В опубликованных И. И. Срезневским «Материалах для словаря древнерусского языка» (1893, 1895, 1909), где использованы тексты X—XIV, отчасти XV и XVI вв., слово «степь» отсутствует — его заменяет слово «поле». В таком смысле оно неоднократно употреблено в «Слове о полку Игореве»: «...трещать Konia харалужныя в поле незнаеме среди земли половецкыи...», «...Игорь мыслю поля мерит от Великого Дона до Малого Донца.,.»[13].
Впервые государство на Руси возникло в эпоху феодализма. Славянский мир шел к феодализму, минуя рабство, которое здесь никогда не было доминирующим способом производства. В дофеодальный период главным способом производства была мелкая крестьянская собственность, а рабство не выходило за рамки патриархальной семьи. Класс богатых возникал постепенно, путем подчинения свободных крестьян, так что патриархальное рабство было не столько основанием, сколько фактором феодального способа производства. Таким образом в славянских землях формировался феодализм. Вплоть до X в. большинство общества пользовалось личной свободой, но эта особенность существенно не повлияла на структуру древнерусского феодализма.
|
|
Феодально-крепостнический строй существовал около тысячи лет. В начальных стадиях он был прогрессивным общественным строем по сравнению с первобытно-общинным и рабовладельческим.
Характерными чертами сложившегося феодального хозяйства были:
— во-первых, господство натурального хозяйства в деревне, в усадьбе феодала. При натуральном хозяйстве общество состояло из массы однородных хозяйственных единиц (патриархальных крестьянских семей, примитивных сельских общин, феодальных поместий), и каждая такая единица производила все виды хозяйственных работ, начиная от добывания разных видов сырья и кончая подготовкой их к потреблению;
— во-вторых, для феодального хозяйства необходимо, чтобы непосредственный производитель был наделен средствами производства вообще и землей в частности. Поскольку основной отраслью хозяйства при феодализме было земледелие, необходимо, следовательно, чтобы крестьянин, как непосредственный производитель, был прикреплен к земле и выполнял повинности в пользу помещика;
— в-третьих, условием такой системы хозяйства является личная зависимость крестьянина от помещика. Помещик не мог бы заставить работать на себя крестьянина, наделенного землей и ведущего свое хозяйство, если бы он не имел власти над личностью крестьянина. Вот почему феодалы, стремясь обеспечить себя рабочими руками, закрепощали крестьян. Феодализм основан на принудительном использовании труда крестьян, ведущих свое хозяйство и владеющих средствами производства, кроме земли, принадлежащей феодалу;
|
|
— в-четвертых, весьма характерной чертой феодализма было наличие крайне отсталой техники как основы хозяйства, сосредоточенной в руках мелких крестьян.
При феодализме основой производства является собственность господина на средства производства (в первую очередь на землю) и неполная собственность на работника производства — крепостного крестьянина. Наряду с феодальной собственностью существуют общинная собственность на земельные угодья и единоличная собственность крестьянина и ремесленника на орудия производства и на свое частное хозяйство, основанная на личном труде.
Феодальное землевладение на Руси имело две формы: вотчинно-наследственное владение с правом продажи земли и поместье — владение, получаемое во временное пользование за службу и на время службы.
История феодализма в России знает различные формы феодальной зависимости. В одних случаях крестьянин мог быть совершенно бесправным человеком, крепостным. В других крестьянин сохранял в отношениях с феодалом известную долю самостоятельности. Однако независимо от того, в какие формы выливалась феодальная зависимость, ее сущность состояла в том, что феодал всегда оставался угнетателем крестьян. История феодализма в России свидетельствует о том, что основным направлением его развития была тенденция к полному закрепощению крестьян, прикреплению их к земле и помещику, запрещению права перехода крестьянина от одного феодала к другому.
Феодальная эксплуатация существовала в следующих видах: барщина, оброк натурой, денежный оброк. Эти формы, как правило, взаимно переплетались. Феодал сам устанавливал размер и сроки внесения оброка крестьянами, характер барщинной работы, устанавливал наказания не выполняющим повинности крестьянам. Отбывая барщину, крестьяне обрабатывали господскую землю и свои небольшие наделы: на феодала работали в одни дни недели, на себя — в другие. В то же время крестьянская семья вносила феодалу оброк натурой, который со временем был заменен денежным оброком.
Тысячелетняя история феодализма в России свидетельствует об эксплуататорском характере этого общественного строя, а также соответствующего ему государства и права. Господствующий класс феодалов (мелкие, средние и крупные) пользовался большими привилегиями. На страже его интересов была вся сила и мощь феодального государства. Князь или царь, возглавлявший государство, выражал преимущественно волю господствующего класса. Феодальное государство было государством крепостников-дворян. Феодальное государство верой и правдой служило помещикам, помогая им удерживать свое господство, сохранять свою власть. Законы и аппарат управления феодального государства призваны были держать крестьян в повиновении, помогать феодалам грабить народ. Усиление феодального гнета было характерной чертой истории России периода феодализма. Однако государство и право обладают относительной самостоятельностью, т. е. вынуждены считаться с интересами и запросами всех классов и социальных групп. Народные массы — крестьяне и горожане — неоднократно поднимались на борьбу против феодалов. Эта борьба расшатывала устои феодального общества.
Феодализм в России прошел несколько этапов в своем развитии. С периодом становления феодальных отношений связана история Древнерусского государства (IX — вторая четверть XII в.). Укоренение феодализма, его укрепление, развитие феодальной собственности на землю привели к тому, что в 30-х гг. XII в. Древнерусское государство перестало существовать как единое целое, распавшись на независимые княжества-государства. XII—XIV вв. — период феодальной раздробленности. Дальнейшее развитие производства и обмена, а также интересы защиты русских земель от иноземных завоевателей обусловили необходимость образования Русского централизованного государства, явившегося главным итогом развития России в период со второй половины XIV до конца первой трети XVI в. Во второй половине XVI в. под влиянием ряда факторов социально-экономического и политического характера в России сложилась сословно-представительная монархия, которая со второй половины XVII в. постепенно превратилась в монархию абсолютную.
|
|
Такова общая схема развития русской государственности в период феодализма. Обратимся теперь к рассмотрению первого периода в истории русской государственности — формированию Древнерусского государства.
Образование Древнерусского государства. О существовании Руси в исторических документах упоминается со второй половины I тысячелетия н. э. Современники называли Русью многочисленный славянский народ, проживавший на огромных пространствах от левых притоков Вислы до Кавказа и далеко на север по течению Днепра до Волхова и озера Ильмень включительно.
Феодальная государственность на Руси складывается на рубеже VIII—IX вв., заменяя собой органы родового строя. Процесс образования государственности на Руси необходимо рассматривать на фоне возникновения феодальных отношений.
В VI—VIII вв. восточные славяне переживали период разложения общинно-родового строя и становления феодализма.
В результате развития производительных сил наряду с феодальной деревней возникает городское хозяйство. Как в деревне, так и в городе развивается классовая борьба. В начале XII в. происходит серия крестьянских восстаний, в результате которых право было модифицировано в пользу беднейших слоев населения. В городах зарождалось социальное движение. Так, в Новгороде до XV в. произошло около 80 восстаний городского населения[14]. В результате классовой борьбы раннефеодальная монархия распадается, наступает период феодальной раздробленности. До захвата России монголо-татарами в первой половине XIII в. развитие русского общества является типично феодальным.
|
|
С точки зрения развития экономики и культуры Древняя Русь в X—XII вв. не только находилась на уровне развития Запада, но и во многих отношениях опережала его. Киевская Русь была самым большим государством Европы раннего Средневековья. Ее земли простирались до Галицкой Руси на территории около 1 млн. кв. км, а население составляло около 5 млн. человек. О высоком уровне экономического развития Киевской Руси свидетельствует то, что в первоисточниках XII в. ее называли «страной градов», которых насчитывалось около 220. В городах существовали высокоразвитые и высокоспециализированные ремесла. Оживленная торговля велась по пути «из варяг в греки». На высоком уровне находилось городское строительство, особенно церковное. До нападения монголов Русь не уступала другим странам Запада.
Древнерусское государство возникло и развивалось как этнически неоднородное. Кроме славянских, исторически в состав Древнерусского государства входили и неславянские земли — меря, весь, мурома, водь, ижора, лама, заволочская чудь и др.[15] Однако главным ядром государства была Древняя Русь с населяющими ее восточнославянскими племенами.
В VI—VIII вв. славяне расселились на севере, где их звали венеды (это слово поныне сохранилось в эстонском языке), на юге, где их звали склавины, и на востоке, где их звали анты. Украинским историком М. Ю. Брайчевским установлено, что греческое слово «анты» значит то же, что славянское «поляне». Сохранилось слово женского рода «поляница» в значении «богатырша».
В V—VI вв. славяне заняли Волынь (волыняне) и южные степи вплоть до Черного моря (тиверцы и уличи). Славяне заняли и бассейн Припяти, где поселились древляне, и южную Белоруссию, где осели дреговичи (дрягва — болото). В северной части Белоруссии расселились венеды. В VII или VIII в. два других западнославянских племени — радимичи и вятичи — распространились на юг и восток до Сожа, притока Днепра, и до Оки, притока Волги, поселившись среди местных угрофинских племен.
Для славян было бедствием соседство с древними русами — воинствующим племенем, сделавшим своим промыслом набеги на соседей. В свое время русы, побежденные готами, бежали частично на восток, частично на юг — в низовья Дуная, откуда они пришли в Австрию. Часть русов, ушедшая на восток, заняла три города, которые стали их опорными базами — Куяба (Киев), Арзания (Белоозеро) и Старая Руса. Русы грабили своих соседей, убивали их мужчин, а захваченных в плен детей и женщин продавали купцам-работорговцам.
Славяне селились небольшими группами в деревнях; обороняться от русов им было трудно.
Основой общественного строя славян были патриархальная семейная община и выросшая на ее основе территориальная соседская сельская община. К IX в. раскол славянского единства привел к созданию новых, ранее не существовавших народов. В результате смешения славян с иллирийцами появились сербы и хорваты, а во Фракии смешение с пришлыми кочевниками положило начало болгарскому этносу. Славянские племена проникли в Грецию и Македонию, дошли до Пелопоннеса, который они называли Мореей (от слова «море»), и разошлись по всей Европе.
В VIII—IX вв. у восточных славян наблюдается развитие феодальной собственности на землю. Верхушка родоплеменной знати захватывала земли общин и передавала их в пользование крестьянам — обедневшим общинникам, которые имели свой инвентарь, рабочий скот, самостоятельно вели хозяйство, но находились в личной зависимости от землевладельца. У восточных славян, таким образом, появилось классовое общество. Важной особенностью процесса классообразования у восточных славян было то, что они в своем историческом развитии миновали стадию рабовладения и от первобытно-общинного строя перешли к феодальному. Рабство у восточных славян хотя и существовало, но не стало господствующей формой, а имело лишь патриархальный, домашний характер. Труд раба был вспомогательным. Главной производительной силой являлся сельский общинник. Рабство не стало основой производства. Это объясняется рядом причин.
Достигнутый восточными славянами уровень развития производительных сил (повсеместное распространение пашенного земледелия, применение усовершенствованных для того времени сельскохозяйственных орудий) требовал, чтобы работник хотя бы отчасти имел какую-то заинтересованность в использовании этой техники и в ее дальнейшем росте.
Сравнительно высокий уровень ремесла также был несовместим с широким применением рабского труда.
Известную роль в развитии феодальных отношений сыграли и внешние факторы. В VIII — начале IX в. рабовладельческий строй стал уже давно пройденным этапом всемирной истории. При этом сами восточные славяне сыграли важную роль в ликвидации рабовладельческих отношений в Византии.
Разложение первобытного общества, распад связей и развитие обмена между отдельными землями, складывание классового общества привели к слиянию восточнославянских племен (поляне, древляне, вятичи, северяне, радимичи, кривичи, ильменские словене и др.) в единую восточнославянскую или древнерусскую народность в пределах Среднего Приднестровья и Верхнего Дона. В конце VIII — начале IX в. все эти племена представляли собой, территориальные образования, имевшие свои княжения. Русская земля объединяла восточнославянские племена лесостепной полосы, т. е. на территории примерно от Киева до Воронежа.
Союзы славянских и неславянских племен в Северной Руси возникали и ранее. Их ядром были новгородская Словенская и полоцкая Кривичская земли. На основе союза славянских племен сложились первые государственные образования славянских племен. Так, в VIII в. существовали Куявия (объединяла земли славянского племени полян в Среднем Приднестровье), Славия (Новгородская земля племени словен), Артания (место расположения точно не установлено, возможно Приазовье или Причерноморье) — непосредственные предшественники Древнерусского государства. Причиной их возникновения послужило появление имущественного неравенства, разделение общества на богатую землевладельческую знать и рядовых крестьян-общинников, появление эксплуатации. Эти государственные объединения призваны были охранять имущественные интересы знати, принуждать население к повиновению этой знати, а также защищать территорию от нападения извне.
Образование Древнерусского государства, — итог всего предшествующего социально-экономического и политического развития восточных славян.
К IX в. образовалось крупное феодальное землевладение, наряду с этим развивалась общинная собственность на землю. Сельская община, пытаясь оказать сопротивление растущей феодальной знати, стремилась сохранить за собой еще не захваченные земли. Сложились основные классы феодального общества — землевладельцев-феодалов и феодально-зависимого крестьянства. Глубокий антагонизм этих классов стал главным фактором, повлиявшим на образование Древнерусского государства.
Господствующий класс нуждался в создании такой государственной машины, которая была бы способна защитить его интересы и обеспечить дальнейшее наступление на земли свободных общинников, обеспечивать расширение его земельных владений и захват новых территорий.
Начало единому государству у восточных славян было положено объединением в 882 г. двух крупнейших самостоятельных государств — Киевского и Новгородского. В конце IX в. единое Древнерусское государство охватывало территорию, протянувшуюся узкой полосой с севера на юг вдоль водного пути по Волхову, Ловати и Днепру. Столицей его стал Киев.
Русское государство, объединившее почти половину восточнославянских племен, вело активную борьбу с кочевниками, Византией и варягами. Его образование явилось следствием внутреннего развития восточных славян и не было связано с какими-либо внешними событиями, например «приходом» варягов. В IX в. норманны находились на более низкой стадии формирования классового общества. Они не могли принести славянам каких-либо новых форм социально-экономической и политической организации. Русское государство образовалось задолго до «прихода» варягов. Летописная легенда о «призвании» варягов на Русь является одним из литературных вариантов этого события.
Л. Гумилев дает своеобразную версию известной легенды о призвании варягов на Русь. Вот что он пишет: «Биография Рюрика непроста. По «профессии» он был варяг, то есть наемный воин. По своему происхождению — рус. Кажется, у него были связи с южной Прибалтикой. Он якобы ездил в Данию, где встречался с франкским королем Карлом Лысым. После, в 862 г., он вернулся в Новгород, где захватил власть при помощи некоего старейшины Гостомысла. (Мы не знаем точно, означает ли слово «Гостомысл» собственное имя человека или нарицательное обозначение того, кто «мыслит», то есть сочувствует, «гостям» - пришельцам.) Вскоре в Новгороде вспыхнуло восстание против Рюрика, которое возглавил Вадим Храбрый. Но Рюрик убил Вадима и вновь подчинил себе Новгород и прилегающие области: Ладогу, Белоозеро и Изборск.
Существует легенда о двух братьях Рюрика, Синеусе и Тру-воре, возникшая в результате непонимания слов летописи: «Рюрик, его родственники (sinehus) и дружинники (thru voring). Дружинников Рюрик посадил в Изборске, родственников отправил дальше, на Белоозеро, сам, Опираясь на Ладогу, где был варяжский поселок, сел в Новгороде. Так, путем подчинения окрестных славян, финно-угров и балтов, он создал свою державу»[16].
Согласно летописи Рюрик умер в 879 г., оставив сына, которого звали Игорь, по-скандинавски Ингвар, т. е. «младший». Поскольку Игорь, по словам летописца, был «детескъ вельми» («очень мал»), по смерти Рюрика власть принял воевода по имени Хельги, т. е. Олег (Хельги — это было даже не имя, а титул скандинавских вождей, означавший одновременно «колдун» и «военный вождь»), В 882 г. Олег с воинами двинулся по великому пути из «варяг в греки»: из Новгорода к югу по речке Ловать, где была переволока, и дальше по Днепру, попутно заняв Смоленск. Варяги Олега и малолетнего Игоря подошли к Киеву. Тогда там жили славяне и стояла небольшая русская дружина Аскольда. Олег выманил Аскольда и вождя славян Дира на берег Днепра и там предательски убил их. После этого киевляне без всякого сопротивления подчинились новым властителям. Олег занял Псков и в 883 г. обручил малолетнего Игоря с псковитянкой Ольгой (Ольга — это женский род имени Олег. Здесь мы, скорее всего, вновь сталкиваемся с титулом, не зная настоящего имени исторического лица. Вероятно, Ольга, как и Игорь, во время обручения была ребенком).
Образовавшееся русско-славянское государство с центром в Киеве быстро усилилось и сразу же начало расширяться к берегам Черного моря. В этом движении славяно-русы столкнулись с таким грозным противником, каким была в конце IX — начале X в. Византия.
Говоря об отношениях Киева и Византии в X в., Л. Н. Гумилев отмечает, что в X в. весьма изменились ландшафтно-климатические условия жизни народов Евразии, и в частности обитателей Северного Причерноморья. Наступила очередная вековая засуха, вследствие которой часть печенегов откочевала из Средней Азии в низовья Днепра. Печенеги в поисках союзников вступили в контакт с Византией и стали для нее надежными друзьями, а враги печенегов и Византии — мадьяры — выступили союзниками славян и русов.
События войн славяно-русов с Византией переданы в византийских хрониках и русских летописях с очень сильными искажениями. Особенно характерна «историческая мифология» для русского летописания — знаменитой «Повести временных лет» Нестора. Инок Нестор жил и трудился в Киево-Печерской лавре — культурном центре Киева, где в XI—XII вв. были сильны антигреческие настроения. Отражением этих настроений служит, например, факт переноса Нестором даты похода русов под руководством Аскольда на Царьград на 47 лет (с 860 г. на 907 г.) и вообще приписание похода Олегу. Так, подвиги древнего руса в войне с Византией оказались совершенными варяжским конунгом. Более того, если внимательно прочесть повествование Нестора, можно заметить, что с 882 по 885 г. Олег одержал победы над всеми славянскими племенами, в том числе и над платившими дань хазарами. Однако ни о реакции хазар на победы Олега, ни о самих хазарах Нестор не пишет ни слова, причем летописная пауза в рассказе о хазарских делах занимает ни много ни мало 80 лет.
Византия вынуждена была бороться с коалицией мадьяр и славяно-русов. Первыми, кто воспользовался скованностью сил греков, были арабские пираты. Больше всего острота ситуации сказалась на владениях Византии в Восточном Средиземноморье. Арабо-берберские пираты из Испании захватили остров Крит и вырезали там все христианское население. Сирийские и египетские арабы захватили острова Эгейского моря: Лемнос, Родос, Наксос и др. Наконец, в 904 г. арабский корсар Лев Триполитанский напал на Фессалоники и разграбил окрестности первого по величине города империи. Этот пират покушался даже на Константинополь, но, не имея достаточно сил, обратился за помощью к русам-дромитам.
Прозвище «дромиты» (от греч. dromos — бег) свидетельствовало о стремительности набегов этой днепровской вольницы. Первый набег русов на Константинополь состоялся еще в 860 г. Тогда греки встретили врага иконой Богоматери Одигитрии; стены города оказались неприступными. Русы отошли от столицы и предпочли заключить выгодный мир.
По призыву Льва Триполитанского с низовьев Днепра, Днестра и Южного Буга вновь потянулись ладьи дромитов. Их флот собрался у берегов Босфора, где русов встретила греческая эскадра наварха Иоанна Радина. Большая часть русских кораблей была сожжена «греческим огнем». Спасся лишь один отряд, скрывшийся в устье Днепра. После такого успеха греки легко отразили атаку Льва Триполитанского.
Поход на Константинополь окончился разгромом. Вражда между русами и Византией усугубилась. Было очевидно, что воевать с мощным противником без поддержки нельзя, и русы стали искать союзников. Ими оказались хазары, которые были враждебны христианской Византии. Хазары использовали русские войска в каспийских походах и в войнах против греков. В 941 г. князь киевский Игорь совершил поход на Византию, окончившийся неудачно — византийский флот сжег ладьи славян и русов. Но хазарское правительство устраивало и такой исход, ведь силы Византии на Черном море были скованы этой борьбой. А поскольку в Малой Азии грекам приходилось бороться с мусульманами, то Хазарский каганат оказался гегемоном в Восточной Европе. Хазария смогла обложить данью славян, мордву, мерю и камских булгар. Последние рассчитывали на помощь мусульман, и часть булгар приняла ислам (922 г.).
Попытка русов захватить хазарскую крепость Самкерц и утвердиться на берегах Азовского моря вызвала ответный поход полководца Песаха и поставила Киев в положение данника итильских купцов-рахдонитов. В 944 г. при сборе дани для хазар в Древлянской земле был убит Игорь, князь киевский и муж Ольги. Сопротивление хазарам стало главной проблемой для Киева. И потому княгиня киевская Ольга, правившая при малолетнем сыне Святославе, постаралась приобрести в лице греков сильного союзника: она отправилась в Константинополь, где приняла крещение (ок. 957 г.), избрав своим крестным отцом императора Константина Багрянородного.
Сын Игоря и Ольги Святослав продолжил завоевание соседних племен и летом 964 г. начал поход против хазар. Святослав не решился идти от Киева к Волге напрямую через степи. Это было очень опасно, ибо племя северян, обитавшее на этом пути, было сторонником хазар. Русы поднялись по Днепру до его верховьев и перетащили ладьи в Оку. По Оке и Волге Святослав и дошел до столицы Хазарии Итиля.
Союзниками Святослава в походе 964—965 гг. выступили печенеги и гузы. Печенеги, сторонники Византии и естественные враги хазар, пришли на помощь Святославу с запада. Их путь, скорее всего, пролег у нынешней станицы Калачинской, где Дон близко подходит к Волге. Гузы пришли от реки Яик, перейдя покрытые барханами просторы Прикаспия. Союзники благополучно встретились у Итиля.
Столица Хазарии располагалась на огромном острове (18 км в ширину), который образовали две волжские протоки: собственно Волга (с запада) и Ахтуба (с востока). Ахтуба в те времена была такой же полноводной рекой, как и сама Волга.
Воины Святослава окружили Итиль.
Осажденные хазары были разбиты наголову. Уцелевшие бежали к Тереку и спрятались в Дагестане.
Святослав пришел и на Терек, где стоял второй по величине город хазар — Семендер, разгромил Семендер и, забрав у населения лошадей, волов, телеги, двинулся через Дон на Русь. По дороге домой он взял еще одну хазарскую крепость — Саркел (совр. станица Цимлянская). Святослав разрушил крепость, а город переименовал в Белую Вежу.
В результате похода Святослава 964—965 гг. из сферы влияния хазар были исключены Волга, среднее течение Терека и часть Среднего Дона. Святослав захватил огромную территорию — от Оки до Северного Кавказа. При этом Русь получила опаснейшего врага — печенегов.
Результаты похода 964—965 гг. не могли не поднять авторитет Руси в глазах византийского союзника, который старался всеми силами привлечь внимание Святослава к решению внешнеполитических проблем империи. Византийскому правительству требовался человек для переговоров со Святославом. Выбор пал на византийского дипломата, сына стратига херсонесской фемы (области) Калокира.
Пока шли переговоры, ситуация изменилась. В Константинополе созрел заговор. Константин Багрянородный был убит (959 г.). Кроме того, левобережные печенеги напали на Киев. Поэтому Святославу пришлось устремиться на Русь спасать собственную столицу. Но когда он подоспел к Киеву, война уже завершилась не начавшись. Пришедшие с севера войска воеводы Претича остановили печенегов. Их хан обменялся с Претичем оружием и, заключив мир, ушел в приднестровские степи.
В 970 г. началась война с Македонией и Фракией. Она носила тяжелый, затяжной характер и шла с переменным успехом. В 971 г. Святослав вынужден был просить мира.
Посреди Дуная встретились роскошная ладья императора ромеев и простой челнок, в котором одним из гребцов был князь Святослав. Русский вождь в белой рубахе до колен ничем по виду не отличался от простого воина. Бритая голова, длинный чуб, опущенные вниз усы и серьга в ухе делали его облик совсем восточным.
Грекам не нужна была жизнь Святослава и его дружины. Они согласились дать русам уйти. Святослав за это обещал отступиться от Болгарии. Пропущенные греческой эскадрой русские ладьи спустились по Дунаю в Черное море и добрались до острова Березань (в древности — остров Буян) в днестровском лимане. Здесь в войске Святослава произошел раскол. Русы-язычники обвинили в поражении русов-христиан, входивших в дружину. Неудачу похода язычники объяснили гневом своих богов. Были замучены и убиты все дружинники-христиане, среди погибших оказался и родственник Святослава Улеб. В Киеве не могли не знать о кровавых событиях на Березани. Киевские христиане, составлявшие большую и влиятельную общину, поняли, что их ждет, когда Святослав с ожесточенной дружиной войдет в собственную столицу.
Летописи сообщают, что весной 972 г. русы с Березани двинулись к Киеву. Для возвращения они избрали Днепр, где у днепровских порогов русов ожидали левобережные печенеги. В короткой битве дружина Святослава была полностью истреблена, а печенежский хан Куря обзавелся чашей, сделанной из черепа князя Святослава.
Некоторые историки считают, что печенегов на Святослава направили византийцы. Но можно предположить, что в гибели князя и его войска были заинтересованы киевские христиане, во главе которых стоял старший сын Святослава Ярополк. Он знал, что происходило на Березани, и мог сговориться с печенегами.
С гибелью князя-язычника Киевская Русь стала превращаться в тихую державу, где христианское учение приобретало все больше сторонников.
После смерти князя Святослава и княгини Ольги киевскую христианскую общину взял под защиту их сын Ярополк Святославич. На севере, в Новгороде, христианству противостоял балто-скандинавский культ Перуна (по-литовски Перкунас), бога обновленной языческой религии. И хотя Киев оставался языческим городом, культ Перуна киевлянам не был симпатичен. Академик Б. А. Рыбаков справедливо считал, что Перун не является исконно славянским божеством[17]. Славяне верили в Хорса — бога солнца (персидский Хуршид), почитали женское божество Мокошь, небесного Дажбога, «скотьего бога» Волоса. Славянские боги требовали почитания, но не требовали человеческих жертв. Совсем другим был культ Перуна, бога войны и громовержца, с приходом которого земля обагрилась кровью жертв. Ненависть киевлян к культу и поклонникам Перуна обострилась. Случаи человеческих жертв только подталкивали многих к крещению.
Началась долгая и упорная борьба Ярополка со сторонниками Перуна, которых возглавлял единокровный брат Ярополка Владимир, сын наложницы Святослава ключницы Малуши.
Летопись описывает все последующие события как деяние князей. Но князья были очень молоды. Владимиру и третьему сыну Святослава Олегу было по 15—16 лет, Ярополк был чуть старше. Безусловно, за ними стояли опытные и влиятельные мужи.
Победа печенегов над Святославом, принесшая Ярополку власть, на какой-то период объединила Древнюю Русь. Почти все славяно-русские земли по Днепру и Новгород на севере подчинились Ярополку. Набег в 977 г. на Овруч избавил его от младшего брата Олега — князя древлян — и подчинил его земли Киеву.