Рекомендации к написанию лекций

Методические рекомендации для преподавателей

В контексте значимости самостоятельной работы студента значи­тельно повышается роль лекций как источника фундаментальных знаний, где студенты получают самую новейшую информацию, дополняющую учеб­ники (или их заменяющие), знакомство с последними достижениями науки. Это начальная ступень учебного цикла, включающего в себя самостоятель­ную работу студентов, семинарские и практические занятия, конференции, организованные диспуты и др. Лекция является своеобразным этапом, на ко­тором закладываются основы всех изучаемых дисциплин, в основном завер­шается формирование мировоззрения и складывается методологический «ар­сенал», используемый для познания предметов разных наук. Материалы лекции, ее построение, логика дают методологический ключ социального познания, ценностное видение, понимание значимости проблемы, историю ее по­явления и исследования, выдвигают гипотезы, формируют концепции и эм­пирическую фактуру, используемую для обоснования выдвигаемой препода­вателем позиции. Кроме того, в лекции расставляются акценты самостоя­тельной работы10.

Понятие «лекция» - от латинского «чтение» - одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное, устное изложение преподавателем опре­деленного раздела конкретной науки или учебной дисциплины. Читается лекция обычно одновременно для студентов всего курса или потока, если большой курс делится на несколько потоков.

Такая форма передачи знаний обучающимся возникла в практике средневековых университетов. Тогда это слово точно отражало характер дея­тельности преподавателя. В ХП -XIII вв., когда в Европе еще не получило распространение книгопечатание, сочинения ученых переписывались от руки и поэтому существовали в немногих экземплярах. Получить такое сочинение для изучения каждый студент не мог и университетские преподаватели в ау­диториях в буквальном смысле слова читали свои или чьи-то научные произ­ведения - философские, религиозные трактаты, сопровождая их подробными комментариями и разъяснениями.

На протяжении веков, прошедших с тех пор, многое изменилось. Воз­никло и постепенно усовершенствовалось книгопечатание, книга (в том чис­ле и учебная) как один из важнейших источников знания перестала быть рос­кошью и редкостью, стала доступной каждому. Кроме того, в последнее вре­мя все большую популярность приобретают компьютерные формы хранения и передачи информации, которые все активнее применяются в обучении.

Однако лекция всегда была и до сих пор остается неотъемлемой ча­стью учебного процесса, важнейшей формой изложения учебного материала в вузе во всем мире. В чем же причины ее долгожительства?

Лекция как способ сообщения знаний имеет очень много досто­инств, а именно:

1. Любая наука, а студенты знакомятся в вузе с различным и науками, представляет собой сложность для восприятия. В каждой из них встречается большое количество различных точек зрения, мнений, подходов, способов разрешения научных проблем. Наряду с положениями, которые признаются всеми и не вызывают сомнения, всегда есть спорные вопросы и воззрения. Разобраться в этом клубке противоречий студенту, только вступающему в мир научных знаний, чрезвычайно сложно. И именно лекция позволяет преподавателю в течение непродолжительного промежутка времени помочь обучающимся разобраться в рассматриваемой научной проблеме (теме), рас­крыть ее наиболее важные, существенные стороны, дать анализ различных взглядов и теоретических концепций по рассматриваемому вопросу, указать наиболее значительные научные работы, посвященные данной проблеме;

2. Очень важно непосредственное общение студентов с преподавате­лями, особенно опытными, которые, как правило, сами являются учеными. Их творческая мысль, живое слово, эмоциональный контакт с аудиторией играет большую роль в усвоении студентами учебного материала, который перестает быть только набором сухих фактов, становится ярким, интересным, а поэтому способствует развитию желания знать изучаемый предмет лучше и глубже.

Таким образом,лекция - очень экономичный, эффективный и эмо­ционально наполненный способ передачи знаний

У студента, который, как правило, в вузе сталкивается с такой формой учебных занятий, часто поначалу складывается мнение, что на лекции он - лицо пассивнееи все, что от него требуется - слушать и записывать то, что говорит преподаватель. Но это ошибочное и даже опас­ное представление.На самом деле слушание лекции предполагает активную мыслительную деятельность студента, главная задача которого - понять сущность рассматриваемой темы, уловить логику рассуждений лектора; раз­мышлять вместе с ним, оценивать его аргументацию, составлять собственное мнение об изучаемых явлениях и соотнести услышанное с тем, что уже изу­чено. Поэтому умение сосредоточено слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения является непременным условием их глу­бокого и прочного усвоения, а также развития умственных способностей.  Надо отвлечься при этом от посторонних мыслей и думать только о том, что излагает преподаватель.

Краткие записилекций помогают студенту усвоить материал, что предполагает интенсивную умственную деятельность. Очень важно в про­цессе слушания разобраться в том, что излагает преподаватель, т. е., понять сказанное им; связать новые знания с теми, которые уже получены по данной теме из предыдущих лекций, прочитанных учебников, книг и журналов. То, что действительно внимательно прослушано, продумано и записано на лек­циях, становится достоянием студента, входит в его образовательный фонд. В связи с этим особое значение приобретает техника конспектирования, которая развивает ум, обогащает научными данными, способствует закреп­лению знаний в памяти, вооружает необходимыми умениями и навыками. Конспект является полезным тогда, когда записано самое главное, суще­ственное, основное.Если же студент будет стремиться записать всю лекцию дословно, то такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы.

Иногда студенты просят лектора «читать помедленнее», но тогда это пре­вращается в лекцию-диктовку, где мысль студента почти отключена, и тогда вся или большая значимость и предназначение лекции теряется. Это очень вредная тенденция, ибо в этом случае студент механически записывает большое количество услышанных сведений, и не размышляет над ними. За­пись лекции предполагает:

- сокращение слов, словосочетаний, терминов;

- использование цвета (рубрикация) и т. п.

Таким образом, умение конспектировать - необходимый рабочий навык студента.

Что же надо записывать на лекции?Если коротко ответить, то это - тему лекции, основные ее вопросы, важнейшую их аргументацию, некоторые яркие примеры, научные определения и выводы, которые даются в лекции, рекомендуемую преподавателем литературу. Помогая студенту в этой слож­ной учебной деятельности, преподаватель изменяет силу, тембр голоса, за­медляет чтение. Этим он выделяет и подчеркивает важнейшие положения излагаемого материала. Делает записи и зарисовки на доске.

Для лучшего понимания излагаемой преподавателем темы на лекции необходима предварительная работа,которая заключается в том, чтобы заранее ознакомиться с материалами рассматриваемой темы, изложен­ными в учебнике. Такая подготовка включает в себя следующие действия:

- запись названия темы

- оставив место вверху страницы для записи даты, номера, названия темы, плана рассмотрения прослушиваемой лекции, списка обязательной и дополнительной литературы, если она не полностью указана в учебно-методическом комплексе, разделить страницу на три части.

- В первой части записать (через определенные интервалы) основ­ные мысли, выделенные вами в ходе чтения учебника, пронумерованные и сопровожденные (при необходимости) выбранными вами значками. Напри­мер,!,? или словами «уточнить», «задать вопрос», «выяснить» и т. п., а вто­рая частьбудет заполнена в ходе прослушивания лекции.

- Вторая часть конспекта - записи мыслей лектора должны производиться напротив вашей соответствующей записи из учебникаНа первый взгляд, это кажется сложным. Однако, ориентируясь в рассматривае­мом материале, сделать это будет не сложно. От вас потребуется только большая сосредоточенность в работе по отслеживанию логики изложения темы преподавателем, которая может не совпадать с логикой изложения данной темы в учебнике, так  как это взгляд автора используемого вами учебника

- Третья часть вашего конспекта будет посвящена работе после прослушивания лекции. В это время следует еще раз прочитать обе записи. При необходимости можно расшифровать сокращения, добавить то, что вы считаете важным в каждой из записанных частей ранее. Добавления эти можно написать на вставках из цветной бумаги и поместить их в то место конспекта, где они помогут вам закончить мысль. Сказать что-либо в дополнение к написанному, обозначить мысль, которую нужно рассмотреть на семинарском занятии и т. п. Возможности этой части конспекта неограниченны.  Вот как это может выглядеть.

 

 

     Дата просушивания лекции

    Тема: _____________________________

Мои мысли до лекции Мысли преподавателя на лекции Мои мысли после лекции
1 2 3    

 

 

Создавая такой конспект, необходимо освоить некоторые приемы его записи.Вот некоторые из них:

1. Сокращение слов, словосочетаний, терминовв виде: гипераббре­виатуры терминов, где начальная буква термина обводится линией- ®, кванторизации (переворот начальной буквы), пиктографии (работа рисунками). Общепринятые сокращения слов, словосочетаний можно посмотреть в лю­бом орфографическом словаре, энциклопедии и т. п. изданиях.

2.Переработка фразы.Это самый эффективный, но трудно осваивае­мый прием. Для этого необходимо прослушать преподавателя, обратив вни­мание на его голос или выражения, используемое им. Например, «обратите внимание», «это следует запомнить», «важно понять», «необходимо иметь в виду» и т. п. Это фразы, которые он использует с целью привлечь внимание аудитории к данной мысли. Затем записать сказанное своими словами, но, не изменяя высказанную мысль. Сложность заключается в том, что производи­мые мыслительные операции в ходе работы на лекции, требуют сосредото­ченности и большого внимания, а не только свое присутствие на ней. Это легче будет сделать, если материал заранее проработан

3.Использование цветавключает довольно просто осваиваемые прие­мы: рубрикацию, выделение цветом существенных деталей, работу цветом в зависимости от степени важности текста и по соответствию частей текста

4.Запись лекции рекомендуется вести по возможности с собствен­ными «подсказками».Особо важные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т. п. А еще лучше разработать собственную «маркографию». Например:

! - важно;

!!- очень важно;

? - под вопросом;

Y - посмотреть в учебнике;

R - запомнить.

Многие студенты неплохо конспектируют лекции, но для подготовки к семинарским занятиям их не используют, бывает, что и до самых экзаменов не заглядывают в них. Это большая ошибка. Над конспектами лекций надо сис­тематически работать:перечитывать их, выправлять текст, делать дополне­ния, размечать цветом то, что должно быть глубоко и прочно закреплено в па­мяти. Первый просмотр конспекта рекомендуется сделать вечером того дня, когда была прослушана лекция (предварительно вспомнив, о чем шла речь и хотя бы один раз просмотреть записи). Затем вновь просмотреть конспект че­рез 3-4 дня. Имеется в виду подготовка к семинарскому занятию или позже при подготовке к рубежному контролю, зачету, экзамену. Результаты обычно бывают прекрасными: студент основательно и глубоко овладевает материалом и к сессии приходит хорошо подготовленным. Работая над конспектом лек­ций, всегда следует использовать не только учебник, но и дополнительную литературу.Если вдруг при работе над записями обнаруживается, что записа­но не главное, не полностью оформлена мысль или следует что-нибудь доба­вить, можно воспользоваться специальными блоками «бумаги для записи», которые имеют разный цвет, что очень удобно, размер, могут приклеиваться к нужному месту в тексте лекции.  На них заносится необходимая для вас и на ваш взгляд информация, которая будет использована при работе на семинар­ском или практическом занятии, при подготовке к рубежному контролю, заче­ту, экзамену. Именно процедура контроля над правильностью записипо­может выработать нужные навыки и, прежде всего, навыки работы с книгой, приобретенные в процессе сознательного чтения. Только такая кропотливая работа над записью лекции позволит овладеть навыком самостоятельного по­лучения знаний и умением применить их в любой ситуации. При необходимо­сти можно обратиться за советом к преподавателю.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: