По отношению к педагогу инновационная и научно-методическая работа выполняет ряд важных функций. Прежде всего, это функции адаптации и социализации. Так, благодаря активному участию в инновационной и научно-методической работе, педагог приобретает и закрепляет за собой определенный статус. С возрастом участие в ней способствует решению проблемы профессионального самосохранения, преодоления возможного отставания, расхождения между достигнутым уровнем и новыми требованиями к образовательному процессу. Обучение помогает педагогу избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность. Инновационная и научно-методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы.
Инновационная деятельность педагогов СЮТ базируется на:
новизне и актуальности в постановке целей и задач;
|
|
способности сознательно изменять и развивать себя, вносить вклад в профессию;
создании благоприятных условий для научно-исследовательской
деятельности обучающихся;
участии в научно-практических конференциях, выставках технического творчества;
глубокой содержательности и оригинальности применения;
разработке новых программ, содержания деятельности, педагогических технологиях на основе гуманизации и индивидуализации образовательного процесса;
участии в региональных и федеральных проектах по поддержке технически одаренных детей.
Ответственными за организацию инновационной и научно-методической работы являются методисты СЮТ.
№ п/п | Функции управления научно-методической работой | Органы, ответственные за выполнение функции |
1. | Определение стратегических направлений научно-методической работы | Педагогический совет, директор |
2. | Назначение ответственного за управление процессом обучения педагогических кадров, распределение между ними обязанностей | Директор |
3. | Разработка потребностей кадров в обучении в соответствии с основными изменениями, которые предвидятся в деятельности СЮТ | Директор, методист |
4. | Планирование расходов на обучение педагогических кадров | Директор |
5. | Вознаграждение сотрудников, представленных к поощрению за высокие результаты в обучении педагогических кадров и в организации научно-методической работы СЮТ | Директор |
6. | Управление реализацией избранной стратегии и контроль качества научно-методической работы | Методист |
7. | Руководство процессом обучения педагогов. | Методист |
8. | Содействие адаптации молодых специалистов, назначение наставников | Педагоги наставники, методист |
9. | Оценка эффективности действующей СЮТ системы научно-методической работы на основе анализа, представленного методистом | Директор, методист |
Основные положения концепции станции юных техников социального успеха:
|
|
¨ выпускник СЮТ, для того, чтобы чувствовать себя уверенно в условиях высокой динамики изменений, присущих современному обществу, должен обладать универсальной подготовкой, ключевым компонентом которой может стать коммуникативность;
¨ методы, используемые педагогами в работе с обучающимися в ходе образовательного процесса должны быть ориентированы на:
- самопознание и саморазвитие обучающихся;
- развитие у обучающихся самостоятельности и ответственности за свои успехи и неудачи;
- формирование самостоятельной оценочной деятельности обучающихся;
- поощрение усилий обучающихся, направленных на достижение высоких результатов в различных видах деятельности;
- развитие у обучающихся волевых качеств путем их включения в достаточно сложную и вместе с тем посильную работу. Это предполагает переход к деятельностно - развивающей образовательной технологии. Развитие у обучающихся установок на достижение успеха предусматривает приобретение ими в стенах станции юных техников опыта совместной деятельности. Этому должно способствовать внедрение проектного обучения. Проектная технология способна изменить систему общения педагога и обучающегося, сделав ее диалогичной.
¨ СЮТ социального успеха немыслима, если сами педагоги не ориентируются на достижение высоких личных, профессиональных и иных достижений. Педагог, ориентированный на достижения, является примером для обучающихся и доказательством состоятельности методов его работы.
Поэтому большая работа методической службы СЮТ ведется на:
- поддержание мотивационной среды, которая способствует укреплению позитивного настроя педагогов на работу, поддержанию у них желания вносить свою деятельность необходимые для развития образовательного учреждения изменения. Совершенствовать свою психолого-педагогическую и предметную компетентность.
С этой целью необходимо поддерживать и развивать потребности педагогов заниматься повышением своей профессиональной подготовкой, совершенствованием своих авторских и модифицированных программ, участвовать в управлении станции юных техников, информировать обучающихся о достижениях их наставников.
¨ Представления о выпускнике СЮТ и основные положения ее концепции определяют следующие приоритетные направления деятельности методической службы:
q развитие образовательной системы станции юных техников;
q внедрение и совершенствование методов обучения и воспитания, способствующих развитию и поддержанию у обучающихся стремления к успеху;
q профессиональное развитие педагогов и педагогического коллектива.
На станции юных техников активно внедряется метод проектов для интеграции знаний различных предметных областей, идет разработка межпредметных проектов.
Разработано положение о проектной деятельности, эта деятельность является составляющей образовательной деятельности обучающихся.
Лауреаты федерального проекта при поддержке президента РФ талантливой молодежи Запорожец Дмитрий и Назаров Дмитрий.
В целях дальнейшего развития детского технического творчества, совершенствования работы МОУ ДОД СЮТ как методического центра по техническому творчеству, расширения сферы деятельности и досуговой занятости детей и подростков методическая служба и педагогический коллектив СЮТ работают в тесном контакте с образовательными учреждениями города.
|
|
Разработаны и заключены Договоры сотрудничества с этими образовательными учреждениями. Для привлечения детей к занятиям техническим творчеством методической службой проводится большая организационно-массовая работа.
Формы организационно – массой работы методической службы СЮТ с образовательными учреждениями города:
Ø во все образовательные учреждения города в начале учебного года направляется календарный план массовых мероприятий СЮТ;
Ø ежегодно 1 сентября проводится деть открытых дверей для учащихся школ, воспитанников дошкольных учреждений, школ- интернатов, Центра реабилитации несовершеннолетних и других ОУ;
Ø в средствах массовой информации размещается информация о деятельности СЮТ для учащихся и их родителей;
Ø на августовской педагогической конференции подводятся итоги массовых мероприятий и награждение победителей;
Ø методисты МОУ ДОД СЮТ на семинарах проводят разъяснительную работу об основных направлениях деятельности учреждения, достижениях обучающихся;
Ø организуются массовые экскурсии детей на СЮТ;
Ø проводится инструктивно-методический семинар для учителей обслуживающегося труда и технологии по вопросам планирования работы с технически одаренными детьми и организации олимпиады по технологии; разрабатываются и заключаются договора о сотрудничестве.
Ежегодно проводятся совместные праздники с образовательными учреждениями и обучающимися: «День открытых дверей», «День творчества», конкурсы, викторины, научно-практические конференции, встречи с бывшими кружковцами.
Основные направления взаимодействия методической службы СЮТ с образовательными учреждениями города:
нормативное (разработка договоров о сотрудничестве, подготовке заявок на организацию и функционирование технических кружков);
управленческое (решение задач взаимодействия с образовательными учреждениями на уровне директоров и заместителей УВР);
программно - методическое (обмен недостающими программно-методическими материалами);
|
|
организационно - методическое ( открытие творческих объединений на базе школ, совместное проведение мероприятий);
информационное (размещение в школах, дошкольных учреждениях объявлений, проведение Дней открытых дверей, выставок достижений учащихся школ и обучающихсяСЮТ).
Проведение семинаров для учителей технологии школ города:
· использование информационных технологий на занятиях;
· оказание практической помощи педагогам в вопросах реализации
современных педтехнологий как условие моделирования и проектирования среды творческого развития способных и одаренных детей;
· изучение, обобщение и внедрение в практику передового педагогического опыта, прежде всего связанного со способами взаимодействия с учащимися, реализацией проектных методик, овладением новым содержанием
образования;
· внедрение занятий по проектированию и других форм учебной и воспитательной деятельности;
· ознакомление с результатами реализации авторских и модифицированных программам научно-технической направленности.
· овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей.
Микроклимат СЮТ - это, скорее, среда воспитательная и развивающая. Здесь формируются характер педагогов, умение общаться и сотрудничать, развивать творческие способности, найти такую сферу, где будешь наиболее успешен, попробовать себя в разных направлениях деятельности.
Творческий коллектив педагогов и обучающихся СЮТ работает в атмосфере сотрудничества и развития профессиональных качеств. Здесь нет равнодушных людей. Многие молодые педагоги, пришедшие работать на станцию юных техников, сами были воспитанниками наших объединений.
Антипова Инна Владимировна – бывший кружковец СЮТ в настоящее время успешно работает методистом СЮТ.
Работа методической службы над проблемой: «Качественное совершенствование образовательно-воспитательной системы на основе внедрения инновационных технологий» носит характер опережающего развития и программно-организованной системы.
Разработанные показатели деятельности методической службы являются косвенными регуляторами ее деятельности и позволяют педагогам отслеживать эффективность проводимых преобразований. Опытные, внимательные, творческие и компетентные педагоги продолжают открывать для обучающихся мир прекрасного, помогают им подниматься по ступенькам мастерства, преодолевать трудности, познавать радость творчества, самосовершенствоваться и формировать активную жизненную позицию. Профессиональное прогнозирование, осуществление учебно-воспитательного процесса на основе инновационных методик, передовых технологий было и остается главной задачей методической службы СЮТ, которая делает все, чтобы не только помочь педагогу в его действиях (разработка конспектов занятий, написание авторских программ, овладение новыми приемами и методами работы, разработка дидактических материалов и т.д.), но главное – разбудить в нем стремление к собственному активному творчеству.
Педагогический коллектив СЮТ ведет работу по созданию авторских образовательных программ нового поколения, соответствующих современным требованиям к программно-методическому обеспечению учреждений дополнительного образования в условиях модернизации образования.
Эффективность работы методической службы МОУ ДОД СЮТ подтверждена высокими результатами участия в конкурсах различного уровня: областном этапе Всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования - 3-ье место; аккредитация МОУ ДОД СЮТ - высшая категория, областном и Всероссийском конкурсе педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» - 1-ое место, областном этапе Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей - 2-ое место.
Заключение
Муниципальная методическая служба особое значение в своей деятельности отводит изучению и анализу состояния результатов методической работы в образовательных учреждениях, определению направления ее совершенствования. В 2010 году в рамках Всероссийского конкурса инновационных моделей методических служб методическим кабинетом в целях выявления инновационных изменений в деятельности методической службы образовательного учреждения и усиления ее влияния на развитие муниципального образования проведен городской конкурс среди методических служб. Представленные инновационные модели, раскрывают деятельность методических служб, способствующих формированию единого методического, информационного пространства системы образования города. В ходе экспертизы конкурсных материалов учитывались такие критерии оценки как: актуальность, новизна, перспективность, рациональность, эффективность и результативность. Эффективный опыт работы методических служб образовательных учреждений города опубликован в сборнике «Методическая служба - новой школе». Ведущими принципами методической работы в системе повышения квалификации являются дифференциация, непрерывность и адресность.
Большое значение в работе методическая служба уделяет оказанию методической адресной помощи, где поле деятельности находятся важнейшие направления образовательного и воспитательного процесса.
Одним из приоритетных направлений в работе методических служб является информационно – аналитическая деятельность. В школах постоянно обновляется и пополняется сформированный информационный банк данных о деятельности учреждения, обобщение передового педагогического опыта, использование и внедрение информационных технологий в образовательном процессе. Ежегодно образовательными учреждениями города представляется информационная карта методической службы. В 2010 году банк данных методического кабинета пополнился описательно – обобщающим отчетом о деятельности методических служб образовательных учреждений, в котором представлена информация:
§ анализ учебно–воспитательной деятельности (реализуемые программы, качественный анализ результатов обучения и воспитания и т.д.);
§ содержание и направления работы методической службы общеобразовательных учреждений;
§ городские постоянно действующие семинары;
§ мониторинг использования современных образовательных технологий;
§ диагностика педагогического труда учителей общеобразовательных учреждений;
§ передовой педагогический опыт;
§ городской конкурс «Учитель года»;
§ инновационная деятельность;
§ олимпиадное, конкурсное движение.
Решение стоящих перед муниципальной системой образования проблем во многом зависит от уровня квалификации педагогических и руководящих кадров, их знаний, методической оснащенности, опыта, профессионализма и мастерства. Педагог является ведущим субъектом в образовательном и воспитательном процессе, и актуальное значение имеет создание условий непрерывного профессионального развития для повышения результативности его деятельности и качества образования.
Проанализировав все направления деятельности методической службы, можно сделать вывод, что сложившаяся в нашем городе система методической работы способствует профессиональному росту и творческой активности педагогических и руководящих работников. Таким образом, мы приходим к однозначному заключению, что структура и направления методической работы не могут оставаться неизменными, они будут постоянно развиваться и совершенствоваться в зависимости от развития и требований, предъявляемых обществом к современному образованию.
«Методическая служба – образованию г. Гуково» / Сборник / г. Гуково / Отдел образования / Методический кабинет, 2010-81с.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
М.П. Бирюкова
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Т.Н. Васютина, С.И. Беловицкая, Е.А. Комарова