Иллюстративный материал

1. Ростовская организация Союза журналистов России провела серию круглых столов с участием руководителей силовых структур Южного федерального округа по проблемам противодействия терроризму и экстремизму. Журналисты сами предложили разработать (или доработать имеющиеся) конвенции «Об условиях работы в кризисных ситуациях».

 Показателен опыт сотрудничества СМИ и органов власти в Республике Адыгея, когда в рамках ликвидации последствий наводнения из представителей властей, ведомств, причастных к данной работе, и сотрудников ведущих СМИ был организован информационный центр. В задачи Центра входило: ежедневное информирование граждан о ходе работ, о пострадавших и их размещении, консультирование по вопросам строительства, опровержение распространявшихся слухов и т.п.

Материалы Российско-французского семинара в Южном федеральном округе «Об управлении кризисными ситуациями» (Ростов-на-Дону. 28.04.2005г.) // Право и политика. 2006 №4. С.58, 60-61.

2. Как положительный опыт содействия интеграции национальных общин следует отметить культурно образовательный проект «Школа дружбы народов», осуществляемый под эгидой Ярославского отделения Ассамблеи народов России (ЯРО АНР) совместно с Администрацией Ярославской области и мэрией г. Ярославля. Он стал составной частью областной целевой образовательной программы «Патриотическое воспитание детей и молодежи Ярославской области на 2004 — 2007 гг.» и городской программы «Совершенствование патриотического воспитания молодежи в современных условиях». Проект включает:

1) проведение концертов-лекций с участием детей и взрослых, представителей национальных диаспор г. Ярославля для школьников младших и средних классов, а также родителей и педагогов;

2) занятия с педагогами, работающими с детьми, прежде всего с детьми мигрантов;

3) практические работы со школьниками, изучение общности культур и исторической судьбы различных народов России. При этом основное внимание участников акцентируется на общие черты национальных культур, общую борьбу представителей разных народов за свободу и независимость, общий труд, совместный вклад в экономический рост и решение социальных, экологических и иных проблем региона.

Заслуживает внимания и предложение разработчиков Проекта о создании при образовательных учреждениях во взаимодействии с национальными диаспорами, администрациями субъектов Федерации и посольствами стран СНГ (откуда прибывают учащиеся-мигранты и их семьи) информационно-культурных центров по вопросам национальных отношений. В соответствующих объединениях необходимую информацию должны получать как учащиеся, представители этнических меньшинств, преодолевающие тем самым информационную изоляцию, так и все остальные учащиеся, интересующиеся вопросами истории и культуры народов России, национальных отношений.

Буловацкий А.В. «Школа дружбы народов» как инструмент формирования толерантного сознания у детей и подростков // Проблемы формирования толерантности, преодоления ксенофобии и этнического экстремизма в российском обществе. С.59-61.

Фактически данные центры должны выполнять функции клубов интернациональной дружбы, альтернативных нелегальным и неконтролируемым объединениям, легко подпадающим под влияние радикальных идей и экстремистов-«миссионеров».

3. Опыт международного сотрудничества полицейских служб:

В соответствии с Декларацией Европейского Союза от 26.05.1997г. «О сотрудничестве в сфере общественного порядка и безопасности» государствам ЕС надлежит информировать остальные страны «О случаях, когда в другие государства — члены ЕС в целях участия в массовых собраниях направляются многочисленные группы лиц, способные представлять угрозу общественному порядку и безопасности».

На рассмотрение Совета Европейского Союза в 2001г. Бельгией был внесен проект решения «О безопасности в ходе проведения международных футбольных встреч», который вскоре был принят. Согласно Декларации в системе полицейских служб каждого государства-члена должен быть создан особый «центр информации по вопросам футбола» (ст.1), в обязанности которого входят координация и организация международного полицейского сотрудничества в ходе футбольных встреч, взаимодействие с аналогичными структурами других государств, информирование сведениями общего характера и персональными данными «в отношении индивидов, которые представляют или могут представлять опасность для общественного порядка, спокойствия и безопасности» (ст.4).

Так, во время чемпионата мира по футболу 2002г. сыщики четырнадцати стран содействовали южнокорейской полиции в предотвращении беспорядков на стадионах. Для этого они направились в Южную Корею, чтобы на месте отслеживать зачинщиков беспорядков во время игр. Кроме того, местные силы правопорядка получили из Англии и Франции список имен 890 задерживав-шихся в прошлом хулиганов. Въезд их в Южную Корею был… запрещен.

Право Европейского Союза. Учебник /Под ред. С.Ю. Кашкина. М., 2003. С.868; http.//www.spbvedomosti.ru

Чемпионат мира по футболу (июль 2006г., Германия) сопровождался лишь локальными групповыми хулиганскими действиями, ни разу беспорядки не произошли на спортивных сооружениях в ходе состязаний или сразу после их окончания.

4. В результате оперативного контроля за действиями неформальных молодежных группирований экстремистской направленности на ежегодном фестивале зимних видов спорта «Чистая энергия — Нескафе» (февраль 2004 г.) пресечена попытка избиения группировкой скинхедов — участников фестиваля. В результате принятых мер задержаны и привлечены к административной ответственности 30 человек.

В апреле 2004 года в результате совместных с ГУВД г. Москвы мероприятий, а также принятых оперативно-профилактических мер предотвращено осуществление группировкой «Объединенные бригады — 88» экстремистских акций на территории ВВЦ в ознаменование 115-й годовщины со дня рождения А. Гитлера, задержаны и привлечены к административной ответственности 19 человек».

       Богданова М.В., Чайкин С.И. О некоторых аспектах профилактики экстремизма в молодежной среде // Защита прав и профилактика правонарушений несовершеннолетних. Материалы международной научно-практической конференции. Москва. 26-27.08.2005 г. М., 2006. С.99.

5. О работе прокуратуры Ставропольского края по применению Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в отношении некоторых исламских организаций:

В 2003 году по результатам проверки было внесено представление в управление Минюста РФ по Ставропольскому краю о ликвидации и запрете деятельности на территории края таких объединений, как «Религиозное общество мусульман-сунитов Ханафитского мазхаба села Кенглы Минераловодского района», «Религиозной общины мусульман села Серноводского Курского района», «Религиозное общество мусульман-сунитов Ханафитского мазхаба села Каясула Нефтекумского района», «Религиозного общества мусульман г. Нефтекумска».

ГУВД Ставропольского края, УФСБ России по Ставропольскому краю в целях недопущения регистрации экстремистски настроенных религиозных объединений постоянно проводится работа по проверке учредителей вновь создаваемых организаций мусульман. Так, в начале 2002 года были проверены руководители ряда религиозных объединений названных районов. Одновременно проводились мероприятия по противодействию влиянию ваххабизма на мусульманскую общину края.

В результате предпринятых мер и по инициативе жителей с. Каясула в марте 2002 года сложил свои полномочия имам села Заракаев М.М., являвшийся приверженцем радикального ислама. Вместо него избран коренной житель села Шураев Т.Ш., исповедующий традиционный ислам. В том же месяце в селе Тукуй-Мектеб Нефтекумского района по инициативе жителей переизбран имам Бакиев Б.Б., тоже являющийся ваххабитом.

Фридинский С.Н. Борьба с экстремизмом: уголовно-правовой и криминологические аспекты. Ростов-на-Дону, 2004. С.151-152.

 

Рекомендуемая литература

1. Гилинский Я.И. Девиантология. Социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». — СПб., 2004.

2. Ростокинский А.В. О некоторых проблемах совершенствования мер профилактики экстремизма // Труды ВНИИ МВД РФ. № 0. 2007.

3. Фридинский С.Н. Борьба с экстремизмом: уголовно-правовой и криминологические аспекты. — Ростов-на-Дону. 2004.

4. Федеральный закон от 26.09.1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» — действующая редакция.

5. Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» — действующая редакция.

6. Федеральный закон от 3.04.1995 г. «О федеральной службе безопасности» — действующая редакция

7. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 10. 01. 2000 г.

8. Орлова Ю.Р. Особенности расследования и предупреждения преступности несовершеннолетних. — М., 2006.

9. Ростокинский А.В. О пресечении экстремистской деятельности с использованием юридических лиц // Сборник научных трудов ВНИИ МВД РФ. № 1. 2007.

10. Ростокинский А.В. Вопросы участия средств массовой информации в борьбе с экстремизмом // «Черные дыры в Российском Законодательстве». № 2. 2007.

11. Хлобустов О.М. Вопросы социализации молодежи и профилактики экстремизма // Защита прав и профилактика правонарушений несовершеннолетних. Материалы международной научно-практической конференции. Москва. 26-27.08.2005 г. — М., 2006.

 

 


[1] В структуре преступлений данной группы футбольных болельщиков до 80% составляет применение насилия в отношении представителей власти.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: