Защита проектов обучающимися судомодельного объединения

По отношению к педагогу инновационная и научно-методическая работа выполняет ряд важных функций. Прежде всего, это функции адаптации и социализации. Так, благодаря активному участию в инновационной и научно-методической работе, педагог приобретает и закрепляет за собой определенный статус. С возрастом участие в ней способствует решению проблемы профессионального самосохранения, преодоления возможного отставания, расхождения между достигнутым уровнем и новыми требованиями к образовательному процессу. Обучение помогает педагогу избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность. Инновационная и научно-методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы.

Инновационная деятельность педагогов СЮТ базируется на:

новизне и актуальности в постановке целей и задач;

способности сознательно изменять и развивать себя, вносить вклад в профессию;

создании благоприятных условий для научно-исследовательской

деятельности обучающихся;

участии в научно-практических конференциях, выставках технического творчества;

глубокой содержательности и оригинальности применения;

разработке новых программ, содержания деятельности, педагогических технологиях на основе гуманизации и индивидуализации образовательного процесса;

участии в региональных и федеральных проектах по поддержке технически одаренных детей.

Ответственными за организацию инновационной и научно-методической работы являются методисты СЮТ.

№ п/п Функции управления научно-методической работой Органы, ответственные за выполнение функции
1. Определение стратегических направлений научно-методической работы Педагогический совет, директор
2. Назначение ответственного за управление процессом обучения педагогических кадров, распределение между ними обязанностей Директор
3. Разработка потребностей кадров в обучении в соответствии с основными изменениями, которые предвидятся в деятельности СЮТ Директор, методист
4. Планирование расходов на обучение педагогических кадров Директор
5. Вознаграждение сотрудников, представленных к поощрению за высокие результаты в обучении педагогических кадров и в организации научно-методической работы СЮТ Директор
6. Управление реализацией избранной стратегии и контроль качества научно-методической работы Методист
7. Руководство процессом обучения педагогов. Методист
8. Содействие адаптации молодых специалистов, назначение наставников Педагоги наставники, методист
9. Оценка эффективности действующей СЮТ системы научно-методической работы на основе анализа, представленного методистом Директор, методист

Основные положения концепции станции юных техников социального успеха:

¨ выпускник СЮТ, для того, чтобы чувствовать себя уверенно в условиях высокой динамики изменений, присущих современному обществу, должен обладать универсальной  подготовкой, ключевым компонентом которой может стать коммуникативность;

¨ методы, используемые педагогами в работе с обучающимися в ходе образовательного процесса должны быть ориентированы на:

- самопознание и саморазвитие обучающихся;

- развитие у обучающихся самостоятельности и ответственности за свои успехи и неудачи;

- формирование самостоятельной оценочной деятельности обучающихся;

- поощрение усилий обучающихся, направленных на достижение высоких результатов в различных видах деятельности;

- развитие у обучающихся волевых качеств путем их включения в достаточно сложную и вместе с тем посильную работу. Это предполагает переход к деятельностно - развивающей образовательной технологии. Развитие у обучающихся установок на достижение успеха предусматривает приобретение ими в стенах станции юных техников опыта совместной деятельности. Этому должно способствовать внедрение проектного обучения. Проектная технология способна изменить систему общения педагога и обучающегося, сделав ее диалогичной.

¨ СЮТ социального успеха немыслима, если сами педагоги не ориентируются на достижение высоких личных, профессиональных и иных достижений. Педагог, ориентированный на достижения, является примером для обучающихся  и доказательством  состоятельности методов его работы.   

Поэтому большая работа методической службы СЮТ ведется на:

- поддержание мотивационной среды, которая способствует укреплению позитивного настроя педагогов на работу, поддержанию у них желания вносить свою деятельность необходимые для развития образовательного учреждения изменения. Совершенствовать свою психолого-педагогическую и предметную компетентность.

С этой целью необходимо поддерживать и развивать потребности педагогов заниматься повышением своей профессиональной подготовкой, совершенствованием своих авторских и модифицированных программ, участвовать в управлении станции юных техников, информировать обучающихся о достижениях их наставников.

¨ Представления о выпускнике СЮТ и основные положения ее концепции определяют следующие приоритетные направления деятельности методической службы:

q развитие образовательной системы станции юных техников;

q внедрение и совершенствование методов обучения и воспитания, способствующих развитию и поддержанию у обучающихся стремления к успеху;

q профессиональное развитие педагогов и педагогического коллектива.

На станции юных техников активно внедряется метод проектов для интеграции знаний различных предметных областей, идет разработка межпредметных проектов.

Разработано положение о проектной деятельности, эта деятельность является составляющей образовательной деятельности обучающихся.

Лауреаты федерального проекта при поддержке президента РФ талантливой молодежи Запорожец Дмитрий и Назаров Дмитрий.      

В целях дальнейшего развития детского технического творчества, совершенствования работы МОУ ДОД СЮТ как методического центра по техническому творчеству, расширения сферы деятельности и досуговой занятости детей и подростков методическая служба и педагогический коллектив СЮТ работают в тесном контакте с образовательными учреждениями города.

Разработаны и заключены Договоры сотрудничества с этими образовательными учреждениями. Для привлечения детей к занятиям техническим творчеством методической службой проводится большая организационно-массовая работа.

Формы организационно – массой работы методической службы СЮТ с образовательными учреждениями города:

Ø во все образовательные учреждения города в начале учебного года направляется календарный план массовых мероприятий СЮТ;

Ø ежегодно 1 сентября проводится деть открытых дверей для учащихся школ, воспитанников дошкольных учреждений, школ- интернатов, Центра реабилитации несовершеннолетних и других ОУ;

Ø в средствах массовой информации размещается информация о деятельности СЮТ для учащихся и их родителей;

Ø на августовской педагогической конференции подводятся итоги массовых мероприятий и награждение победителей;

Ø методисты МОУ ДОД СЮТ на семинарах проводят разъяснительную работу об основных направлениях деятельности учреждения, достижениях обучающихся;

Ø организуются массовые экскурсии детей на СЮТ;

Ø проводится инструктивно-методический семинар для учителей обслуживающегося труда и технологии по вопросам планирования работы с технически одаренными детьми и организации олимпиады по технологии; разрабатываются и заключаются договора о сотрудничестве.

Ежегодно проводятся совместные праздники с образовательными учреждениями и обучающимися: «День открытых дверей», «День творчества», конкурсы, викторины, научно-практические конференции, встречи с бывшими кружковцами.

Основные направления взаимодействия методической службы СЮТ с образовательными учреждениями города:

нормативное (разработка договоров о сотрудничестве, подготовке заявок на организацию и функционирование технических кружков);              

  управленческое (решение задач взаимодействия с образовательными учреждениями на уровне директоров и заместителей УВР);

программно - методическое (обмен недостающими программно-методическими материалами);

организационно - методическое ( открытие творческих объединений на базе школ, совместное проведение мероприятий);

информационное (размещение в школах, дошкольных учреждениях объявлений, проведение Дней открытых дверей, выставок достижений учащихся школ и обучающихсяСЮТ).

Проведение семинаров для учителей  технологии школ города:

· использование информационных технологий на занятиях;

· оказание практической помощи педагогам в вопросах реализации

современных педтехнологий как условие моделирования и проектирования среды творческого развития способных и одаренных детей;

· изучение, обобщение и внедрение в практику передового педагогического опыта, прежде всего связанного со способами взаимодействия с учащимися, реализацией проектных методик, овладением новым содержанием
образования;

· внедрение занятий по проектированию и других форм учебной и воспитательной деятельности;

· ознакомление с результатами реализации авторских и модифицированных программам научно-технической направленности.

· овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей.

Микроклимат СЮТ - это, скорее, среда воспитательная и развивающая. Здесь формируются характер педагогов, умение общаться и сотрудничать, развивать творческие способности, найти такую сферу, где будешь наиболее успешен, попробовать себя в разных направлениях деятельности.

Творческий коллектив педагогов и обучающихся СЮТ работает в атмосфере сотрудничества и развития профессиональных качеств. Здесь нет равнодушных людей. Многие молодые педагоги, пришедшие работать на станцию юных техников, сами были воспитанниками наших объединений.

Антипова Инна Владимировна – бывший кружковец СЮТ в настоящее время успешно работает методистом СЮТ.

Работа  методической службы над проблемой: «Качественное совершенствование образовательно-воспитательной системы на основе внедрения инновационных технологий» носит характер опережающего развития и программно-организованной системы.

Разработанные показатели деятельности методической службы являются косвенными регуляторами ее деятельности и позволяют педагогам отслеживать эффективность проводимых преобразований. Опытные, внимательные, творческие и компетентные педагоги продолжают открывать для обучающихся мир прекрасного, помогают им подниматься по ступенькам мастерства, преодолевать трудности, познавать радость творчества, самосовершенствоваться и формировать активную жизненную позицию. Профессиональное прогнозирование, осуществление учебно-воспитательного процесса на основе инновационных методик, передовых технологий было и остается главной задачей методической службы СЮТ, которая делает все, чтобы не только помочь педагогу в его действиях (разработка конспектов занятий, написание авторских программ, овладение новыми приемами и методами работы, разработка дидактических материалов и т.д.), но главное – разбудить в нем стремление к собственному активному творчеству.

Педагогический коллектив СЮТ ведет работу по созданию авторских образовательных программ нового поколения, соответствующих современным требованиям к программно-методическому обеспечению учреждений дополнительного образования в условиях модернизации образования.

Эффективность работы методической службы МОУ ДОД СЮТ подтверждена высокими результатами участия в конкурсах различного уровня: областном этапе Всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования - 3-ье место; аккредитация МОУ ДОД СЮТ - высшая категория, областном и Всероссийском конкурсе педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» - 1-ое место, областном этапе Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей - 2-ое место.


Заключение

Муниципальная методическая служба особое значение в своей деятельности отводит изучению и анализу состояния результатов методической работы в образовательных учреждениях, определению направления ее совершенствования. В 2010 году в рамках Всероссийского конкурса инновационных моделей методических служб методическим кабинетом в целях выявления инновационных изменений в деятельности методической службы образовательного учреждения и усиления ее влияния на развитие муниципального образования проведен городской конкурс среди методических служб. Представленные инновационные модели, раскрывают деятельность методических служб, способствующих формированию единого методического, информационного пространства системы образования города. В ходе экспертизы конкурсных материалов учитывались такие критерии оценки как: актуальность, новизна, перспективность, рациональность, эффективность и результативность. Эффективный опыт работы методических служб образовательных учреждений города опубликован в сборнике «Методическая служба - новой школе». Ведущими принципами методической работы в системе повышения квалификации являются дифференциация, непрерывность и адресность.

Большое значение в работе методическая служба уделяет оказанию методической адресной помощи, где поле деятельности находятся важнейшие направления образовательного и воспитательного процесса.

Одним из приоритетных направлений в работе методических служб является информационно – аналитическая деятельность. В школах постоянно обновляется и пополняется сформированный информационный банк данных о деятельности учреждения, обобщение передового педагогического опыта, использование и внедрение информационных технологий в образовательном процессе. Ежегодно образовательными учреждениями города представляется информационная карта методической службы. В 2010 году банк данных методического кабинета пополнился описательно – обобщающим отчетом о деятельности методических служб образовательных учреждений, в котором представлена информация:

§ анализ учебно–воспитательной деятельности (реализуемые программы, качественный анализ результатов обучения и воспитания и т.д.);

§ содержание и направления работы методической службы общеобразовательных учреждений;

§ городские постоянно действующие семинары;

§ мониторинг использования современных образовательных технологий;

§ диагностика педагогического труда учителей общеобразовательных учреждений;

§ передовой педагогический опыт;

§ городской конкурс «Учитель года»;

§ инновационная деятельность;

§ олимпиадное, конкурсное движение.

  Решение стоящих перед муниципальной системой образования проблем во многом зависит от уровня квалификации педагогических и руководящих кадров, их знаний, методической оснащенности, опыта, профессионализма и мастерства. Педагог является ведущим субъектом в образовательном и воспитательном процессе, и актуальное значение имеет создание условий непрерывного профессионального развития для повышения результативности его деятельности и качества образования.

Проанализировав все направления деятельности методической службы, можно сделать вывод, что сложившаяся в нашем городе система методической работы способствует профессиональному росту и творческой активности педагогических и руководящих работников. Таким образом, мы приходим к однозначному заключению, что структура и направления методической работы не могут оставаться неизменными, они будут постоянно развиваться и совершенствоваться в зависимости от развития и требований, предъявляемых обществом к современному образованию.

 

 

    «Методическая служба – образованию г. Гуково» / Сборник / г. Гуково / Отдел образования / Методический кабинет, 2010-81с.

 

 

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР

М.П. Бирюкова

 

 

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

Т.Н. Васютина, С.И. Беловицкая, Е.А. Комарова

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: