Кровь как компонент внутренней среды организма.
Плазма крови, ее состав и значение.
Форменные элементы крови, их структура и значение.
Понятие об иммунитете.
Возрастные особенности крови.
Роль И.И. Мечникова в изучении фагоцитоза.
Вопросы для самоконтроля:
- Раскройте значение гомеостаза, его регуляцию.
- Опишите состав плазмы.
- Дайте характеристику форменным элементам крови (эритроцитам, лейкоцитам и тромбоцитам).
- Расскажите о возрастных изменениях крови.
- Дайте характеристику реакции оседания эритроцитов.
- Расскажите, как реагирует кровь на воспаление.
- Что Вам известно о лейкозе?
- Объясните, почему при переливании крови необходимо учитывать группу крови и резус фактор.
- Дайте характеристику разным видам иммунитета. Приведите примеры.
Задание для самостоятельной работы:
- Опишите особенности строения и функций форменных элементов крови. Заполните таблицу.
Клетки крови | Особенности строения | Количество (в 1-м куб. мм крови) | Функции |
|
|
- Подготовьте доклад по теме:
-«Явления фагоцитоза. Значение работ И.И. Мечникова по изучению фагоцитоза.
Фагоцитоз как защитная функция организма».
Рекомендуемая литература:
№3, 4, 5 (основная).
№6, 8, 11, 14, 17, 19, 20, 22, 24, 26 (дополнительная).
Тема 15.Анатомия, физиология и гигиена сердечно-сосудистой системы, органов дыхания
Анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы.
Большой и малый круги кровообращения.
Крупные и мелкие артерии, артериолы, капилляры, венулы, вены.
Строение сердца.
Сердечный цикл и его регуляция.
Особенности кровообращения плода. Изменения кровообращения после рождения ребенка.
Возрастные изменения сердца.
Возрастные особенности системы кровообращения в пре- и постнатальном периоде развития.
Пороки развития.
Анатомия и физиология дыхательной системы.
Значение дыхания.
Строение органов дыхания.
Механизмы дыхания, частота и объем дыхания в разные возрастные сроки.
Обоняние и дыхание.
Возрастные особенности дыхательной системы в пре- и постнатальном периоде развития.
Воспалительные процессы органов дыхания.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите отделы сердечно-сосудистой системы и выполняемые ими функции.
2. Обозначьте фазы сердечного цикла. Опишите, что происходит в каждой из них.
3. Перечислите факторы, которые стимулируют и тормозят работу сердца.
4. Расскажите о строении и функционировании дыхательной системы.
5. Покажите зависимость высоты голоса от длины голосовых связок.
6. Расскажите о возрастных особенностях сердечно-сосудистой и дыхательной систем в постнатальном периоде.
Задание для самостоятельной работы:
|
|
1. Используя атлас, уточните расположение органов сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
2. Посчитайте пульс до и после физической нагрузки.
3. Зарисуйте круги кровообращения.
4. Назовите виды кровотечений и оказания первой помощи.
Заполните таблицу.
№ | Вид кровотечения | Признаки | Первая помощь | Обоснование |
Подготовьте доклады по темам:
-«Заболевания сердечно-сосудистой системы»;
-«Заболевания органов дыхания: острые воспалительные процессы (ОРЗ), бронхиты, трахеиты, пневмония. Осложнения: бронхиальная астма, отиты, аденоиды, ангины».
Рекомендуемая литература:
№2, 3, 4, 5, 6 (основная).
№6, 10, 14, 16, 17, 19, 23, 24, 26, 29 (дополнительная).
Тема 16.Гигиенические требования к воздушной среде учебных заведений
Гигиенические требования к воздушной среде помещений дошкольных учреждений.
Гигиенические требования к тепловому режиму дошкольных учреждений.
Вопросы для самоконтроля:
1. Расскажите о требованиях, предъявляемых к составу воздуха в дошкольных учреждениях.
2. Перечислите факторы, способствующие загрязнению воздуха в дошкольных учреждениях.
3. Какие изменения происходят в воздушной среде помещений во время и после переодевания детей?
4. В чем заключаются основные требования к проветриванию помещений?
5. Какие виды вентиляции помещений вам известны? Кварцевание помещений.
6. Какие гигиенические требования предъявляются к отоплению и отопительным приборам?
Задание для самостоятельной работы:
Уход за домашними животными и растениями.
Рекомендуемая литература:
№2, 6, 7 (основная).
№8, 21, 29 (дополнительная).
Тема 17.Анатомия, физиология и гигиена кожи ребенка
Строение и функции кожного анализатора.
Гигиена кожных покровов. Особенности детского возраста.
Значение гигиены кожи в профилактике кожных и других заболеваний.
Уход за кожей.
Значение кожных покровов в обмене веществ.
Привитие гигиенических навыков по уходу за своим телом: умываться, мыть руки перед едой и при всяком загрязнении.
Обязанности медицинского и педагогического персонала: осмотр кожи ребенка, выявление покраснения или сыпи.
Вопросы для самоконтроля:
1. Расскажите о строении и функциях 3-х отделов кожного анализатора.
2. Объясните в чем заключается уход за кожей ребенка.
3. Расскажите о роли памперсов для детей.
Рекомендуемая литература:
№2, 3, 4, 6 (основная).
№6, 8, 17, 19, 24, 29 (дополнительная).
Тема 18.Гигиена одежды и обуви
Назначение одежды. Сезонная одежда. Требования к ткани для одежды ребенка: гигроскопичность и воздухопроницаемость. Размеры одежды.
Одежда детей первого года жизни. Одежда для новорожденных. Требования к одежде.
Одежда и детей дошкольного возраста.
Требования к детской обуви. Комнатная обувь и уличная обувь. Размеры обуви. Значение времен года и климатических условий для выбора обуви.
Уход за одеждой и обувью. Привитие навыков бережного отношения к одежде и обуви у ребенка. Чистка одежды и обуви.
Санитарно-гигиенические требования к одежде и постельному белью ребенка в детском саду и в больнице.
Вопросы для самоконтроля:
1. Перечислите требования, предъявляемые к одежде ребенка первого года жизни.
2. Перечислите требования, предъявляемые к одежде детей от года до семи лет.
3. Назовите способы ухода за детской одеждой и обувью.
Задание для самостоятельной работы:
1. Как организовано просушивание уличной одежды в детском саду в разное время года.
2. Зарисуйте схему расположения предметов в прихожей детского сада.
Рекомендуемая литература:
№2, 6, 7 (основная).
№8, 24, 27, 26, 29 (дополнительная).
Тема 19.Состояние здоровья детей и подростков
Определение термина «здоровье» по материалам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
|
|
Критерии здоровья.
Значение комплексного медицинского обследования (диспансеризация) для определения группы здоровья или выявления отклонений в развитии.
Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка и отнесение его к одной из групп здоровья. Характеристика групп здоровья.
Значение уровня биологического развития ребенка.
Зависимость состояния здоровья и физического развития.
Влияние социальных условий на физическое развитие ребенка.
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте характеристику группам здоровья.
2. Расскажите о детских садах санаторного типа.
3. Значение физкультуры для здоровья ребенка.
Задание для самостоятельной работы:
1. Составьте план физкультурных занятий с детьми разного возраста в норме и при ДЦП.
Рекомендуемая литература:
№2, 5, 6, 7 (основная).
№1, 24, 26, 29 (дополнительная).
Тема 20.Гигиена трудового обучения и производительного труда учащихся
Гигиенические требования к трудовой деятельности дошкольников.
Гигиенические требования к трудовой и производственной деятельности учащихся – школьников.
Вопросы для самоконтроля:
1. Перечислите требования, которые предъявляются при трудовом обучении и воспитании детей дошкольного и школьного возраста.
2. Какие требования предъявляются к организации трудовой деятельности?
3. Расскажите какую одежду используют на уроках (занятиях) труда.
Рекомендуемая литература:
№2, 6 (основная).
№25, 29 (дополнительная).
Тема 21.Гигиенические требования к планированию дошкольного и школьного здания, земельного участка
Гигиенические требования к земельному участку.
Гигиенические требования к зданию дошкольного и школьного здания.
Гигиенические требования к планировке дошкольного и школьного здания.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите правила размещения дошкольных и школьных учреждений на территории населенных пунктов.
2. Перечислите группы помещений, которые в себя включает дошкольное учреждение. Как они распределяются?
3. Перечислите группы помещений, которые в себя включает школьное учреждение. Как они распределяются?
|
|
Задание для самостоятельной работы:
1. Составьте функциональную схему (план) дошкольного образовательного учреждения, с учетом предъявляемых требований.
2. Заполните таблицу «Комплектация групп детей дошкольного образовательного учреждения по возрастному признаку.
Возраст детей | Количество детей в группе |
Рекомендуемая литература:
№2, 6 (основная).
№21 (дополнительная).
6. Рекомендуемая литература
Основная:
- Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения – М., 1993.
- Голубев В.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов дошк.факультетеов высш.пед.учеб.заведений. – М., 2003.
- Сапкин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учебное пособие для студентов пед.вузов.-М., 2000..
- Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: Учебное пособие для студентов дошк.факультетеов высш.пед.учеб.заведений. – М., 2000.
- Педиатрия/Ежова Н.В., Русакова Е.М., Кашеева Г.И.-Мн.:Высш.шк.,2000.
- Антронова М.В. Гигиена детей и подростков.-М., 1982.
- Чабовская А.П., Голубев В.В., Егорова Т.И. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста.-М., 1987.
Дополнительная:
1. Бадалян Л.О., Журба Л.Т, Тимонина О.В. Детские церебральные параличи.- Киев, 1988.
2. Большая медицинская энциклопедия.
3. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 1995.
4. Гуровец Г.В. Детская невропатология. М., 2004.
5. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности.-М., 1997.
6. Детские болезни: Учебник для вузов /под ред. Л.А. Исаевой, 3-е изд. – М., 1997.
7. Дробинская А.О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего дошкольного возраста. – М., 2003.
8. Кабанова А.И., Чабовская А.П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста.-М., 1975.
9. Ковалевский Е.И. Офтальмология:Учебник.-М.,1995.
10. Кузьмичева А.Г., Шарлай И.В. Детские инфекционные болезни.-М., 1984.
11. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В., Каплун Э.Г. Анатомия и физиология детского возраста.-М., 1976.
12. Лурия А.Р. Высшие корковые функции. М.:МГУ, 1960.
13. Любимова З.В., Маринова К.В., Никитина А.А. Возрастная физиология. - М., 2003.
14. Маркосян А.А. Вопросы возрастной физиологии.-М., 1974.
15. Методические рекомендации по закаливанию детей в дошкольных учреждениях/ Министерство здравоохранения СССР/-М., 1980.
16. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи/ Учеб. Для студ.высш.пед.учеб.заведений/Под ред. В.И. Селиверстова.-М., 2001.
17. Организация медицинской помощи детям в дошкольных учреждениях./Под ред. И.И. Гребешковой.-М., 1984.
18. Пальчун В.Т., Крюков А.И. Оториноларингология.-Курск:КГМУ, Москва, 1997.
19. Пропедевтика детских болезней /под ред. А.А. Баранова – М., 1998.
20. Сагалович Б.М. Лекции по общей патологии.-М., 1964, 1970.
21. Санитарные правила устройства и содержания детских дошкольных учреждений/ Министерство здравоохранения СССР/ - М., 1985.
22. Системогенез: Сборник/ Под ред. К.В. Судакова. - М., 1980.
23. Справочник фельдшера под редакцией А.Н. Шабановой – М., 1983.
24. Тонкова-Ямпольская Р.В., Черток Т.Я., Алферова И.Н. Основы медицинских знаний - М., 1981.
25. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста /под редакцией Васильевой (из опыта работы) – М., 1984.
26. Тульчинская В.Д., Соколова Н.Г., Шеховцова Н.М. Сестринское дело в педиатрии. – Ростов- на-Дону, 2000.
27. Хрипкова А.Г. Анатомия, физиология и гигиена человека.-М., 1975.
28. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология.-М., 1978.
29. Чабовская А.П. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста – М., 1980
30. Чусов Ю.Н. Закаливание школьников – М., 1985.