Методическая подсказка

Задания для самостоятельной работы студентов

Тема 1. Педагогическая деятельность как социальное явление и объект научных исследований.

Задание 1.1. Учимся рассуждать.

Цель. Выполняя задание, вы отработаете умения строить высказывания, ясно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать с различными источниками информации, правильно оформлять цитаты.

Задание. Докажите, что человеческая жизнь невозможна без феноменов учитель – ученик, учительство – ученичество. При выполнении задания используйте прием употребления афоризмов, цитат известных мыслителей и высказываний авторитетных ученых. Соблюдайте правила оформления цитат и ссылок.

 

Методическая подсказка.

 

При выполнении задания 1.1. следует помнить, что доказательство – логическое действие, в процессе которого истинность какой-либо мысли обосновывается с помощью других мыслей. Всякое доказательство состоит из трех частей: тезиса, доводов и демонстрации. Тезис – дословно означает положение, утверждение. Довод – мысль, истинность которой проверена и доказана. Самым верным и неопровержимым доводом является совокупность относящихся к тезису фактов и событий. Иногда в качестве довода могут выступать мысли, истинность которых доказана практикой. Демонстрация (от лат. Demonstration) – показывание.

Правила доказательства – это правила, обеспечивающие выведение истинности тезиса из истинности аргумента. Основные правила доказательства гласят:

-тезис и аргументы должны быть суждениями ясными и определенными; тезис должен оставаться одним и тем же на протяжении всего доказательства;

-тезис не должен содержать в себе логическое противоречие и не должен противоречить ранее высказанному суждению;

-доводы, приводимые в подтверждение тезиса не должны противоречить друг другу, и должны быть обоснованы фактами;

-доказательство должно быть полным;

-доводы должны являться достаточным основанием для данного тезиса;

-доводы должны быть суждениями, истинность которых доказана самостоятельно, независимо от тезиса.

Критерии оценки выполнения задания.

- лаконичность, четкость, ясность рассуждения;

- оригинальность, эмоциональность, убедительность изложения;

- уместность цитирования, как по объему, так и по содержанию;

- правильность оформления цитат.

 

Задание 1. 2. От понятия – к сущности.

Цель. Выполняя задание, вы научитесь работать с научными понятиями, а именно – выделять в них значимые, сущностные характеристики, заключенные в их определениях, устанавливать между ними зависимости.

 

Задание. Из педагогического словаря, учебника, научной книги выпишите определение педагогической деятельности, которое, на ваш взгляд, наиболее полно характеризует данный феномен. Не забудьте указать фамилию ученого, определение которого вы приводите. Составьте графическую логическую схему, раскрывающую понятие «педагогическая деятельность».

Методическая подсказка.

Задание 1.2. относится к достаточно большой группе заданий, представленных в пособии, которые направлены на осмысление, понимание и усвоение научных понятий. Это очень важная сторона изучения любой науки, поэтому работе с понятиями уделяется большое значение. Вы должны знать, что научные понятия не усваиваются в готовом виде, то есть не заучиваются наизусть механически, не зазубриваются. Усвоение научного понятия строится на работе сложных психических процессов – произвольного внимания, логической памяти, абстракции, сравнения и различия.

Задание, которое вам предлагается, строится на основе приема построения логических графических схем к понятиям. Этот прием осуществляется в три этапа: сначала в определении усваиваемого понятия выделите ключевые слова, отражающие его суть. Затем в определении отыщите слова, характеризующие это явление, называющие его основные признаки, уточняющие характеристики и проч. Наконец, когда все семантические единицы, составляющие понятие выделены, можно переходить к графическому изображению (модели) понятия.

Прием «логических схем» позволяет также систематизировать понятия. Если после того, как отработан блок понятий, выделить ведущие (более широкие) и более узкие, установить между ними связи, то можно выстроить «дерево понятий». Этот прием можно широко использовать при отработке не только педагогических понятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: