Аккада период

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

ДРЕВНИЙ ВОСТОК

Аккада период




АККАДА ПЕРИОД, наименование эпохи в исто­рии Шумеро-Аккадского царства, древнейшей ци­вилизации Двуречья. Аккад (Агаде) — город, а за­тем и область, которая была крупнейшим центром семитического населения Южной Месопотамии. К середине III тыс. до н. э. началось смешение се­митов-аккадцев с шумерами, и к началу II тыс. до н. э. они слились в один аккадский народ. Культура А. п. является одним из этапов развития шумеро-аккадской цивилизации, памятники которой обыч­но рассматриваются в рамках обширной и сложной вавилоно-ассирийской культуры, определяемой IV—I тыс. до н. э. Самобытность памятников А. п. оп­ределяется ролью города и его правителей.

Ок 2300 г. до н а Аккад стал столицей огромной державы царя Саргона Древнего (Аккадского). К это­му времени в государстве шумеров становится возможным избрание царей из среды восточных семитов, и царю Саргону выпадает роль первого и крупнейшего объединителя государства. Согласно сложенным впоследствии легендам, Шаррукен (та­ково было имя, взятое Саргоном при вступлении на престол и означающее «истинный царь») был безродным сиротой, служившим у правителя Киша и ставшим царем по воле полюбившей его богини Иштар (шумерская Инанна). Он основал го­род, и его название затем перешло на всю север­ную область Южного Двуречья. Таким образом,


фигура легендарного царя, которого сказание де­лает также и реформатором многих сторон госу­дарственного уклада, явно отмечена следами ми­фологизации.

Памятники искусства А. п. относятся к XXIII в. до н. э. За исключением глиптики, они достаточно не­многочисленны, разрозненны, и их датировка зат­руднительна. Вместе с тем их отличия от более ранних памятников шумерской культуры очень значительны и в техническом, и в эстетическом отно­шении. Ярче всего они проявляются в стиле рель­ефов А. п. Шумерская стела-рельеф середины III тыс. до н. э. представляла собой, как правило, небольшую каменную плиту, изготовленную в честь важного события (победы над врагом, закладки но­вого храма). Для нее типично членение по гори­зонтали на фризы с изображенными сценами пове­ствовательного характера, причем фигуры царей или военачальников, в соответствии с древним ка­ноном, всегда выделены размерами.

Такова стела Эанатума, правителя Лагаша (см. Шу­мерская культура). Все фигуры на ней подчинены плоскости и изображены с соблюдением единого трафарета. Аккадская стела преемника Саргона, царя Нарамсуэна (Нарамсина), со сценами битвы и победы над горным племенем лулубеев — произве­дение на ту же тему, но его художественные до­стоинства куда более очевидны. Стела читается







Медная скульптурная голова Саргона Древнего. XXIII в. до н. э.


Статуя Гудеа — правителя Лагаша. XXII в. до н. э.










Статуя Гудеа — правителя Лагаша. Голова. XXII в. до н. э.


Стела царя Нарам-Суэна. Конец III тыс. до н. э.



снизу вверх, но в ней нет условного членения на фризы-регистры; композиция ее с центром в ле­вом верхнем углу плиты динамична; изображение царя, хотя и увеличено по сравнению с остальны­ми, исполнено движения и выразительности. Фи­гуры пластичны и пропорциональны, в композиции мастерски сочетаются пустые плоскости и фрагмен­ты, тесно заполненные изображениями воинов. Большую редкость для шумеро-аккадского искусст­ва представляет введение в эту триумфальную сте­лу пейзажа.

Сходны по стилю и стела Шаррукена, отмеченная пластической смелостью в изображении человечес­кого тела, и печати А. п. с их разнообразием сюже­тов, взятых из мифологии и фольклорных преданий.

К числу шедевров культуры А. п. относятся и не­многочисленные скульптурные головы, достаточ­но точно передающие этнический тип и, вероят­но, при всей обобщенности и идеализированности наделенные портретным сходством. Особенной ху­дожественной удачей является знаменитая скульп­турная голова Саргона Древнего, выполненная из меди. Индивидуальный по своим чертам, отличаю­щийся тонкой моделировкой профиля, тугих завит­ков бороды, глаз (прежде инкрустированных), в пор­трете правителя Аккада ярко воплощаются в себе качества волевого и мужественного характера.

Именно в эту эпоху сложился облик излюблен­ного героя шумеро-аккадской мифологии Гильга-


меша, и отголоски сказаний об этом воине, мудре­це и полубоге угадываются во многих образах пластического искусства.

Архитектура А. п. изучена несколько меньше и со­хранилась лишь частично. О высоком уровне строи­тельства свидетельствуют остатки дворцового комп­лекса Эшнунны (совр. Тель-Асмар). Ок 2200 г. до н э. Аккад был покорен полукочевыми племенами гу-тиев и утратил свое доминирующее значение, после чего центром Южной Месопотамии стал Ва­вилон. Однако традиции культуры А. п., особенно в области скульптуры, сохранили свою жизненную силу, и в позднейших памятниках ощущается тен­денция к передаче портретной индивидуальности и тонкой пластической проработке материала. Ак­кадские традиции воздействовали на стиль, в ко­тором выполнены многочисленные статуи правите­ля г. Лагаша — Гудеа (XXII в. до н а). Эти скульптурные портреты, несмотря на относитель­но небольшие размеры, отмечены почти неведо­мой доселе монументальностью. Они выполнены из твердого привозного камня диорита, но тщатель­но отшлифованы и отличаются филигранной рабо­той. В портретах переданы не только характерные черты лица, но и возрастные признаки. Возможно, при дворе правителя работали мастера-аккадцы, наряду с шумерийцами, но симптоматично, что все лучшие скульптурные работы этой эпохи вы­полнены в аккадской манере.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: