Семейное и наследственное право Древней Индии

Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья, где безусловным главой являлся муж. Женщина полностью зависела от супруга и сыновей. Существовало несколько форм брака, из которых некоторые счита­лись более почетными и законными. Наиболее распространен был брак, представляющий собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену, становящуюся его собственностью. Правовое положение женщины зависело от формы брака, но в любом случае она не была полно­стью правоспособна. Законы Ману определяют положение женщины таким образом, что в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа под властью сыновей, ибо «женщина никогда не пригодна для самостоятельности». Законы прямо требуют от жены почитать мужа как бога, даже если он лишен добродетелей. Муж имел полную власть над женой, но был и обязан заботиться о ней, беречь ее и защищать.

Хотя законы Ману как высшую дхарму между женой и мужем провоз­глашают «взаимную верность до гроба», муж мог иметь несколько жен, раз­вестись с женой. Развод допускался в случаях: бесплодия супругов, прелю­бодеяния, постыдного поведения, безвестного отсутствия, дурного обраще­ния (доказательством считались знаки раскаленного железа на теле супруга). Жена не могла покинуть семью, даже если муж продал ее или оставил. Она продолжала считаться его женой. За измену женщина подвергалась самым жестоким карам, вплоть до смертной казни. Согласно традиции, жена долж­на принадлежать к той же варне, что и муж. В исключительных случаях мужчинам разрешался брак с женщиной из более низкой варны, но женщина более высшей варны вступить в брак с представителем низшей не могла. Мужчина мог вступать в брак с 24 лет, а женщина - с 8. Неограниченной была и власть отца над своими детьми.

Все имущество семьи было ее общим достоянием, но управлялось главой семейства. После смерти отца имущество либо делилось поровну между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном младших братьев. Дочери устранялись от наследования, но братья должны были выделить им по 1/4 своей доли наследства на приданое. К наследованию мог быть призван сын дочери, если наследодатель, выдавая ее замуж, выражал желание, чтобы она родила сына.

Зачатки завещательного права можно обнаружить в гл.IX ЗМ, ст.27, где описывается способ решения проблемы отсутствия наследников мужско­го пола. К наследованию мог быть призван сын дочери, если наследодатель, выдавая ее замуж, выражал желание, чтобы она родила сына. Однако основ­ной формой наследования оставалось наследование по закону.

Уголовное право Древней Индии

Уголовное право, представленное в законах Ману, отличается, с од­ной стороны, достаточно высоким для своего времени уровнем развития (законы знают формы вины, рецидив, соучастие, различие ответственности виновного в зависимости от принадлежности к определенной варне); с дру­гой стороны, законы отражают сохранение пережитков старины, о чем сви­детельствует сохранение принципа талиона, ордалия, ответственности всей общины за преступление, совершенное на ее территории, если неизвестен преступник.

Среди преступлений по законам Ману на первом месте стояли госу­дарственные. К ним относились служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот. Полного перечня их законы не дают.

Среди имущественных преступлений законы Ману большое внима­ние уделяют краже, призывая царя к обузданию воров. Законы четко разгра­ничивают кражу как тайное похищение имущества от грабежа, совершенного в присутствии потерпевшего и с применением к нему насилия. Меры, приме­няемые к вору, зависели от того, был ли он пойман на месте преступления или нет, совершена ли кража днем или ночью. Пойманного на месте с воров­ским инструментом в руках, следовало казнить не колеблясь; ночных воров сажали на кол, отрубив обе руки. При первой краже вору отрезали 2 пальца, при второй - руку и ноги, при третьей - казнили. Укрыватель вора нес такое же наказание, как если бы он украл сам.

Преступления против личности. Законы Ману осуждают всякое на­силие над личностью.К насилию относились убийство, телесные по­вреждения. Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь. Однако убийство, совершенное при защите себя, жертвенных даров, женщин и брах­манов не наказывалось (необходимая оборона).

Семейные преступления. Довольно много статей законов направле­но на укрепление семейных отношений. Законы устанавливают суровые наказания за прелюбодеяние, посягательство на честь женщины. Даже беседа с замужней женщиной преследовалась штрафом. Неверную жену затравли­вали собаками на многолюдном месте. Мужчину, вступившего с ней в связь, ждала мучительная смерть на раскаленной кровати. За связь шудры с жен­щиной из высших каст ему полагалась смертная казнь или телесное повреж­дение, в зависимости от того, охраняется или нет эта женщина законом.

Преступления против чести и достоинства. Честь высших варн ох­ранялась высокими штрафами. Осуждалось злословие в отношении жены, матери, отца, брата.

Среди видов наказания следует назвать смертную казнь (для брахманов она заменялась бритьем головы и изгнанием) в различных вариантах: посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.; членовреди­тельские наказания (отрезание пальцев, рук, ног); изгнание; тюремное за­ключение и другие наказания. Кровная месть в законах не упоминается, ви­димо, в то время она уже не применялась.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: