Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной устной речи

1. Различение и образование грамматической формы единственного и множественного числа существительных с окончанием -ы-, -и- (Носок – носки, ботинок – ботинки, кофта - кофты).

2. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных (Юбка-юбочка, тапки – тапочки).

3. Образование родительного падежа существительных со значением отсутствия (У кого нет пижамы? У Иры нет пижамы.).

4. Образование формы множественного числа от существительного единственного числа (Сапог – сапоги, платье - платья).

5. Различение и употребление глаголов единственного и множественного числа настоящего времени (обувайся – обувайтесь), глаголов, противоположных по значению (сними- надень, застегни – расстегни).

6. *Различение возвратных и невозвратных глаголов. Различение действий, изображенных на сюжетных картинках (Одевается – одевают, одевается -обувается).

7. *Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида (Стирает – постирала, одевается – оделся).

8. *Образование глаголов с разными приставками (За шить, при шить, про шить).

9. Образование прилагательных с помощью суффикса - ин- (Мамина кофта).

10. *Образование прилагательных от существительных (Платье из шелка – шелковое).

11. * Согласование прилагательных и числительных с существительными (Теплый шарф, два носка).

12. *Образование наречий от прилагательных (Чистый – чисто).

13. Составление предложений по картинке с выделением предмета, действия.

14. Составление предложений по демонстрируемому действию.

15. Составление простого предложения с предлогом В. (Шапка лежит в шкафу).

16. Составление распространенного предложения с дополнением /с опорой на предметные картинки/. (В шкафу лежат кофта, куртка, шапка).

17. *Распространение предложения однородными определениями (Катя надела пушистую теплую кофту).

18. *Составление сложноподчиненного предложения (Я оделся тепло, потому что на улице холодно).

19. *Распространение фразы с помощью союзов И, А.

20. Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин, по плану.

21. Составление рассказа по сюжетной картине /по направляющим вопросам/.

22. Составление описательного рассказа по образцу, по опорной схеме.

Игры и упражнения:. «Подбери одежду и обувь» (для детей, для взрослых, для дома, для занятий спортом, для зимы, для лета), «Одежда для Оли и Толи», «Собираемся на праздник», «Отбери одежду с длинными рукавами», «Что застегнем, а что завяжем», «Подбери обувь по размеру», «Левый или правый», «Разложим вещи по местам», «Надевай – обувай», «Подбери пару», «В обувной мастерской», «Стираем одежду», «Чистим обувь».

НОЯБРЬ

Тема: Посуда

Знания:

- о посуде, наиболее часто используемой в быту;

- о частях посуды (ручка, крышка, носик, донышко);

- о назначении предметов посуды;

- о материале, из которого изготовлена посуда (стекло, железо) и его свойствах (стекло хрупкое, легко бьется);

- о сервировке стола.

Умения:

- рассматривать посуду, обследовать ее, выделяя основные признаки;

- называть и показывать части посуды;

- рассказывать о назначении каждого вида посуды;

- классифицировать посуду по назначению (столовая, чайная), по материалу (железная, стеклянная, деревянная);

- определять материал, из которого изготовлена посуда, его свойства;

- выполнять действия с посудой (отнеси, поставь, вытри), сервировать стол к обеду, к чаепитию по инструкции взрослого.

Словарь существительных. Посуда, чашка, стакан, тарелка, блюдце, кастрюля, сковорода, чайник, нож, ложка, вилка, черпак, хлебница, сахарница, поднос; части посуды – носик, ручка, крышка, донышко; стекло, железо, дерево, пластмасса.

Словарь глаголов. Варить, жарить, накрывать, ставить, кушать, пить, наливать, насыпать, накладывать, резать, убирать, мыть, разбить, дежурить, покупать, продавать.

Словарь прилагательных. Чайный, столовый, глубокий, мелкий, чистый, грязный, острый, тупой, длинный, короткий, стеклянный, железный, деревянный, пластмассовый, холодный, горячий.

Словарь наречий. Осторожно, чисто, грязно, аккуратно, горячо, тяжело, легко.

Тема: Продукты питания

Знания:

- о наиболее употребляемых продуктах питания, их свойствах и качествах;

- о профессии повара;

- о времени приема пищи (утром - завтрак, днем - обед, вечером - ужин);

- о культуре поведения за столом.

Умения:

- называть основные продукты питания, определять их вкус, качество;

- различать сырые и вареные продукты;

- соотносить прием пищи с определенным временем суток (обедаем мы днем);

- культурно вести себя за столом.

Словарь существительных. Завтрак, обед, полдник, ужин, продукты, суп, борщ, щи, каша, макароны, картошка, рыба, курица, мясо, котлеты, сосиски, колбаса, рис, гречка, блины, салат, омлет, молоко, кефир, сыр, творог, сметана, йогурт, компот, чай, кофе, сок, кисель, хлеб, батон, печенье, вафли, пирожки, булочки, пирог, соль, сахар, мороженое; кухня, повар, плита, холодильник.

Словарь глаголов. Продавать, покупать, резать, готовить, ставить, снимать, жарить, варить, печь, кормить, наливать, вынимать, помогать, убирать, дежурить.

Словарь прилагательных. Хлебный, мясной, молочный, рыбный, грибной, сырой, варенный, жаренный, вкусный, невкусный, холодный, горячий, теплый, свежий, соленый, несоленый, мягкий, твердый, черствый, кислый, сладкий, горький, полезный.

Словарь наречий. Горячо, вкусно, невкусно, сладко, солено, кисло, горько.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: