ДРЕВНИЙ ВОСТОК
Амарнский период
АМАРНСКИЙ ПЕРИОД (1419 — ок 1400 г. до н. а), в истории египетской культуры и искусства время правления и реформаторской деятельности фараона Аменхотепа IV. Правитель назывался также Эх-натоном в честь Атона, солнечного божества, культ которого он насаждал, мысля его как общегосударственный и способный объединить страну. Наименование периода связано с названием селения Телль-эль-Амарны, близ которого находилась столица Эхнатона — г. Ахетатон («Горизонт Атона»).
В период сорокалетнего правления его предшественника (Аменхотепа III) Египет достиг высшей точки своего политического могущества. Однако, кроме абсолютной и деспотической власти фараона, в стране формировалась противодействующая ей сила — могущественное фиванское жречество и военная знать. Новый правитель начал свое царствование с возвышения среднего сословия, а затем приступил к последовательному и целенаправленному пересмотру религиозной системы. С течением времени на смену классическому египетскому пантеону приходит культ единого божества — Атона-солнца. Символом его служит диск со струящимися из него лучами, которые оканчиваются кистями рук, как бы несущих миру процветание и духовное просветление. Солнце изображалось и в виде
|
|
Дочери Эхнатона. Роспись из Амарны. XIV в. до н. э.
диска, украшенного царским уреем; само слово «солнце» также приобретает в иероглифике особый — царский — статус. Фараон считался сыном Атона, поэтому на шестом году правления им и было избрано новое имя: «Угодный Атону». В это же время столица была перенесена из Фив в Ахетатон.
Фрагмент статуи Аменхотепа IV (Эхнатона). XIV в. до н. э.
Тутмес. Голова царицы Нефертити. XIV е. до н. э.
Амарнский период
Культура А. п. отличается замечательным своеобразием, которое вытекает прежде всего из характера нового мировоззрения. Самым необычным фактом является отказ от строго идеализированного, сакрального понимания образа фараона. Конечно, власть древней традиции обладала огромной инерцией, и в правление Эхнатона сооружались канонические статуи, служившие для поклонения царю-божеству. И все же новый стиль нашел отражение даже в колоссах Аменхотепа IV, установленных в храме Атона в Карнаке. В этих статуях присутствуют не только типичные канонические приемы монументального искусства, но и новое понимание портретности, которое теперь требовало достоверной передачи внешнего облика фараона вплоть до характерных особенностей строения тела. Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, поэтому особым смыслом в А. п. наполняется слово «маат» — истина. Изображения Эхнатона — любопытный пример сочетания реалистической достоверности с требованием предельной обобщенности и нормативности, свойственными египетскому искусству. Форма головы фараона,
|
|
необычно удлиненный овал лица, тонкие руки и узкий подбородок — все эти черты бережно сохранены и отражены в новой традиции; но при этом все изобразительные приемы были закреплены на специальных образцах — скульптурных моделях. Первым примером нового образа стали пограничные стелы с рельефами близ Ахетатона.
Характерные приемы изображения фараона были распространены и на членов его семьи. Откровенным новшеством стало изображение фигур целиком в профиль, что прежде не допускалось египетским каноном (см. Канон древнеегипетский). Новым был и факт сохранения в портрете этнических черт: такова инкрустированная золотом и стекловидной пастой голова матери фараона, царицы Тии Стилевая самобытность отличает и амарнские росписи, которые выполнены в соответствии с новым каноном. Мягкая живописность и одновременно изысканная стилизованность характерны для изображений дочерей Эхнатона. В эпоху Амарны полихромная роспись уступает место колористической живописи, основанной на изменениях цвета, его гармонии и тонкой нюансировке, а не на контрастном противопоставлении. Интимное лирическое начало проявляется и
Тутмес. Цветной бюст Нефертити. XIV в. до н. э.
Тутмес. Голова Нефертити. XIV в. до н. э.
Дпадана