Процессуальное право Древней Индиии

В Индии не существовало различия в производстве по гражданским и уголовным делам. Суд не был отделен от администрации. Высшая судебная власть принадлежала царю с брахманами. Процесс носил состязательный характер, и разбирательство дела начиналось по заявлению истца или потер­певшего. Законы называют поводы к рассмотрению исков: неуплата долга, заклад, продажу чужого, соучастие в объединении, невозврат данного, неуп­лата жалованья, нарушение соглашения и т.д. Всего 18 поводов судебного разбирательства. Дела тяжущихся сторон рассматривались, следуя порядку варн.

Основным источником доказательств служили свидетельские показа­ния, самым ценным доказательством считалось свидетельство брахмана, далее - следуя порядку каст. Лжесвидетельство, не сообщение суду извест­ных сведений считалось тяжким грехом. В качестве свидетелей не могли выступать заинтересованные лица и женщины. При отсутствии свидетелей применялись различные виды ордалий - весами (взвешивали 2 раза, если второй раз субъект весил меньше - он невиновен); огнем (давали обвиняемо­му в руку раскаленный предмет, при отсутствии ожога он считался невинов­ным); водой, ядом. Клятвы имели для суда большое значение, и если с по­клявшимся происходили неприятности, это считалось неопровержимым доказательством его вины.

 

ГЛАВА IV. ДРЕВНЕИУДЕЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

Государственный строй Древнееврейского государства

Основными древнееврейскими институтами власти являлись царь, Сангедрин, Народное собрание и первосвященник.

Статус царя в политико-правовых представлениях древних иудеев весьма необычен и не слишком типичен для стран Древнего Востока, име­нуемых зачастую «государствами восточной деспотии»: 1) истинный предво­дитель народа избирается с благословения свыше;2) предписывалось верхо­венство Божественного Закона над волей правителя; 3) власть царя не явля­ется абсолютной. Источник полномочий царя - Божественная Воля, выра­женная в Письменном и Устном Учении (Письменная и Устная Тора). Таким образом, царская власть ограничивается, с одной стороны, Торой, которая выступает своеобразной Конституцией иудейского народа, Законом, перед которым все равны. С другой стороны, ограничителем царских полномочий являлись судьи и Сангедрин. Помимо указанных институтов, существовал и фактор народовластия в различных его проявлениях (например, т.н. «народ­ное вето»).

Книга «Дварим» (Второзаконие), 17:15 ограничивает круг возможных кандидатов на должность царя. У царя обширные полномочия в области правотворчества, исполни­тельной власти. Полномочия эти касаются не только налогового обложения и вопросов экономики, связанных с интересами государства (например, моби­лизацией людей, скота и другого имущества для военных целей и нужд госу­дарства или потребностей царского двора), но и уголовного права.

Сангедрин. Сангедрин проводил свои заседания в Иерусалимском Храме, на Храмовой горе. Лица, входившие в Сангедрин (71 судья), являлись величайшими мудрецами, которые решали важнейшие вопросы жизни ев­рейского народа. Сангедрин существовал в 2-ух состояниях, одновременно являясь и Высшим судом правосудия и Верховным Судом.

Компетенция Верховного Суда: толкование Торы на основании принципов, полученных потрадиции; введение постановлений, отвечающих нуждам времени и поколе­ния; избрание царя; объявление войны (завоевательной); осуществление «конституционного» контроля за деятельностью должностных лиц, включая царя, и издаваемыми ими нормативными актами; только Верховный Суд вправе определять и изменять точные границы города Иерусалима и Двора Храма.

Органы местного управления и их правовое положение. Первосвя­щенник - «глава местного самоуправления». Первосвященники занимали свой пост пожизненно. Должность первосвященника была наследственной: она переходила от отца к старшему сыну. Первосвященник являлся не только религиозным, но и политическим лидером еврейского народа. В его ведении находилось управление работой Храма, надзор за проведением богослуже­ния, забота о городе в целом, в том числе о его водоснабжении и состоянии его укреплений. Первосвященник являлся председателем совета старейшин и представлял интересы народа перед царскими властями (эллинистический период).

Совет старейшин. Он состоял из представителей высших слоев еврей­ского общества. Его членами являлись священнослужители и главы семейств (старейшины) Иудеи. Одной из официальных функций сове­та было поддержание связей с властями.

Народное собрание, представляло интересы жителей страны и созы­валось в Иерусалиме для решения вопросов первостепенной государствен­ной важности. Этот орган действовал не на постоянной основе и его дея­тельность никаким законом не регулировалась, Оно созывалось по инициа­тиве религиозно-политического руководства города тогда, когда, по его мне­нию, положение дел того требовало. Начало этому органу было положено в персидскую эпоху, во времена Ездры и Неемии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: