Искусство Древнего мира. Амарнский период(1419 — ок 1400 Г. До Н. А), в истории египетской культуры и искусства время правления и реформаторской деятельности фарао­на Аменхотепа IV

ДРЕВНИЙ ВОСТОК

Амарнский период




АМАРНСКИЙ ПЕРИОД (1419 — ок 1400 г. до н. а), в истории египетской культуры и искусства время правления и реформаторской деятельности фарао­на Аменхотепа IV. Правитель назывался также Эх-натоном в честь Атона, солнечного божества, культ которого он насаждал, мысля его как общегосудар­ственный и способный объединить страну. Наимено­вание периода связано с названием селения Телль-эль-Амарны, близ которого находилась столица Эхнатона — г. Ахетатон («Горизонт Атона»).

В период сорокалетнего правления его предше­ственника (Аменхотепа III) Египет достиг высшей точки своего политического могущества. Однако, кроме абсолютной и деспотической власти фарао­на, в стране формировалась противодействующая ей сила — могущественное фиванское жречество и военная знать. Новый правитель начал свое цар­ствование с возвышения среднего сословия, а затем приступил к последовательному и целенаправлен­ному пересмотру религиозной системы. С течением времени на смену классическому египетскому пан­теону приходит культ единого божества — Атона-солнца. Символом его служит диск со струящимися из него лучами, которые оканчиваются кистями рук, как бы несущих миру процветание и духов­ное просветление. Солнце изображалось и в виде


Дочери Эхнатона. Роспись из Амарны. XIV в. до н. э.

диска, украшенного царским уреем; само слово «солнце» также приобретает в иероглифике осо­бый — царский — статус. Фараон считался сыном Атона, поэтому на шестом году правления им и было избрано новое имя: «Угодный Атону». В это же вре­мя столица была перенесена из Фив в Ахетатон.







Фрагмент статуи Аменхотепа IV (Эхнатона). XIV в. до н. э.


Тутмес. Голова царицы Нефертити. XIV е. до н. э.




Амарнский период



Культура А. п. отличается замечательным свое­образием, которое вытекает прежде всего из ха­рактера нового мировоззрения. Самым необычным фактом является отказ от строго идеализированно­го, сакрального понимания образа фараона. Конеч­но, власть древней традиции обладала огромной инерцией, и в правление Эхнатона сооружались канонические статуи, служившие для поклонения царю-божеству. И все же новый стиль нашел от­ражение даже в колоссах Аменхотепа IV, установ­ленных в храме Атона в Карнаке. В этих статуях присутствуют не только типичные канонические приемы монументального искусства, но и новое понимание портретности, которое теперь требо­вало достоверной передачи внешнего облика фа­раона вплоть до характерных особенностей строе­ния тела. Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, поэтому особым смыслом в А. п. напол­няется слово «маат» — истина. Изображения Эхна­тона — любопытный пример сочетания реалисти­ческой достоверности с требованием предельной обобщенности и нормативности, свойственными египетскому искусству. Форма головы фараона,


необычно удлиненный овал лица, тонкие руки и узкий подбородок — все эти черты бережно со­хранены и отражены в новой традиции; но при этом все изобразительные приемы были закреп­лены на специальных образцах — скульптурных моделях. Первым примером нового образа стали пограничные стелы с рельефами близ Ахетатона.

Характерные приемы изображения фараона были распространены и на членов его семьи. От­кровенным новшеством стало изображение фигур целиком в профиль, что прежде не допускалось еги­петским каноном (см. Канон древнеегипетский). Новым был и факт сохранения в портрете этнических черт: та­кова инкрустированная золотом и стекловидной пастой голова матери фараона, царицы Тии Стилевая само­бытность отличает и амарнские росписи, которые выполнены в соответствии с новым каноном. Мягкая живописность и одновременно изысканная стилизо­ванность характерны для изображений дочерей Эх­натона. В эпоху Амарны полихромная роспись усту­пает место колористической живописи, основанной на изменениях цвета, его гармонии и тонкой нюан­сировке, а не на контрастном противопоставлении. Интимное лирическое начало проявляется и







Тутмес. Цветной бюст Нефертити. XIV в. до н. э.


Тутмес. Голова Нефертити. XIV в. до н. э.



Дпадана



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: