Модуль I. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Тема 1: Нормативно-правовое регулирование организации образовательного процесса обучающихся с особыми образовательными потребностями

Социальная политика в отношении обучающихся с особыми образовательными потребностями в Российской Федерации. Понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья». Категории обучающихся с ОВЗ. Новое понимание обществом возможностей социальной адаптации и интеграции в социум детей с ограниченными возможностями здоровья. Нормативные документы, регламентирующие образование детей с ОВЗ: федеральные, региональные. Локальные акты образовательной организации, регламентирующие включение ребенка с ОВЗ в образовательный процесс.

 

Тема 2: Федеральный государственный образовательный стандарт и АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

ФГОС ОВЗ – базовый инструмент реализации конституционных прав на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, нормативный правовой акт РФ. Функции федеральных государственных образовательных стандартов образования, обучающихся с ОВЗ. Предмет стандартизации. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Требования ФГОС к структуре образовательной программы и результатам освоения АООП. Принципы и подходы к формированию АООП.

 

Модуль II. Организация образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, ТМНР

Тема 1. Психолого-педагогическое обследование ребенка

Организация психолого-педагогического обследования ребенка. Наблюдение за ребенком, особенностями сенсорного, физического, речевого, эмоционально-волевого развития, сформированности навыков предметной деятельности, самообслуживания, способов общения с окружающими, способности управлять своими эмоциональными проявлениями (наличие поведенческих проблем). Определение приоритетных образовательных областей. Беседа с родителями. Сбор информации об истории развития ребенка. Уточнение запроса родителей в отношении развития и обучения ребенка. Рекомендации специалистов по обучению и воспитанию ребенка. Определение направлений возможного сотрудничества специалистов образовательной организации и семьи.

Тема 2. Разработка специальной индивидуальной программы развития (СИПР). Система оценки достижений освоения планируемых результатов АООП

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) как специальное условие, позволяющее удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся по варианту 2 АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Структура, организация разработки и составления СИПР. Взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающегося в процессе разработки СИПР. Составление психолого-педагогической характеристики. Составление индивидуального учебного плана (ИУП) и расписания уроков/занятий. Формулирование конкретных задач обучения и воспитания ребенка. Формирование базовых учебных действия. Подбор оптимальных методов и средств для реализации СИПР. Создание условий для реализации потребности в уходе и присмотре. Программа сотрудничества с родителями. Оценка достижений освоения планируемых результатов СИПР.

Тема 3. Формирование базовых учебных действий

Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками. Формирование учебного поведения. Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками.

 

Тема 4. Коррекция проблем поведения

Определение проблемного поведения. Основные виды проблемного поведения. Текущая аттестация проблемного поведения. Способы коррекции проблем поведения.

Тема 5. Сенсорное развитие

Развитие зрительного, слухового, кинестетического восприятия, восприятия запаха и вкуса как пропедевтика формирования навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности. Цель обучения. Организация педагогической работы, направленной на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности, формирование сенсорно-перцептивных действий. Зрительное восприятие. Слуховое восприятие. Кинестетическое восприятие. Восприятие вкуса. Восприятие запаха.

Тема 6. Формирование предметно-практических действий

Овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности. Цель, задачи формирования предметных действий. Действия с материалами. Действия с предметами. Приемы работы с детьми.

 

Тема 7. Содержание программного материала предмета «Человек»

Представления о себе. Представления о своей семье. Цель, задачи, содержание самообслуживания. Гигиенические навыки. Обращение с одеждой и обувью. Прием пищи. Использование специальных столовых приборов. Туалет. Развитие самостоятельности обучающихся с ТМНР.

Тема 8. Развитие речи и общения (в том числе с использованием средств альтернативной / дополнительной коммуникации) »

Потребность в общении у детей и подростков с ТМНР. Формирование навыков общения. Выбор средств общения. Обучение использованию вербальных и невербальных средств коммуникации и социального общения. Материально-технические условия реализации АООП и СИПР. Альтернативная коммуникация (с использованием графических символов, технических устройств).

Тема 9. Использование средств искусства в процессе образования

Развитие изобразительных и творческих способностей, обучающихся с ТМНР. Задачи обучения изобразительной деятельности. Освоение доступных приемов работы с различными материалами и инструментами. Формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами (на лепке, рисовании, аппликации). Музыка как средство развития эмоциональной и личностной сферы, социализации и самореализации ребенка. Виды и формы музыкальной деятельности. Взаимодействие с различными организациями в реализации творческих проектов, способствующих социокультурной интеграции детей.

 

Тема 10. Формирование трудовых навыков у подростков с ТМНР

 

Подготовка людей с ТМНР к доступной трудовой деятельности. Формирование навыков трудовой деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями развития подростков с ТМНР. Профили трудовой подготовки: растениеводство, полиграфия, деревообработка, ткачество, керамика, батик, шитье. Алгоритм действий как основное условие освоения последовательности операций. Приемы и способы формирования трудовых навыков.

 

Тема 11. Учет индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей, обучающихся при разработке СИПР.

Практическая работа в группах по разработке СИПР. Определение приоритетных направлений обучения, составление ИУП. Разработка фрагмента СИПР с использование электронного ресурса УМК по разработке и реализации СИПР. Индивидуализация образовательных задач в соответствии с особенностями ребенка.

 

Модуль III. Знакомство с системой комплексного сопровождения жизни людей с тяжелыми нарушениями развития от рождения до зрелого возраста вне стационарных учреждений в г. Пскове

 

Тема 1. Система комплексного сопровождения жизни людей с тяжелыми нарушениями развития от рождения до зрелого возраста вне стационарных учреждений

 

Организация ранней помощи и дошкольного образования детей с ОВЗ: создание специальной образовательной среды, систематическая коррекционная и развивающая работа специалистов по оказанию медицинской, психолого-педагогической помощи. Включение семьи в процесс обучения и воспитания ребенка с ОВЗ. Особенности жизненной ситуации семьи, воспитывающей ребенка с ТМНР, запросы семьи. Содержание направлений работы с семьей: социально правовое, психокоррекционное, психолого-педагогическое, социальное, информационно-просветительское. Формирование партнерства с семьей.

Трудовая занятость и организация дневного пребывания в условиях производственно-интеграционных мастерских: задачи, структура мастерских (производственные и непроизводственные отделения), кадровые и материально-технические условия трудовой занятости. Знакомство с опытом работы государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Псковской области «Производственно-интеграционные мастерские для инвалидов им. В.П. Шмитца» (ГБУСО ПИМ). Организация сопровождаемого проживания: цель, задачи, направления обучения людей с тяжелыми нарушениями развития самостоятельному проживанию. Основные направления обучения, кадровые и материально-технические условия, особенности организации процесса обучения. Организация ухода. Сотрудничество с родителями (законными представителями) обучающихся и местным сообществом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: