Исторический источник на уроках истории

Значение применения письменных документов в обучении истории. К историческим источникам относится все созданное человеком, в том числе результаты его взаимодействия с окружа­ющей средой, а также предметы материальной культуры, обычаи, обряды, памятники письменности. В широком смысле слова па­мятники письменности в методике называют документами.

Еще в 1863 г. профессор М.М. Стасюлевич высказал мысль, что для исторического развития учащихся гораздо большее значе­ние имеет непосредственное знакомство учеников с источника­ми исторического знания (документами), чем работа по учебнику. Поэтому он предложил вести занятия по реальному методу, основанному на работе с первоисточниками. С этой целью М.М. Стасюлевич составил и опубликовал три тома хрестома­тии «История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых».

Ученые, методисты (М.Н. Коваленский, А.Ф. Гартвиг, Н.А. Рож­ков) стали призывать к организации лабораторных занятий по истории — самостоятельных занятий учащихся на основе исто­рических документов. Историю Московского государства XVI в. Н.А. Рожков предлагал изучать по писцовым книгам. И говорил об этом так: откроем перед учениками «итоги писцовой книги по Московскому стану Коломенского уезда, составленной в 1576— 1578 гг.; пусть они сосчитают, что это тоже их заинтересует, и увидят, что около двух третей всей территории стана было под поместьями и монастырскими землями... этот вывод пусть они сделают сами; преподаватель не должен делать априорных утвер­ждений». Работа заканчивается составлением конспекта, который выучивается дома.

Однако большинство методистов все же считали, что не жела­тельно строить все занятия в школе на изучении только документов. Исторические документы следует привлекать лишь как вспо­могательное средство к основным источникам исторических зна­ний учащихся - рассказу учителя и учебнику. «Документ при­зван лишь углублять, конкретизировать и придавать приобретае­мым учениками знаниям живую изобразительность, понимание своеобразия исторической эпохи и лишь очень элементарно зна­комить с некоторыми методами исследований, применяемыми в исторической науке». Высказывалось также мнение, что документ нужен не для расширения школьного курса истории а для его конкретизации, углубления и уточнения.

По роли документа определялось его место на уроке. Сторон­ники лабораторного метода полагали, что изучение документа должно предварять работу с учебником. Методисты, придержи­вавшиеся метода документации, предлагали использовать доку­менты лишь после чтения учениками соответствующего пара­графа учебника.

В чем же значение применения исторических документов? С их помощью реализуется принцип наглядности в обучении истории, когда ученики знакомятся с внешним видом документов. Доку­мент делает рассказ учителя живым и ярким, а выводы более убедительными. Значимость документа также в том, что он содей­ствует конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого создает ощущение духа эпохи.

Насколько колоритно, например, письмо Петра I к своей мате­ри: «Вселюбезнейшей и дражайшей нашей матушке, государыне царице, недостойный сынишка твой Петрушка, о здравии твоем присно слышати желаю...» Или же первая строка из письма суп­руги Петра Евдокии Лопухиной: «Женишка твоя Дунька челом бьет...».

Посредством документа у учащихся формируется интерес к истории. Привлечение новых фактов позволяет им почувство­вать дух эпохи. Как отмечал методист дореволюционной школы В.Я. Уланов, понятными, живыми и немножко смешными кажут­ся ученикам князья, пишущие свои завещания «целым своим умом, в своем здоровьи», распределяющие свои пояса, коробки сердоли­ковые, чепи, вместе с конями, селами и слугами. Старый документ служит такой же яркой иллюстрацией древнего языка и формы мысли, каким выступает остаток старины для характеристики быта и потребностей отживших поколений.

При работе с документами у учеников активизируется процесс мышления и воображения, что способствует более плодотворно­му усвоению исторических знаний и развитию исторического со­знания. У учеников вырабатываются умения самостоятельной работы: читать документы, анализировать и извлекать информа­цию, рассуждать, оценивать значение документов прошлого и настоящего. На уроках ученики узнают о значимости документов для исторической науки, видят в них след деятельности когда-то живших людей.

Виды исторических документов и критерии их отбора для урока. Классификация документов, применяемых в обучении ис­тории, значительно проще той, что принята в исторической науке. Она основана на характере документальных текстов, когда все они подразделяются на две основные группы — документы повество­вательно-описательного и актового характера, имевшие в свое время практическое значение. Эти документы хорошо дополняют друг друга. Дополнительную группу составляют памятники худо­жественного слова.

Актовые документы — это юридические, хозяйственные, поли­тические, программные (грамоты, законы, указы, прошения, чело­битные, росписи, договоры, статистические и следственные до­кументы, программы, речи). Повествовательно-описательные до­кументы — летописи, хроники, мемуары, письма, описания путе­шествий. К памятникам художественного слова истории древнего мира и средних веков относятся произведения устного народного творчества (мифы, басни, песни, крылатые выражения).

Ученые полагают, что документ для урока должен:

· соответствовать целям и задачам обучения истории;

· отражать основные, наиболее типичные факты и события эпохи;

· быть органически связанным с программным материалом, со­действовать актуализации исторических знаний, чтобы можно было бы предложить учащимся познавательные вопросы и за­дания;

· быть доступным ученикам по содержанию и объему; интерес­ным; содержать бытовые и сюжетные подробности, позволяющие дифференцировать обучение, конкретизировать представления учащихся о тех или иных событиях, явлениях, процессах; оказы­вать на них определенное эмоциональное воздействие;

· обладать литературными и научными достоинствами, достаточ­ной информативностью для развития познавательной самостоя­тельности и заинтересованности, совершенствования приемов умственного труда.

 

Методика изучения документов. На уроках истории доку­менты могут использоваться как учителями, так и учениками.

Учитель пересказывает документ, если он сложен для учеников; приводит короткие цитаты без ссылки или со ссылкой на доку­мент (чтобы усилить доказательность своего рассказа); цитирует и разбирает выдержки из документов для конкретизации своего рассказа, придания ему эмоциональности и убедительности. Что­бы оживить рассказ, он использует прямую речь, дает характери­стику личности.

Чаще всего учитель привлекает на урок документы повество­вательно-описательного характера. Так, в объяснение включается отрывок из хроники Жана де Венетта, в которой рассказывается о бедствиях Франции в период Столетней войны: «В этом году виноградники... не возделывались; поля... не вспахивались; быки и овцы не ходили по пастбищам; церкви и дома... представляли груды печальных, еще дымящихся развалин».

Работа учеников с документом, постепенно усложняется с уче­том их возраста и познавательных возможностей, а также уровня подготовленности. В 5 — 6 классах используется наиболее простой материал повествовательного и описательного характера; объем его не превышает 10 — 15 строк; в 7— 8 — растет число анализиру­емых хозяйственных и юридических документов; в 9—11 - все шире привлекаются политические, программные документы.

Обучение работе с документом включает следующие этапы:

· учитель дает образец разбора документа;

· ученики анализи­руют документ под руководством учителя;

· работают под руко­водством учителя и самостоятельно;

· самостоятельно изучают документ в классе и дома.

Учитель в классе знакомит учеников с документом, объясняет суть задания. Дома ученики готовят не­большие сообщения, описания на основе документа, текста и ил­люстрации учебника, творческие сочинения. Конечно, для само­стоятельной работы документ необходим каждому ученику.

Работа с документами также включает в себя: чтение и пере­сказ документа, и составление по нему плана; объяснительное чте­ние с предварительной и заключительной беседой; самостоятель­ный разбор документа и ответы на вопросы к нему; сравнительное сопоставление двух дополняющих друг друга документов, харак­теризующих одно и то же событие; критическую оценку докумен­та. При этом ученики определяют его логически завершенные части, главные идеи, учатся находить доказательства тому или иному положению. Учитель предлагает ученикам «прочитать, что сказано об этом в документе», «привести место из документа, где сказано об этом», «доказать на основе текста документа», «под­твердить свое мнение документом».

Подготовка учителя к использованию первоисточников на уро­ке предусматривает предварительный их отбор и педагогическую обработку. Чем больше обработан документ, тем легче он вос­принимается учениками и тем меньше трудностей представляет для самостоятельной работы. Педагогически обработать до­кумент — это значит выбрать содержание, используемое на уро­ке. В случае необходимости учитель видоизменяет документ, не затрагивая его сущности и не допуская тенденциозных изъятий, стараясь сохранить особенности стиля автора. Затем надо объяс­нить новые для учеников термины и понятия и разработать за­дания по работе с документом. 

На уроках истории в среднем звене ученикам надо дать пред­ставление об отличии документальных исторических источников от литературных произведений, песен-сказаний и повествований. Так, при разборе мифов Древней Греции выясняется, что в них вымышленного, а что действительно происходило в жизни греков.

На урок целесообразно привлекать документы семейной исто­рии учеников, семейные фотографии, записи рассказов членов се­мьи, реликвии по темам, хронологически связанным с курсом исто­рии. Это темы: «Моя семья в 30-е годы», «Великая Отечественная война в жизни семьи», «Боевые и трудовые награды членов семьи».

К.Б. Умбрашко предлагает свою методику работы с документа­ми для развития творческого мышления учащихся. В результате анализа документа в сознании учащихся формируются истори­ческие понятия. Они «не должны усваиваться как готовые зна­ния; они возникают в сознании школьников в результате логиче­ского выведения или построения». Отказываясь от применения школьного учебника в процессе обучения, автор данной методики подбирает по курсу истории систему документов, характеризующих историческую эпоху, событие, явление или про­цесс. Затем вычленяет какую-либо проблему. Документы позво­ляют выявить противоречивость позиций конкретных лиц, что вызывает потребность решить проблему, а это помогает уяснить сущность явлений и процессов. Эффективно сравнение докумен­тов, с разных позиций освещающих одно и то же событие. Учени­ки определяют, чем отличается описание одних и тех же событий.

Таким образом, роль документов и содержащихся в них зада­ний К.Б. Умбрашко видит в том, чтобы выявить противоречия в учебном материале. Задания разрабатываются на разных уровнях сложности с учетом познавательной возможности учеников. Схе­ма изучения следующая: анализ документа — извлечение из него фактов — их интерпретация в устном рассказе, ролевой игре, пись­менном сочинении (рисунке). Возможно сочетание документаль­ного описания и карты; правового документа и дневниковых за­писей; мемуаров, писем и портрета той или иной личности.

Ученики придумывают вопросы к документам, составляют кроссворды, пишут собственные тексты, описывая события. После обсуждений, дополнений и исправлений тексты входят в главы ученического учебника. Это личностно значимый и понятный для учеников текст. К главам ученики придумывают вопросы и зада­ния, включают исторические карты и хронологические таблицы, родословные. Страницы иллюстрируются рисунками, пародиями и карикатурами.

Подобрать документы учителю помогают школьные хрестома­тии. Одни хрестоматии содержат только документы, другие — до­кументы, комментарии к ним и отрывки из научно-популярной литературы; третьи состоят из отрывков художественных и прочих литературных произведений. Учитель применяет те или иные хре­стоматии в зависимости от целей урока и решаемых на нем задач.

Работа с источниками организуется в старших классах. К та­ким источникам можно отнести научные труды историков, поли­тологов, экономистов, мемуары военачальников, руководителей государства, деятелей литературы и искусства, книги представи­телей русского зарубежья.

На уроке в кратком вводном слове учитель определяет задачи работы с таким произведением. Он называет дату его создания, цели или мотивы, кратко характеризует обстановку. Далее рас­крывает структуру произведения, его основные идеи, останавли­вается на значении для оценки исторических событий и явлений.

Вначале в классе проходит комментированное чтение научного труда в сочетании со словарной работой. Учитель ставит по тек­сту вопросы. Затем комментируется только сложный текст, а ос­тальной ученики изучают самостоятельно. Они ищут в тексте основные идеи и характеризуют их.

По заданию учителя ученики переходят к составлению просто­го и сложного планов, а затем к тезисам — логическому стержню произведения. Это письменное краткое изложение основных по­ложений источника без пояснений, иллюстраций и ссылок. В те­зисах преобладают общие положения. Сначала ученики пишут тезисы под руководством учителя, а затем самостоятельно. На основе одного и того же документа ученики составляют тезисы, учатся конспектированию.

Конспектирование — это сжатое письменное изложение основного содержания текста с выделением наиболее значимых его положений. Ученики наглядно видят, как план документа сначала наполняется основными положениями (тезисами), а затем факта­ми и примерами. Полученные знания находят применение при подготовке докладов и рефератов, во время учебных экскурсий.

Таким образом, при работе с документами и научными произ­ведениями ученики обучаются конспектировать и составлять план-конспект фрагмента источника, всего документа; на основе доку­ментов давать характеристику исторических деятелей, событий и явлений; самостоятельно изучать документ, выполняя творческие задания.

 

Поурочное планирование темы «Культурная жизнь в эпоху Елизаветы»

Данную тему можно рассмотреть после изучения материала о внутренней и внешней политике России 1725 – 1762 гг. или сделать ее одним из параграфов в разделе «Культура России в XVIII в.» в 7 классе.

Цель изучения данной темы: более точно прояснить значение культурных изменений в России после эпохи Петра I и закрепившихся в общественной жизни во время правления Елизаветы Петровны.

Задачи:

Обучающие:

· выявить характерные черты духовной жизни русского народа рассматриваемой эпохи;

· выявить взаимосвязь между “культурной революции” в России в XVIII в. и эпохи Просвещения в Западной Европе.

 Развивающие:

· продолжить развитие интеллектуальных умений: проводить анализ, обобщать, систематизировать, делать выводы;

· продолжить развитие умений устанавливать межпредметные связи;

· продолжить развитие общеучебные умения.

· Воспитательные:

· продолжить формирование научного мировоззрения через законы диалектики;

· продолжить формирование личностных качеств – аккуратность, внимательность, дисциплинированность и пр.;

· продолжить развитие эстетической культуры;

· продолжить патриотическое воспитание.

Основные понятия:

· обсерватория, барокко, классицизм.

Межпредметные связи:

· литература, физика, география, химия.

 

Поурочный план:

1. Наука и образование в эпоху Елизаветы.

2. Художественная культура в 1741 – 1761 гг.

3. Контрольная работа.

Урок №1

Специальный урок - путешествие в музей и картинную галерею.

Тип урока: урок-экскурсия (урок-путешествие).

Цель урока: непосредственное визуальное ознакомление учащихся с произведениями культуры и искусства в музее или картинной галерее.

Задачи урока:

· непосредственное восприятие учениками культурных феноменов в оригинале: картин, статуй и рисунков художников, портретов выдающихся деятелей эпохи, вещественных реликвий и натуралистических моделей, диаграмм и карт, литературы и документов;

· экскурсия должна давать цельную и стройную систему фактов, объединенную руководящей идеей и согретую эмоциональным током;

· в ходе экскурсии учащиеся знакомятся с содержанием музея или картинной галереи;

· происходит экскурсионное закрепление исторических знаний, полученных ранее на уроках; происходит строгая систематизация материала и продуманный отбор с точки зрения определенной темы;

· возникновение интереса учеников к содержанию экскурсии; содержание экскурсии пропорционально содержанию и значению музейного материала, между материалом и намеченной темой соблюдается полное внутреннее соответствие;

· теперь деление материала производится не только по периодам, а по явлениям, не только хронологически, а и систематически по разделам и соответствующим им отделам музея.

Основные понятия: выставочный зал, музейный экспонат, картинная галерея.

Оборудование: различные музейные экспонаты, картины, скульптуры, бытовая утварь, книги, документы той эпохи и др.

План урока:

 

Этапы урока Основное содержание Рекомендуемые формы и методы Время в минутах
1. Подготовка к экскурсии. дается связное и цельное представление о цели экскурсии, для того чтобы возбудить в экскурсантах интерес и работу самостоятельной мысли, облегчить им логическое осознание пережитых событий; вносится большая стройность, систематичность, порядок в имеющихся у учеников познаний о данном периоде, понимания его и прочувствование, так как материал воспринимается не только рассудочно, но и глубоко эмоционально, при этом эмоция должна не подавлять, а возбуждать и усиливать деятельность сознания; необходимым объединяющим стержнем, который свяжет в законченный комплекс отдельные разрозненные восприятия и послужит – тема и руководящая идея экскурсии, заданные на подготовительном этапе: тема очертит внешние рамки отбираемого материала, руководящая идея пронижет собой ее внутреннее содержание. объяснение учителя – экскурсовода. 5
2. Основной этап – проведение экскурсии в виде увлекательного путешествия по музею или картинной галерее. при построении экскурсии на выставке наиболее общей и вытекающей из самого материала представляется тема «Основные черты художественной культуры середины XVIII века»; она охватывает собой большую часть выставочных экспонатов; вскрывает все перипетии культурной истории данного периода; при проведении такой темы руководитель экскурсии поднимает коренные вопросы о сущности культурной эволюции в эпоху Елизаветы Петровны; возможна другая тема «Художники и скульпторы середины XVIII века»: здесь центр тяжести переносится на деятельность конкретных представителей искусства того времени; возможны частные темы – о конкретных направлениях и течениях в художественной культуре середины XVIII века, об индивидуальном творчестве определенного деятеля культуры той эпохи.   рассказ и разъяснение учителя-экскурсовода, сочетающиеся с задаванием наводящих вопросов с целью завязать беседу, будить коллективную творческую мысль и вызвать самостоятельную реакцию школьников, чего требует и сложность музейного материала, и эмоциональный момент историко-культурной экскурсии. 35
3. Закрепление пройденного материала. Выводы и заключения. учащиеся отвечают на поставленный в начале урока вопрос: чем обусловлено развитие культуры середины XVIIIв.? В процессе беседы они вместе с учителем делают выводы и заключения по главным моментам урока-экскурсии: развитие основных направлений и течений художественной культуры России эпохи Елизаветы Петровны, непосредственная творческая деятельность наиболее выдающихся представителей искусства изучаемой эпохи, анализ запомнившихся произведений и других музейных экспонатов. метод диалога учителя с учащимися. 3
4. Домашнее задание. учащимся даются индивидуальные задания по описанию наиболее впечатливших моментов урока-путешествия. самостоятельная работа учащихся 2

 

Ход урока:

 

Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Подготовка урока-путешествия. Правильный выбор темы возможен лишь после предварительного и тщательного изучения самой выставки: рассмотрение всех экспонатов, чтение печатных комментариев и важнейших документов – необходимое условие такой работы. Также при выборе темы нужно учесть особенности и интересы экскурсионной группы – наряду с темами общего характера наметить специальные, ориентированные на определенный состав класса. Наметив тему и идею урока-экскурсии, ее руководитель должен выполнить следующую стадию работы: отобрать и систематизировать необходимый материал, другими словами, составить план и маршрут экскурсии. Из всей массы экспонатов необходимо отобрать самое важное и самое яркое для освещения избранной темы и проведения руководящей идеи. Именно здесь сказывается вся важность предыдущей работы, все значение регулирующего критерия. При этом необходимо учесть целый ряд обстоятельств: обеспечить наличие разнообразных экспонатов, чтобы избежать утомительного однообразия экскурсии; взвесить социально-психологические особенности будущей группы(подходящее для одной окажется непригодным для другой). Попутно производится другая работа, неразрывно связанная с предыдущей: отбираемый материал группируется вокруг избранной движущей оси, устанавливается последовательность осмотра, намечаются ударные пункты, определяются место и время для пауз; другими словами, руководитель экскурсии систематизирует материал, отчасти следуя планировке музея, отчасти внося в нее свои коррективы. В результате составляется схема экскурсии, в которой каждый экспонат занимает определенное место и находится в определенном взаимоотношении со своими соседями. И здесь, руководствуясь избранной темой и проводимой основной мыслью, нужно логически связать отдельные части материала, подчинить второстепенные детали основным моментам, выдвинуть на первый план обобщающие образы и дополнить их углубляющими подробностями.  1. Работа учащихся создается необходимый психологический настрой для урока-путешествия; ученики также предварительно знакомятся с комментариями к музейным материалам и описаниями их времени вообще.
2. Красочный, яркий, подробный рассказ учителя по теме изложение учителем основных сведений по теме. но как бы ни велось объяснение экспонатов, остаются непреложными два основных правила: 1) объяснение должно опираться на зрительный образ и заключаться в его раскрытии; 2) все комментарии должны быть логически связаны и выявлять основные линии схемы; задача руководителя экскурсии – помочь осмыслить и обобщить конкретные образы, произвести их умственное разложение на составные элементы и объединить их в законченный синтез обобщающего вывода; беседа с группой вполне применима там, где речь идет об оценке того или иного явления – при подведении обобщающего итога; еще легче вызвать обмен наблюдений, замечаний и выводов при анализе полотен, рисующих то или иное событие; но там, где разрозненные и мелкие экспонаты должны связаться в цельную картину, «живое слово» необходимо и неизбежно; еще труднее вызвать самостоятельную реакцию перед картиной или портретом, здесь краткая и живая характеристика из уст руководителя – единственно приемлемый экскурсионный метод; так перемежая диалог с самостоятельной реконструкцией события, руководитель старается выдерживать единство внутреннего построения, закрепленное выбранной экскурсионной схемой; руководитель внимательно следит, чтобы взаимная цепь мыслей не порвалась, чтобы все образы вошли в нее необходимыми составными звеньями, чтобы каждый переход от явления к явлению, был логически обоснован; это достигается резюмирующими заключениями (по отношению к предыдущим экспонатам) и предварительными направляющими вопросами (по отношению к последующим экспонатам); постепенно руководителем экскурсии проводится одна основная нить – с соответствующими паузами, ударениями и подытоживанием главных моментов; выдержать эту основную линию, сделать ее четкой и ясной, пронизать ею весь созерцаемый материал – значит внести в этот хаос многочисленных раздробленных образов единство и стройность внутреннего понимания. 2. Учащиеся должны быть хорошо организованы и могут быть заранее подготовлены к экскурсии предварительными беседами с учителем; здесь возможно более длительная и более углубленная экскурсионная работа, связанная со школьными занятиями; желательно двукратное и трехкратное посещение выставки, ее расчленение на важнейшие разделы, постановка предварительных заданий, «лабораторное» изучение материала; - конечно, особенности детской психологии требуют от педагога-экскурсовода особенно осторожного подхода: нужно останавливаться на самом важном, наиболее конкретном и вполне доступном; необходима такая комбинация материала, такая постановка вопросов, которые вызовут максимум детской самодеятельности; индивидуальные задания могут сочетаться здесь с последующим коллективным обсуждением проделанной работы.
3. Закрепление темы здесь необходимо углубить и детализировать экскурсию, не останавливаясь подробно на основных фактах; указание этих фактов явится только исходным пунктом, наглядно закрепляющим приобретенные знания; но они найдут дополнения в новых подробностях, которые расширят и прояснят умственный горизонт экскурсантов; здесь возможна постановка более серьезных, отвлеченных вопросов, коллективная оценка основных событий и лиц. 3. Работа учащихся участники экскурсии придают ей больший или меньший методический уклон, ставят знак ударения на вопросе, специально интересующим всю группу; соответственно изменится все завершение экскурсии – на первый план выдвинутся экспонаты, наиболее подходящие для избранной цели, объяснения примут характер коллективного обсуждения методических вопросов и т.д.
4. Заключение - урок-путешествие учит духовному творчеству, ставит задачу показа выхода отечественной культуры в XVIII веке на передовые рубежи и достижения результатов, равных по значимости величайшим мировым художественным произведениям. 4.Итогом активной деятельности учащихся на уроке-путешествии будет их приобщение к величайшим образцам культуры в России середины XVIII века, эстетическое наслаждение от восприятия этих шедевров.

 

 

Урок № 2

Тема урока: Наука и образование в эпоху Елизаветы.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: сформировать знания о характерных чертах науки и образования елизаветовской эпохи.

Задачи урока:

Обучающие:

показать развитие образования и науки в 1741 – 1761 гг. на примерах деятельности русских ученых (М.В.Ломоносов и др.), их вклад в развитие мировой науки; показать историческую обусловленность дальнейшего развития науки и образования в России в середине XVIII века и проследить взаимосвязь между социально-экономическим развитием и духовной жизнью общества, возрастание роли научных знаний в хозяйстве; раскрыть характерные черты образования и науки во второй половине XVIII века;

раскрыть значение открытия в России первого университета.

Развивающие:

· продолжить развитие логического мышления, применяя приемы сравнения, обобщения, классификации, конкретизации, выделении существенного;

· продолжить развитие умений устанавливать межпредметные связи;

· продолжить развитие общеучебных умений.

Воспитательные:

· продолжить формирование научного мировоззрения через законы диалектики;

· продолжить формирование личностных качеств – аккуратность, внимательность, дисциплинированность и пр.; продолжить формирование ценностного отношения учащихся к знаниям, к творческой научной деятельности, к нравственным качествам выдающихся ученых и исследователей;

· продолжить патриотическое воспитание.

Основные понятия: обсерватория, век Просвещения, ученые-энциклопедисты.

План урока:

 

Этапы урока Основное содержание Рекомендуемые формы и методы Время в минутах
1. Проверка усвоенного материала. вспомнить, какие преобразования Петровской эпохи способствовали развитию научных знаний; выяснить достижения предшествующих поколений и определить, что нового появляется в области научных знаний и в образовании; установить связь между этими достижениями и развитием экономической и политической жизни России в XVIII веке; объяснить, какое влияние развитие науки, техники, образования оказало на жизнь страны. организация познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие у них умений самостоятельно устанавливать связи между развитием науки, образования и социально-экономической жизнью страны; устный вопросно-ответный метод и метод письменного сплошного опроса. 15
2. Изучение новой темы. всестороннее, комплексное исследование проблем, создание целостной научной картины мира, противостоящей религиозным представлениям о природе и обществе; более тесная связь научно-технических изобретений с потребностями промышленности, сельского хозяйства и торговли; становление различных областей фундаментальной науки в России; складывание целостной системы образования в России: начальная школа – средняя школа – высшая школа – Академия наук; расширение состава учащихся: доступ всех сословий в начальные учебные заведения, введение женского образования; усиление светской направленности обучения. лекционная форма изложения материала; метод – рассказ учителя. 20
3. Закрепление пройденного материала. Выводы и заключения. учащиеся отвечают на поставленный в начале урока вопрос: чем обусловлено развитие образования и науки? В процессе беседы они вместе с учителем делают выводы: развитие капиталистических отношений, потребности промышленности и торговли диктовали необходимость в новых исследованиях по географии, естествознанию, химии, физике, математике, астрономии; укрепление международного положения России, экономическое развитие способствовали росту национального самосознания, развитию отечественной науки, исследованиям в области русской истории, литературы, языкознания. метод диалога учителя с учащимися. 7
4. Домашнее задание. учащимся ставятся групповые задания: а) привести факты, свидетельствующие, что деятельность русских ученых и изобретателей способствовало обогащению мировой науки и техники; б) показать, в чем нравственная ценность служения науке; в) объяснить, почему развитие науки свидетельствует о развитии национального самосознания народов России; ученикам поручается сделать сообщения на следующие темы: а) почему ученый (изобретатель) избрал такой жизненный путь? б) какие нравственные качества проявились у ученого (изобретателя) в процессе его творчества? в) в чем сущность и значение его открытий (изобретений)? Какова их судьба? г) как вы относитесь к деятельности ученого (изобретателя)? Можно ли назвать служение науки подвигом? - можно также подготовить сообщение по теме «М. В. Ломоносов как историк» на основе фрагментарного изучения «Древней Российской истории» (см.: Ломоносов М. В. Избранные произведения. – Вступление. – Ч. I. – Гл. 19; Ч. II. – Гл. 2.) по плану: 1) Цели создания «Древней Российской истории». 2) Что общего и в чем отличие изложения истории М. В. Ломоносовым от современного исторического повествования: а) в отборе фактов; б) в объяснении фактов. 3) Почему и как М. В. Ломоносов опровергал иностранных исследователей русской истории? 4) Приведите несколько высказываний М. В. Ломоносова о пользе исторических знаний. Выразите свое отношение к ним. самостоятельная работа учащихся 3

 

Ход урока:

Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Конкретные вопросы по пройденному материалу учащимся предлагаем объяснить, как они понимают слова, что XVIII столетие «идолов свергло к земле…», почему эта эпоха дарует «истину, вольность и свет»; обобщая ответы, отмечаем, что в XVIII веке в России на смену господствующим религиозным взглядам на мир приходит эпоха торжества разума человека, она ознаменована развитием научных знаний; учащимся предлагаем подумать над вопросом: можно ли объяснить прогресс науки только высвобождением человеческого сознания от религиозных взглядов? В процессе беседы школьникам ставим познавательное задание: определить, чем обусловлено развитие образования и науки во второй половине XVIII века; заслушав ответы учащихся о развитии научных знаний и образования в Петровскую эпоху ставим следующие вопросы: почему Академия наук уделяла серьезное внимание географическим исследованиям? Почему исследователи Сибири и Дальнего Востока рассматривали не только географические проблемы, но и историю, природу, быт жителей этого края? Покажите преемственность научных и нравственных традиций русских путешественников; ставятся вопросы: Какие области научных знаний и почему были в центре внимания ученых? Как научные труды отражают процесс развития национального самосознания народа? Кто автор этих трудов? Какова связь научных исследований с развитием российской промышленности? 1. Ответы учащихся учащиеся вспоминают о достижениях в области образования в первой половине XVIII века. Им предлагается определить, что нового появляется в развитии образования во второй половине XVIII века. Для выполнения этого задания сообщаем об открытии Московского университета, расширении сети средних училищ и учебных заведений для девушек; при обобщении ответов вместе с учащимися делаем вывод о взаимосвязи географических открытий с потребностями развития промышленности и всероссийского рынка. – Подчеркиваем, что в деятельности русских исследователей проявилась характерная черта развития науки XVIII века – комплексный, всесторонний подход к проблемам. Для этого сообщаем названия трудов Академии наук: «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих», «Слово о пользе химии», «Явление Венеры на Солнце», «Древняя Российская история», «Российская грамматика», «Письмо о правилах Российского стихотворства»
2. Красочный, яркий, подробный рассказ учителя по теме - изложение учителем основных сведений по теме. 2. Учащиеся ведут конспекты рассказа учителя в своих тетрадях.
3. Закрепление темы подчеркиваем, что русские ученые и изобретатели XVIII века внесли ценный вклад в развитие мировой науки, заложили основы развития различных областей науки в России; происходит отбор фактов, доказывающих: мировое значение открытий русских ученых и изобретателей; связь успехов науки и техники с развитием национального самосознания народов России. 3. Ответы учащихся в процессе обсуждения школьники приходят к выводу, что достижения русских изобретателей и ученых способствовали техническому переоснащению производства и транспорта (использование паровой машины обеспечивало переход от ручного труда к машинному). Эти открытия не уступали лучшим мировым техническим образцам; ученики делают вывод, что в развитии науки и образовании в России середины XVIII века отразились противоречия между развивающимися капиталистическими отношениями и господствовавшими тогда феодально-крепостническими отношениями. Господство феодально-крепостнических отношений, основанных на дешевом труде крепостных, тормозило технический прогресс в России.
4. Заключение - урок учит научному творчеству, ставит задачу показа выхода отечественной науки в XVIII веке на передовые рубежи и достижения результатов, равных по значимости трудам величайших мыслителей и ученых. 4.Итогом активной деятельности учащихся на уроке будет их приобщение к величайшим образцам научной мысли в России середины XVIII века.

 

I. Вводная часть:

1. Организация класса.

2. Постановка познавательных задач.

II. Изучение нового материала:

1. Образование во времена правления Елизаветы.

2. Великий русский ученый М.В. Ломоносов.

3. Наука в 1741 – 1761 гг.

1. В начале урока проводится беседа по следующим вопросам:

- Что вы знаете о развитии образования в I чет­верти XVIII века?

- Почему Петр ратовал за расширение сети началь­ных школ, специальных учебных заведений, гото­вящих кадры для флота, горных заводов, ману­фактур?

Центральным местом рассказа учителя становится Московский университет, основанный Ломоносовым в 1755 году.

Учитель также сообщает, что бесконечные войны спо­собствовали формированию целой сети закрытых учебных заведений военного характера для дворян. Это Сухопут­ный шляхтский корпус(1751), Морской шляхтский корпус (1752).

В 1757г. была открыта Академия художеств.

Вопрос:

- Что представляла собой российская система образования 1741 – 1761гг.?

2. Сообщение о М. В. Ломоносове.

Класс заслушивает сообщение, заранее подготовленное учащимся об открытиях, сделанных Ломоносовым.

Вопросы для закрепления материала:

- В каких отраслях науки прославил себя М. В. Ло­моносов?

- Каково значение открытий, сделанных Ломоносо­вым?

3. Раздел о развитии науки.

Учитель рассказывает об основных направлениях науки.

Вопрос:

- Каково значение второй Камчатской экспедиции?

III. Итог урока.

В годы правления Елизаветы была сформирована устойчивая база для дальнейшего развития науки и образования в России. Одним из выдающихся деятелей этой эпохи был М.В. Ломоносов, великие открытия которого актуальны и по сей день.

Домашнее задание: продолжить заполнение таблицы, которая была предложена учащимся при изучении материала о культуре России в годы правления Петра I.

 

Область науки Ученый Открытие или изобретение, его значение
     

 

Подготовить сообщения о жизни и творчестве В.К. Тредиаковского, Б.К. Растрелли.

 Урок № 3

Тема урока: Художественная культура в 1741 – 1761 гг.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: проверить знания о характерных чертах науки и образования елизаветовской эпохи, сформировать знания об особенностях художественной культуры эпохи Елизаветы, показать светскую, патриотическую и антикрепостническую направленность литературных произведений; раскрыть процесс становления различных литературных жанров и профессионального театра, ознакомление с выдающимися памятниками архитектуры и изобразительного искусства середины XVIII века.

Задачи урока:

Обучающие:

· познакомить учащихся с такими направлениями в культуре, как барокко и классицизм (В. Растрелли, Ван-Лоо);

· Показать те изменения, которые произошли в ли­тературе в этот период.

Развивающие:

· продолжить развитие логического мышления, применяя приемы сравнения, обобщения, классификации, конкретизации, выделении существенного;

· продолжить развитие умений устанавливать межпредметные связи;

· продолжить развитие общеучебные умения.

· Воспитательные:

· продолжить формирование научного мировоззрения через законы диалектики; продолжить формирование умений учащихся определять нравственные ценности исторической эпохи на основе литературных произведений;

· продолжить формирование личностных качеств – аккуратность, внимательность, дисциплинированность и пр.;

· продолжить эстетическое воспитание;

· продолжить патриотическое воспитание.

Основные понятия: барокко, классицизм, портретный жанр, круглая и монументальная скульптура, гуманизм, национальный театр, сатира, журналистика.

Оборудование: иллюстрации художников – портретистов, слайды дворцов, храмов и сооружений елизаветовской эпохи.

План урока:

 

Этапы урока Основное содержание Рекомендуемые формы и методы Время в минутах
1. Проверка усвоенного материала. проверка домашнего задания через показ на конкретных примерах того, как деятельность ученых и деятелей культуры и искусства росту национального самосознания народов России; раскрытие влияния политики самодержавия на судьбы науки и просвещения России. диалог учителя с учащимися в форме вопросов и ответов; выборочный письменный контрольный опрос. 15
2. Изучение новой темы. подчеркиваем, что XVIII столетие занимает особое место в истории русской культуры: плеяда замечательных писателей и поэтов закладывает в это время ее национальные традиции; ставится познавательное задание: определить, почему в XVIII веке стало возможным освобождение литературы и искусства от церковного влияния? Какие мысли и чувства волновали русских писателей XVIII века. Объяснение причин обращения к данной тематике. Выписываются имена выдающихся представителей русской литературы и искусства, названия и главные идеи их произведений; предлагаем ученикам вспомнить, когда возник общедоступный театр и сравнить его со складывающимся в середине XVIII века русским национальным театром, в котором ставились драматические произведения отечественных авторов; определение исторических условий развития литературы и театра в середине XVIII века и в чем проявлялось развитие этих видов искусства? определение значения литературы, театрального искусства, архитектуры, скульптуры и живописи в общественной жизни России. лекционная форма изложения материала; метод – рассказ учителя. 10
3. Закрепление пройденного материала. Выводы и заключения. делается определенный вывод, что многие идеи деятелей культуры России были связаны с веком Просвещения в Европе; данный вывод подчеркивается на примере передовых деятелей культуры середины XVIII века, которые понимали значение знаний для раскрепощения человека от влияния церкви, для прогресса страны, и, прославлявших «царство разума», и высмеивающих невежество и ограниченность. метод диалога учителя с учащимися. 15
4. Домашнее задание. учащимся ставятся групповые задания: а) В чем общность судеб литературы, театра и науки? б) Как вы представляете нравственный облик передового человека середины XVIII века? в) Какие темы русской литературы были тесно связаны с идеями Просвещения? г) Чем был вызван интерес передовых людей России того времени к народному творчеству? д) В чем проявляется взаимосвязь патриотических, антикрепостнических и гуманистических идей в русской культуре? е) На основе текста учебника, его иллюстраций и просмотренного кинофрагмента ученикам предлагается подготовить рассказ по теме «Русский театр в середине XVIII века». самостоятельная работа учащихся 3

 

Ход урока:

 

Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Конкретные вопросы по пройденному материалу учащимся предлагается объяснить взаимосвязь развития науки и образования с культурными достижениями эпохи Елизаветы Петровны; учитель предлагает сравнить тенденции развития культуры предшествующего времени с культурой середины XVIII века; предлагается соотнести культурную историю с эволюцией российской промышленности, с зарождением капиталистических отношений и складыванием всероссийского рынка, которые объективно способствовали дальнейшему становлению самосознания народов России, раскрепощению человека от феодальной зависимости и уз церкви, росту гражданского сознания передовых деятелей культуры и искусства; ученикам дается задание проследить взаимосвязь успехов в области наук и культурных достижений, роль просвещения в духовном развитии личности середины XVIII века и антикрепостнический протест передовых людей той эпохи. 1. Ответы учащихся учащиеся в состязательной форме рассказывают, в ем для них заключается значение памятников культуры прошлого, сравнивая их и рассматривая на общем фоне духовной жизни России XVIII века; школьники учатся анализировать памятники культуры, руководствуясь, например, соответствующей памяткой анализа произведений архитектуры и скульптуры: название, автор, время создания. Стиль. Художественное решение: композиция, условное или правдивое изображение, детальное или обобщенное раскрытие образа, силуэт. Идейное содержание. Связь памятника с окружающей местностью. Отношение к памятнику. Руководствуясь также памяткой анализа произведений живописи: название, автор, время создания. Жанр. Стиль. Художественное решение: композиция, рисунок, цвет. Идейное содержание. Сюжет. Значение произведения. Отношение к нему.; школьники учатся различать разные направления в художественной культуре, присущие определенной исторической эпохе на примере времени Елизаветы Петровны.
2. Красочный, яркий, подробный рассказ учителя по теме изложение учителем основных сведений по теме; рассказ об избранных произведениях искусства должен быть ярким, образным, сопровождаться его показом; в своем выступлении следует обосновать, в ем заключаются художественные достоинства того или иного памятника культуры, чем оно привлекает наших современников. 2. Учащиеся ведут конспекты рассказа учителя в своих тетрадях. помимо конспектирования излагаемого материала, ученики воспринимают показываемые визуально образцы памятников культуры середины XVIII века; активно работает зрительный аспект восприятия предлагаемого учебного материала.    
3. Закрепление темы оно происходит в ходе своеобразной ролевой игры учащихся в состязательной форме, в которой они должны рассказать, в чем для них заключается значение памятников культуры прошлого. Победители каждого вида искусств будут увенчаны «пальмой первенства». 3. Ответы учащихся заранее при подготовке к занятию учащиеся разбиваются на группы и готовят «защиту» избранного ими архитектурного стиля или жанра изобразительного искусства. Все ученики изучили некоторые сведения о выбранных ими культурных феноменах на основе представленных памяток анализа скульптурных произведений и произведений живописи.
4. Заключение - урок учит восприятию произведений литературы и искусства, художественному творчеству, ставит задачу показа выхода отечественной культуры в XVIII веке на передовые рубежи и достижения результатов, равных по значимости трудам величайших деятелей мировой культуры. 4.Итогом активной деятельности учащихся на уроке будет их приобщение к величайшим образцам литературы и искусства в России середины XVIII века.

 

I. Вводная часть:

1. Организация класса.

2. Постановка познавательных задач.

II. Проверка знаний:

- Расскажите о системе образования в России в эпоху Елизаветы, обращая внимание на существующие в ней сословные ограничения.

- Что вы знаете о жизни и деятельности М. В. Ло­моносова?

- Почему А. С. Пушкин назвал его "нашим первым университетом "?

- Какие экспедиции совершили русские мореплаватели в 1741 – 1761 гг.?

Проверка таблицы.

III. Изучение нового материала:

1. Особенности развития художественной культуры.

2. Литература. Театр.

3. Живопись. Архитектура.

1. Учитель говорит о развитии художественной культуры в Западной Европе эпохи Просвещения.

С развитием буржуазных отношений там появляют­ся произведения, идеалом которого становится предпри­имчивый человек - буржуа. Период культуры характеризу­ется отходом от барокко и зарождением классицизма. По­являются произведения революционной тематики.

Своеобразием отечественной культуры стал сплав "европеизма" и национального своеобразия. Эпоху правления Елизаветы можно условно разделить на 2 периода: ба­рокко - 50-е годы XVIII века и классицизм, который начинает только зарождаться.

2. Литература. Театр.

Установление межпредметных связей:

- Вспомните, какие художественные произведения русских писателей XVIII века вы изучали на уроках литературы.

- Какие стили и жанры проявились в русской литературе 1741 – 1761 гг.?

Основоположником новой системы стихосложения (оды) был В.К. Тредиаковский (заслушивается сообщение о его жизни и творчестве).

У истоков драматургии стоял А. П. Сумароков, соз­давший 9 трагедий и 12 комедий.

Учитель говорит, что общий подъем русской культуры создал предпосылки для появления русского те­атра.

- Вспомните, чем был представлен театр в н. XVIII века? Кто в нем участвовал?

3. Живопись. Архитектура.

До н. XVIII века в русской живописи развивались преимущественно иконописные традиции. Однако в XVIII веке живопись постепенно стала приобретать европейские черты.

Барокко - художественный стиль, появившийся в Европе в результате эволюции Возрождения.

Целью нового стиля было поразить, потрясти зрителей, поэтому театральность, наличие неожи­данных эффектов стали его неотъемлемыми чертами. Главными стилевыми признаками считались сопряжение неожиданного, сопоставление контрастного. Напряжение, грациозность, повышенная эмоциональность, замыслова­тые композиции форм и декора, преобладание криволи­нейных очертаний были присущи произведениям всех ви­дов искусства. В архитектуре распространяются выпуклые и вогнутые фасады, декоративность.

Классицизм XVII - XVIII веков существовал рядом с барокко и рококо. Он явился своего рода "новым кругом" увлечения античностью после эпохи Возрождения. Архи­тектурные принципы классицизма: горизонталь преобла­дает над вертикалью, композиционно подчеркивается ось симметрии, строгое соблюдение правил модульной архи­тектуры эпохи Возрождения, ордерный лепной декор, иг­рающий декоративную роль, связь здания с прилегающим парком.

Заслушивается сообщение о жизни и творчестве Б.К. Растрелли.

IV. Закрепление нового материала:

- Какое влияние оказала франко-итальянская культура на развитие живописи и театра в России?

- Почему Тредиаковского В.К. называют первым профессиональным писателем России?

- Какие стили соседствуют в архитектуре этой эпохи? Назовите отличительные черты указанных вами архитектурных стилей.

V. Итог урока.

В эпоху Елизаветы художественная культура развивалась в стиле барокко и классицизма. Были сделаны значительные успехи в музыке, архитектуре. Россия обогатилась художественными произведениями, архитектурными памятниками.

Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе по теме «Культурная жизнь в эпоху Елизаветы».

Урок № 4

Контрольная работа

Цель урока: проверить знания учащихся по теме «Культурная жизнь в эпоху Елизаветы».

План урока:

 

Этапы урока Основное содержание Рекомендуемые формы и методы Время в минутах
1. Раздача контрольных вопросов по вариантам основные контрольные вопросы, поставленные учителем для 6-ти вариантов сплошной письменный опрос. 5
2. Контрольная работа учащихся работа учащихся, разбитых на шесть вариантов самостоятельная работа учащихся 35
3. Окончание контрольной работы учащиеся сдают выполненные контрольные задания   5

 

Ход урока:

 

Деятельность учителя Деятельность учеников
1.Учитель дает шесть вариантов контрольных вопросов Основные черты развития русской культуры в эпоху Елизаветы Петровны? Развитие науки, образования и техники в середине XVIII века? Русская литература середины XVIII века? Основные черты развития русского национального театрального искусства середины XVIII века? Русская скульптура и живопись эпохи Елизаветы Петровны? Архитектура середины XVIII века в России? 1. Получение заданий и начало работы с ними.
2. Контроль за выполнением учениками их самостоятельной работы. 2. Учащиеся выполняют поставленные перед ними задания учителя
3. Учитель собирает ответы учеников на контрольные вопросы. 3. Ученики сдают выполненные задания.

 

I. Вводная часть:

1. Организация класса.

2. Постановка познавательных задач.

II. Проверка знаний.

Работа по двум вариантам.

Вариант 1:

- Какое значение для России имело открытие Московского университета в 1755 г.?

- Какими направлениями характеризуются живопись и архитектура 1741 – 1761 гг.

Вариант 2:

- Какие новшества появились в системе образования в эпоху Елизаветы?

- Назовите выдающихся деятелей елизаветовской эпохи и оцените их клад в культурную жизнь России.

 

Заключение

Выводы по первой главе.

В целом главным итогом и одновременно основным наследием времени правления Елизаветы Петровны в культурном плане является усилившийся процесс европеизации, попытка придать ему в отличие от предыдущих годов более гармоничное протекание и более органично вписать его в ткань российской жизни. Это и подмечает К. Валишевский: “От Ломоносова и Сумарокова прогресс этот бросается в глаза, сказываясь главным образом в новой роли, присвоенной чужеземным элементам, не являющимся, как прежде, лишь внешним наслоением, а начинающим проникать в глубину местной культуры и развивать в ней зачатки новой жизни. То была тяжелая и опасная эволюция, в скором времени направившая литературу на путь рабского подражания, но, тем не менее, преодолевшая все препятствия и, в конце концов, заставившая Россию усвоить и вполне самостоятельно переработать все формы и идеи, составляющие общее достояние цивилизованных народов”.

Созданием Московского университета, организацией среднего образования и основанием национального театра, в особенности деятельностью Ломоносова – народ Петра Великого сделал еще один гигантский шаг вперед. Не перегнав своих соседей с Запада, даже еще и не догнав их, русский народ все же вступил на путь плодотворного умственного и нравственного общения с ними, не теряя при этом своего уникального национального лица.

Выводы по второй главе.

Культурная политика Елизаветы Петровны как бы в концентрированном виде выразила программу, включающую двоякого рода движение – центростремительное к России и центробежное из нее. Раскрыв двери для иностранного “нашествия”, Россия впитывала в себя все что возможно и вышла из своих границ. Торопливая ассимиляция чужого и неудержимое стремление вширь – эти две новые задачи народной жизни требовали громадного расхода сил. Это была программа просветительная, требующая и экономического, и умственного, и социального прогресса. Но несоответствие между средствами, необходимыми для ее немедленного осуществления, и теми, которые в данный момент находились под рукой, мешало держать в равновесии эти части того парадоксального целого, что представляла собой программа.

Результатом была та двойственная, своеобразная физиономия, которую России пыталась придать Елизавета Петровна, одновременно европейская и азиатская, но уже с укрепляющимся культурным современным основанием. Елизавета – императрица предпросветительской России, пытающейся ликвидировать страшный перекос своего развития, и, в первую очередь, в культуре. “У Елизаветы не было знаний и умения, но по своему темпераменту, по более мягкому, нежели у отца, нраву, по своим более утонченным вкусам, она содействовала этой эволюции, наложив на права, побуждения и идеи своего народа новый отпечаток”.

В эпоху Елизаветы в процессе формирования русской нации закладывались основы русского литературного языка и реалистической литературы, профессионального театра и национальной классической музыки, осваивались идейно-образная система и язык художественной культуры Нового времени, утверждались самобытные черты национального искусства.

Идея всесословной ценности человека пронизывала все стороны историко-культурного процесса. Становление русской национальной культуры было выражением интенсивного роста национального самосознания.

Век Елизаветы, по моему мнению, был веком культурных и научных преобразований. Сама она, как женщина с детства обученная светским манерам, танцам, языкам и имевшая тягу ко всему прекрасному, новому, стремилась во всем поднять Россию в глазах мирового сообщества, с честью носила и оправдала имя своего великого отца Петра I в его начинаниях в преобразовании государства Российского.

Выводы по третьей главе.

В школьном курсе истории тема «Культурная жизнь в эпоху Елизаветы» не рассматривается. Материалы данной темы изучаются в учебниках в общем разделе «Культура России в XVIII веке». Нами было рассмотрено значение исторического источника на уроках истории и было предложено выделить изучение темы «Культурная жизнь в эпоху Елизаветы» в отдельный раздел. В связи с этим был разработан поурочный план этой темы.

Основными целями разработанных занятий являются:

Обучающие:

· показать развитие образования и науки в 1741 – 1761 гг. на примерах деятельности русских ученых (М.В.Ломоносов и др.), их вклад в развитие мировой науки; показать историческую обусловленность дальнейшего развития науки и образования в России в середине XVIII века и проследить взаимосвязь между социально-экономическим развитием и духовной жизнью общества, возрастание роли научных знаний в хозяйстве; раскрыть характерные черты образования и науки во второй половине XVIII века;

· раскрыть значение открытия в России первого университета.

Развивающие:

· продолжить развитие логического мышления, применяя приемы сравнения, обобщения, классификации, конкретизации, выделении существенного;

· продолжить развитие умений устанавливать межпредметные связи;

· продолжить развитие общеучебных умений.

Воспитательные:

· продолжить формирование научного мировоззрения через законы диалектики;

· продолжить формирование личностных качеств – аккуратность, внимательность, дисциплинированность и пр.; продолжить формирование ценностного отношения учащихся к знаниям, к творческой научной деятельности, к нравственным качествам выдающихся ученых и исследователей;

· продолжить патриотическое воспитание.

Таким образом, данная работа является попыткой комплексного изучения культурной жизни периода правления Елизаветы Петровны, рассматриваемой в контексте развития всей российской культуры в XVIII в. с ее “дерзким” новаторством и традиционалистски консервирующей преемственностью. Мы также считаем, что представленный материал можно порекомендовать педагогам как дидактическую основу уроков по истории.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: