Тема 14. Возрастные особенности крови

Кровь как компонент внутренней среды организма.

Плазма крови, ее состав и значение.

Форменные элементы крови, их структура и значение.

Понятие об иммунитете.

Возрастные особенности крови.

Роль И.И. Мечникова в изучении фагоцитоза.

Вопросы для самоконтроля:

 

  1. Раскройте значение гомеостаза, его регуляцию.
  2. Опишите состав плазмы.
  3. Дайте характеристику форменным элементам крови (эритроцитам, лейкоцитам и тромбоцитам).
  4. Расскажите о возрастных изменениях крови.
  5. Дайте характеристику реакции оседания эритроцитов.
  6. Расскажите, как реагирует кровь на воспаление.
  7. Что Вам известно о лейкозе?
  8. Объясните, почему при переливании крови необходимо учитывать группу крови и резус фактор.
  9. Дайте характеристику разным видам иммунитета. Приведите примеры.

Задание для самостоятельной работы:

  1. Опишите особенности строения и функций форменных элементов крови. Заполните таблицу.

 

Клетки крови Особенности строения Количество (в 1-м куб. мм крови) Функции
       

 

  1. Подготовьте доклад по теме:

-«Явления фагоцитоза. Значение работ И.И. Мечникова по изучению фагоцитоза.
Фагоцитоз как защитная функция организма».

Рекомендуемая литература:

№3, 4, 5 (основная).

№6, 8, 11, 14, 17, 19, 20, 22, 24, 26 (дополнительная).

Тема 15.Анатомия, физиология и гигиена сердечно-сосудистой системы, органов дыхания

Анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы.

Большой и малый круги кровообращения.

Крупные и мелкие артерии, артериолы, капилляры, венулы, вены.

Строение сердца.

Сердечный цикл и его регуляция.

Особенности кровообращения плода. Изменения кровообращения после рождения ребенка.
Возрастные изменения сердца.

Возрастные особенности системы кровообращения в пре- и постнатальном периоде развития.

Пороки развития.

Анатомия и физиология дыхательной системы.

Значение дыхания.

Строение органов дыхания.

Механизмы дыхания, частота и объем дыхания в разные возрастные сроки.

Обоняние и дыхание.

Возрастные особенности дыхательной системы в пре- и постнатальном периоде развития.

Воспалительные процессы органов дыхания.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите отделы сердечно-сосудистой системы и выполняемые ими функции.

2. Обозначьте фазы сердечного цикла. Опишите, что происходит в каждой из них.

3. Перечислите факторы, которые стимулируют и тормозят работу сердца.

4. Расскажите о строении и функционировании дыхательной системы.

5. Покажите зависимость высоты голоса от длины голосовых связок.

6. Расскажите о возрастных особенностях сердечно-сосудистой и дыхательной систем в постнатальном периоде.

Задание для самостоятельной работы:

1. Используя атлас, уточните расположение органов сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

2. Посчитайте пульс до и после физической нагрузки.

3. Зарисуйте круги кровообращения.

4. Назовите виды кровотечений и оказания первой помощи.

Заполните таблицу.

 

Вид кровотечения Признаки Первая помощь Обоснование
         

 

Подготовьте доклады по темам:

-«Заболевания сердечно-сосудистой системы»;

-«Заболевания органов дыхания: острые воспалительные процессы (ОРЗ), бронхиты, трахеиты, пневмония. Осложнения: бронхиальная астма, отиты, аденоиды, ангины».

Рекомендуемая литература:

№2, 3, 4, 5, 6 (основная).

№6, 10, 14, 16, 17, 19, 23, 24, 26, 29 (дополнительная).

Тема 16.Гигиенические требования к воздушной среде учебных заведений

Гигиенические требования к воздушной среде помещений дошкольных учреждений.

Гигиенические требования к тепловому режиму дошкольных учреждений.

Вопросы для самоконтроля:

1. Расскажите о требованиях, предъявляемых к составу воздуха в дошкольных учреждениях.

2. Перечислите факторы, способствующие загрязнению воздуха в дошкольных учреждениях.

3. Какие изменения происходят в воздушной среде помещений во время и после переодевания детей?

4. В чем заключаются основные требования к проветриванию помещений?

5. Какие виды вентиляции помещений вам известны? Кварцевание помещений.

6. Какие гигиенические требования предъявляются к отоплению и отопительным приборам?

Задание для самостоятельной работы:

Уход за домашними животными и растениями.

 

Рекомендуемая литература:

№2, 6, 7 (основная).

№8, 21, 29 (дополнительная).

Тема 17.Анатомия, физиология и гигиена кожи ребенка

Строение и функции кожного анализатора.

Гигиена кожных покровов. Особенности детского возраста.

Значение гигиены кожи в профилактике кожных и других заболеваний.

Уход за кожей.

Значение кожных покровов в обмене веществ.

Привитие гигиенических навыков по уходу за своим телом: умываться, мыть руки перед едой и при всяком загрязнении.

Обязанности медицинского и педагогического персонала: осмотр кожи ребенка, выявление покраснения или сыпи.

Вопросы для самоконтроля:

1. Расскажите о строении и функциях 3-х отделов кожного анализатора.

2. Объясните в чем заключается уход за кожей ребенка.

3. Расскажите о роли памперсов для детей.

 

Рекомендуемая литература:

№2, 3, 4, 6 (основная).

№6, 8, 17, 19, 24, 29 (дополнительная).

Тема 18.Гигиена одежды и обуви

Назначение одежды. Сезонная одежда. Требования к ткани для одежды ребенка: гигроскопичность и воздухопроницаемость. Размеры одежды.

Одежда детей первого года жизни. Одежда для новорожденных. Требования к одежде.

Одежда и детей дошкольного возраста.

Требования к детской обуви. Комнатная обувь и уличная обувь. Размеры обуви. Значение времен года и климатических условий для выбора обуви.

Уход за одеждой и обувью. Привитие навыков бережного отношения к одежде и обуви у ребенка. Чистка одежды и обуви.
Санитарно-гигиенические требования к одежде и постельному белью ребенка в детском саду и в больнице.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите требования, предъявляемые к одежде ребенка первого года жизни.

2. Перечислите требования, предъявляемые к одежде детей от года до семи лет.

3. Назовите способы ухода за детской одеждой и обувью.

Задание для самостоятельной работы:

 

1. Как организовано просушивание уличной одежды в детском саду в разное время года.

2. Зарисуйте схему расположения предметов в прихожей детского сада.

Рекомендуемая литература:

№2, 6, 7 (основная).

№8, 24, 27, 26, 29 (дополнительная).

Тема 19.Состояние здоровья детей и подростков

Определение термина «здоровье» по материалам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Критерии здоровья.

Значение комплексного медицинского обследования (диспансеризация) для определения группы здоровья или выявления отклонений в развитии.

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка и отнесение его к одной из групп здоровья. Характеристика групп здоровья.

Значение уровня биологического развития ребенка.

Зависимость состояния здоровья и физического развития.

Влияние социальных условий на физическое развитие ребенка.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте характеристику группам здоровья.

2. Расскажите о детских садах санаторного типа.

3. Значение физкультуры для здоровья ребенка.

Задание для самостоятельной работы:

 

1. Составьте план физкультурных занятий с детьми разного возраста в норме и при ДЦП.

Рекомендуемая литература:

№2, 5, 6, 7 (основная).

№1, 24, 26, 29 (дополнительная).

Тема 20.Гигиена трудового обучения и производительного труда учащихся

Гигиенические требования к трудовой деятельности дошкольников.

Гигиенические требования к трудовой и производственной деятельности учащихся – школьников.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите требования, которые предъявляются при трудовом обучении и воспитании детей дошкольного и школьного возраста.

2. Какие требования предъявляются к организации трудовой деятельности?

3. Расскажите какую одежду используют на уроках (занятиях) труда.

Рекомендуемая литература:

№2, 6 (основная).

№25, 29 (дополнительная).

Тема 21.Гигиенические требования к планированию дошкольного и школьного здания, земельного участка

Гигиенические требования к земельному участку.

Гигиенические требования к зданию дошкольного и школьного здания.

Гигиенические требования к планировке дошкольного и школьного здания.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите правила размещения дошкольных и школьных учреждений на территории населенных пунктов.

2. Перечислите группы помещений, которые в себя включает дошкольное учреждение. Как они распределяются?

3. Перечислите группы помещений, которые в себя включает школьное учреждение. Как они распределяются?

Задание для самостоятельной работы:

1. Составьте функциональную схему (план) дошкольного образовательного учреждения, с учетом предъявляемых требований.

2. Заполните таблицу «Комплектация групп детей дошкольного образовательного учреждения по возрастному признаку.

 

Возраст детей Количество детей в группе
   

Рекомендуемая литература:

№2, 6 (основная).

№21 (дополнительная).

6. Рекомендуемая литература

Основная:

  1. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения – М., 1993.
  2. Голубев В.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов дошк.факультетеов высш.пед.учеб.заведений. – М., 2003.
  3. Сапкин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учебное пособие для студентов пед.вузов.-М., 2000..
  4. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: Учебное пособие для студентов дошк.факультетеов высш.пед.учеб.заведений. – М., 2000.
  5. Педиатрия/Ежова Н.В., Русакова Е.М., Кашеева Г.И.-Мн.:Высш.шк.,2000.
  6. Антронова М.В. Гигиена детей и подростков.-М., 1982.
  7. Чабовская А.П., Голубев В.В., Егорова Т.И. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста.-М., 1987.

Дополнительная:

1. Бадалян Л.О., Журба Л.Т, Тимонина О.В. Детские церебральные параличи.- Киев, 1988.

2. Большая медицинская энциклопедия.

3. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 1995.

4. Гуровец Г.В. Детская невропатология. М., 2004.

5. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности.-М., 1997.

6. Детские болезни: Учебник для вузов /под ред. Л.А. Исаевой, 3-е изд. – М., 1997.

7. Дробинская А.О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего дошкольного возраста. – М., 2003.

8. Кабанова А.И., Чабовская А.П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста.-М., 1975.

9. Ковалевский Е.И. Офтальмология:Учебник.-М.,1995.

10. Кузьмичева А.Г., Шарлай И.В. Детские инфекционные болезни.-М., 1984.

11. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В., Каплун Э.Г. Анатомия и физиология детского возраста.-М., 1976.

12. Лурия А.Р. Высшие корковые функции. М.:МГУ, 1960.

13. Любимова З.В., Маринова К.В., Никитина А.А. Возрастная физиология. - М., 2003.

14. Маркосян А.А. Вопросы возрастной физиологии.-М., 1974.

15. Методические рекомендации по закаливанию детей в дошкольных учреждениях/ Министерство здравоохранения СССР/-М., 1980.

16. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи/ Учеб. Для студ.высш.пед.учеб.заведений/Под ред. В.И. Селиверстова.-М., 2001.

17. Организация медицинской помощи детям в дошкольных учреждениях./Под ред. И.И. Гребешковой.-М., 1984.

18. Пальчун В.Т., Крюков А.И. Оториноларингология.-Курск:КГМУ, Москва, 1997.

19. Пропедевтика детских болезней /под ред. А.А. Баранова – М., 1998.

20. Сагалович Б.М. Лекции по общей патологии.-М., 1964, 1970.

21. Санитарные правила устройства и содержания детских дошкольных учреждений/ Министерство здравоохранения СССР/ - М., 1985.

22. Системогенез: Сборник/ Под ред. К.В. Судакова. - М., 1980.

23. Справочник фельдшера под редакцией А.Н. Шабановой – М., 1983.

24. Тонкова-Ямпольская Р.В., Черток Т.Я., Алферова И.Н. Основы медицинских знаний - М., 1981.

25. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста /под редакцией Васильевой (из опыта работы) – М., 1984.

26. Тульчинская В.Д., Соколова Н.Г., Шеховцова Н.М. Сестринское дело в педиатрии. – Ростов- на-Дону, 2000.

27. Хрипкова А.Г. Анатомия, физиология и гигиена человека.-М., 1975.

28. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология.-М., 1978.

29. Чабовская А.П. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста – М., 1980

30. Чусов Ю.Н. Закаливание школьников – М., 1985.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: