Тема: Инновационный потенциал педагогического коллектива
План занятия:
1. Развитие инновационного потенциала педагогического коллектива.
2.Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств.
2. Характер новизны (абсолютная и относительная, объективная и субъективная), уровни (усовершенствование, изобретение, открытие) и области действия новшеств (обучение, воспитание, организация жизнедеятельности и управление образовательным учреждением, совместная деятельность образовательного учреждения и внешней среды).
3. Повышение уровня новаторства и творческой активности педагогического коллектива.
3. Антиинновационные барьеры в педагогическом коллективе, препятствующие освоению инноваций
Вопросы и задания на обсуждение:
1. Понятие инновационного поведения, психологических барьеров и психологической защиты. Неудачи при реализации инноваций, обусловленные психологическими барьерами.
2. Виды психологической защиты: отрицание, подавление, рационализация, вытеснение, проекция, идентификация, отчуждение, замещение, катарсис и др.
|
|
3. Характеристика субъектов инновационной деятельности (по В. И. Загвязинскому: новаторы, изобретатели, модернизаторы, мастера педагогического труда; по Э. Роджерсу: новаторы, ранние реализаторы, раннее большинство, позднее большинство, колеблющиеся).
4. Антиинновационный барьер в деятельности педагога. Причины, вызывающие сопротивление педагогов новшествам. Барьеры творчества педагога.
5. Выпишите в свою терминологическую карту понятия: психологический барьер инновационной деятельности; инновационное поведение, характеристика субъектов инновационной деятельности. Установите взаимосвязь между ними.
6. В социологии существуют различные мнения о природе человека: по одним - человек склонен к принятию нововведений, по другим - он консервативен, в большей степени ориентируется на существующее, чем на новое, непроверенное. При каком соотношении разных типов субъектов инновационной деятельности, организацию или коллектив можно назвать инновационным?
Практическое занятие № 4
Тема: Мотивационные механизмы и барьеры инновационной деятельности
План занятия:
1. Отношение педагогов к инновациям в образовании.
2. Готовность педагога к участию в инновационном образовательном процессе.
3. Способность педагога определять перспективы своего профессионального развития в свете инновационных процессов в образовании.
4. Формирование инновационной культуры педагога.
5. Знания и умения учителя в области технологии проведения опытно-экспериментальной работы как части инновационного процесса и научно-исследовательской деятельности.
6. Структурные компоненты инновационной деятельности учителя: мотивационный, операционный, рефлексивный и уровни инновационной деятельности учителя (адаптивный, репродуктивный, эвристический, креативный).