
Скидки используют, чтобы реагировать на более низкие цены конкурентов, привлечь большее количество потребителей, стимулировать потребление товара и т. д. В мировой практике насчитывается около 20 видов скидок с цены. Обычно скидки применяют в следующих случаях:
- при заблаговременной оплате (более чем за три месяца). Например,формулировка «2/10, нетто 30» означает, что платеж должен быть произведен в течение 30 дней, но покупатель заплатит на 2% меньше, если оплатит стоимость товара в течение 10 дней;
- групповые скидки предоставляются большим группам туристов;
- скидки для отдельных категорий туристов (детям до 7 лет – 50%, школьникам –оо40%, молодоженам и т. п.);
- скидки до 5% корпоративным клиентам;
- сезонные скидки предоставляются покупателю за приобретение товара в межсезонье;
- скрытые скидки предоставляются покупателю в виде оказания бесплатных дополнительных услуг и др.
В деятельности любого предприятия может сложиться ситуация, когда ему приходится варьировать ранее установленные цены на свои услуги (уменьшать или увеличивать их).
Уменьшение цены может наступить в результате длительного простоя его деятельности и сокращения объема продаж, в результате потери им значительной доли рынка, усиления конкурентной борьбы, окончания сезона, сокращения издержек в работе или появления новых схем его сотрудничества с поставщиками туристских услуг. Такие цены называют демпинговыми.
В отличие от повышения цены, ее снижение — безболезненная для оператора и потребителя процедура, основываясь на которой, можно даже выстроить отдельную рекламную кампанию. Однако увлечение постоянным снижением отпускной цены на турпакеты может привести к ряду негативных последствий:
- потребители начинают относиться к подешевевшему туру как наименее качественному;
- к услугам снижающего цену оператора начинают прибегать представители менее доходных сегментов, не способных часто путешествовать;
- регулярное снижение отпускной цены может привести к тому, что потребители будут ожидать дальнейшего падения стоимости тура;
- демпинговые цены могут привести к тому, что потребители откажутся покупать туры по более высоким ценам в дальнейшем.
По этим причинам профессиональные туроператоры зачастую прибегают к незаметному и постепенному снижению отпускных цен на свои туры:
- увеличивая комиссии своим агентам;
- повышая качество оказываемых в туре услуг;
- включая в стоимость тура новые дополнительные услуги;
- вводя новые бонусные программы для своих агентов или клиентов.
Повышение цены — малопривлекательно как для туристов, так и для туроператоров, поскольку это подрывает их конкурентоспособность и доступность турпакетов для широких слоев населения. Рост может быть вызван чрезмерным спросом на предлагаемые турпоездки, ростом издержек туроператора, стремлением увеличить собственные прибыли, изменением налогового законодательства или экономической ситуации в стране. Туроператор пытается как можно незаметнее и безболезненнее для потребителя провести повышение цен на свои туры. Это достигается путем:
- замены услуг, оказываемых в туре, менее качественными;
- сокращения количества услуг;
- сокращения ассортимента предлагаемых услуг (как способ снижения постоянных и переменных издержек);
- сокращения сроков тура;
- уменьшения размера комиссии агентствам;
- сокращения количества и размера скидок для различных категорий граждан.
Результатом ценообразования является цена на турпродукт, котораяможет изменяться по мере изменения даты производства турпродукта.