Методические рекомендации для преподавателей
В контексте значимости самостоятельной работы студента значительно повышается роль лекций как источника фундаментальных знаний, где студенты получают самую новейшую информацию, дополняющую учебники (или их заменяющие), знакомство с последними достижениями науки. Это начальная ступень учебного цикла, включающего в себя самостоятельную работу студентов, семинарские и практические занятия, конференции, организованные диспуты и др. Лекция является своеобразным этапом, на котором закладываются основы всех изучаемых дисциплин, в основном завершается формирование мировоззрения и складывается методологический «арсенал», используемый для познания предметов разных наук. Материалы лекции, ее построение, логика дают методологический ключ социального познания, ценностное видение, понимание значимости проблемы, историю ее появления и исследования, выдвигают гипотезы, формируют концепции и эмпирическую фактуру, используемую для обоснования выдвигаемой преподавателем позиции. Кроме того, в лекции расставляются акценты самостоятельной работы10.
Понятие «лекция» - от латинского «чтение» - одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное, устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины. Читается лекция обычно одновременно для студентов всего курса или потока, если большой курс делится на несколько потоков.
Такая форма передачи знаний обучающимся возникла в практике средневековых университетов. Тогда это слово точно отражало характер деятельности преподавателя. В ХП -XIII вв., когда в Европе еще не получило распространение книгопечатание, сочинения ученых переписывались от руки и поэтому существовали в немногих экземплярах. Получить такое сочинение для изучения каждый студент не мог и университетские преподаватели в аудиториях в буквальном смысле слова читали свои или чьи-то научные произведения - философские, религиозные трактаты, сопровождая их подробными комментариями и разъяснениями.
На протяжении веков, прошедших с тех пор, многое изменилось. Возникло и постепенно усовершенствовалось книгопечатание, книга (в том числе и учебная) как один из важнейших источников знания перестала быть роскошью и редкостью, стала доступной каждому. Кроме того, в последнее время все большую популярность приобретают компьютерные формы хранения и передачи информации, которые все активнее применяются в обучении.
Однако лекция всегда была и до сих пор остается неотъемлемой частью учебного процесса, важнейшей формой изложения учебного материала в вузе во всем мире. В чем же причины ее долгожительства?
Лекция как способ сообщения знаний имеет очень много достоинств, а именно:
1. Любая наука, а студенты знакомятся в вузе с различным и науками, представляет собой сложность для восприятия. В каждой из них встречается большое количество различных точек зрения, мнений, подходов, способов разрешения научных проблем. Наряду с положениями, которые признаются всеми и не вызывают сомнения, всегда есть спорные вопросы и воззрения. Разобраться в этом клубке противоречий студенту, только вступающему в мир научных знаний, чрезвычайно сложно. И именно лекция позволяет преподавателю в течение непродолжительного промежутка времени помочь обучающимся разобраться в рассматриваемой научной проблеме (теме), раскрыть ее наиболее важные, существенные стороны, дать анализ различных взглядов и теоретических концепций по рассматриваемому вопросу, указать наиболее значительные научные работы, посвященные данной проблеме;
2. Очень важно непосредственное общение студентов с преподавателями, особенно опытными, которые, как правило, сами являются учеными. Их творческая мысль, живое слово, эмоциональный контакт с аудиторией играет большую роль в усвоении студентами учебного материала, который перестает быть только набором сухих фактов, становится ярким, интересным, а поэтому способствует развитию желания знать изучаемый предмет лучше и глубже.
Таким образом,лекция - очень экономичный, эффективный и эмоционально наполненный способ передачи знаний
У студента, который, как правило, в вузе сталкивается с такой формой учебных занятий, часто поначалу складывается мнение, что на лекции он - лицо пассивнееи все, что от него требуется - слушать и записывать то, что говорит преподаватель. Но это ошибочное и даже опасное представление.На самом деле слушание лекции предполагает активную мыслительную деятельность студента, главная задача которого - понять сущность рассматриваемой темы, уловить логику рассуждений лектора; размышлять вместе с ним, оценивать его аргументацию, составлять собственное мнение об изучаемых явлениях и соотнести услышанное с тем, что уже изучено. Поэтому умение сосредоточено слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения является непременным условием их глубокого и прочного усвоения, а также развития умственных способностей. Надо отвлечься при этом от посторонних мыслей и думать только о том, что излагает преподаватель.
Краткие записилекций помогают студенту усвоить материал, что предполагает интенсивную умственную деятельность. Очень важно в процессе слушания разобраться в том, что излагает преподаватель, т. е., понять сказанное им; связать новые знания с теми, которые уже получены по данной теме из предыдущих лекций, прочитанных учебников, книг и журналов. То, что действительно внимательно прослушано, продумано и записано на лекциях, становится достоянием студента, входит в его образовательный фонд. В связи с этим особое значение приобретает техника конспектирования, которая развивает ум, обогащает научными данными, способствует закреплению знаний в памяти, вооружает необходимыми умениями и навыками. Конспект является полезным тогда, когда записано самое главное, существенное, основное.Если же студент будет стремиться записать всю лекцию дословно, то такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы.
Иногда студенты просят лектора «читать помедленнее», но тогда это превращается в лекцию-диктовку, где мысль студента почти отключена, и тогда вся или большая значимость и предназначение лекции теряется. Это очень вредная тенденция, ибо в этом случае студент механически записывает большое количество услышанных сведений, и не размышляет над ними. Запись лекции предполагает:
- сокращение слов, словосочетаний, терминов;
- использование цвета (рубрикация) и т. п.
Таким образом, умение конспектировать - необходимый рабочий навык студента.
Что же надо записывать на лекции?Если коротко ответить, то это - тему лекции, основные ее вопросы, важнейшую их аргументацию, некоторые яркие примеры, научные определения и выводы, которые даются в лекции, рекомендуемую преподавателем литературу. Помогая студенту в этой сложной учебной деятельности, преподаватель изменяет силу, тембр голоса, замедляет чтение. Этим он выделяет и подчеркивает важнейшие положения излагаемого материала. Делает записи и зарисовки на доске.
Для лучшего понимания излагаемой преподавателем темы на лекции необходима предварительная работа,которая заключается в том, чтобы заранее ознакомиться с материалами рассматриваемой темы, изложенными в учебнике. Такая подготовка включает в себя следующие действия:
- запись названия темы
- оставив место вверху страницы для записи даты, номера, названия темы, плана рассмотрения прослушиваемой лекции, списка обязательной и дополнительной литературы, если она не полностью указана в учебно-методическом комплексе, разделить страницу на три части.
- В первой части записать (через определенные интервалы) основные мысли, выделенные вами в ходе чтения учебника, пронумерованные и сопровожденные (при необходимости) выбранными вами значками. Например,!,? или словами «уточнить», «задать вопрос», «выяснить» и т. п., а вторая частьбудет заполнена в ходе прослушивания лекции.
- Вторая часть конспекта - записи мыслей лектора должны производиться напротив вашей соответствующей записи из учебникаНа первый взгляд, это кажется сложным. Однако, ориентируясь в рассматриваемом материале, сделать это будет не сложно. От вас потребуется только большая сосредоточенность в работе по отслеживанию логики изложения темы преподавателем, которая может не совпадать с логикой изложения данной темы в учебнике, так как это взгляд автора используемого вами учебника
- Третья часть вашего конспекта будет посвящена работе после прослушивания лекции. В это время следует еще раз прочитать обе записи. При необходимости можно расшифровать сокращения, добавить то, что вы считаете важным в каждой из записанных частей ранее. Добавления эти можно написать на вставках из цветной бумаги и поместить их в то место конспекта, где они помогут вам закончить мысль. Сказать что-либо в дополнение к написанному, обозначить мысль, которую нужно рассмотреть на семинарском занятии и т. п. Возможности этой части конспекта неограниченны. Вот как это может выглядеть.
Дата просушивания лекции
Тема: _____________________________
Мои мысли до лекции | Мысли преподавателя на лекции | Мои мысли после лекции |
1 2 3 |
Создавая такой конспект, необходимо освоить некоторые приемы его записи.Вот некоторые из них:
1. Сокращение слов, словосочетаний, терминовв виде: гипераббревиатуры терминов, где начальная буква термина обводится линией- ®, кванторизации (переворот начальной буквы), пиктографии (работа рисунками). Общепринятые сокращения слов, словосочетаний можно посмотреть в любом орфографическом словаре, энциклопедии и т. п. изданиях.
2.Переработка фразы.Это самый эффективный, но трудно осваиваемый прием. Для этого необходимо прослушать преподавателя, обратив внимание на его голос или выражения, используемое им. Например, «обратите внимание», «это следует запомнить», «важно понять», «необходимо иметь в виду» и т. п. Это фразы, которые он использует с целью привлечь внимание аудитории к данной мысли. Затем записать сказанное своими словами, но, не изменяя высказанную мысль. Сложность заключается в том, что производимые мыслительные операции в ходе работы на лекции, требуют сосредоточенности и большого внимания, а не только свое присутствие на ней. Это легче будет сделать, если материал заранее проработан
3.Использование цветавключает довольно просто осваиваемые приемы: рубрикацию, выделение цветом существенных деталей, работу цветом в зависимости от степени важности текста и по соответствию частей текста
4.Запись лекции рекомендуется вести по возможности с собственными «подсказками».Особо важные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т. п. А еще лучше разработать собственную «маркографию». Например:
! - важно;
!!- очень важно;
? - под вопросом;
Y - посмотреть в учебнике;
R - запомнить.
Многие студенты неплохо конспектируют лекции, но для подготовки к семинарским занятиям их не используют, бывает, что и до самых экзаменов не заглядывают в них. Это большая ошибка. Над конспектами лекций надо систематически работать:перечитывать их, выправлять текст, делать дополнения, размечать цветом то, что должно быть глубоко и прочно закреплено в памяти. Первый просмотр конспекта рекомендуется сделать вечером того дня, когда была прослушана лекция (предварительно вспомнив, о чем шла речь и хотя бы один раз просмотреть записи). Затем вновь просмотреть конспект через 3-4 дня. Имеется в виду подготовка к семинарскому занятию или позже при подготовке к рубежному контролю, зачету, экзамену. Результаты обычно бывают прекрасными: студент основательно и глубоко овладевает материалом и к сессии приходит хорошо подготовленным. Работая над конспектом лекций, всегда следует использовать не только учебник, но и дополнительную литературу.Если вдруг при работе над записями обнаруживается, что записано не главное, не полностью оформлена мысль или следует что-нибудь добавить, можно воспользоваться специальными блоками «бумаги для записи», которые имеют разный цвет, что очень удобно, размер, могут приклеиваться к нужному месту в тексте лекции. На них заносится необходимая для вас и на ваш взгляд информация, которая будет использована при работе на семинарском или практическом занятии, при подготовке к рубежному контролю, зачету, экзамену. Именно процедура контроля над правильностью записипоможет выработать нужные навыки и, прежде всего, навыки работы с книгой, приобретенные в процессе сознательного чтения. Только такая кропотливая работа над записью лекции позволит овладеть навыком самостоятельного получения знаний и умением применить их в любой ситуации. При необходимости можно обратиться за советом к преподавателю.