в рамках курса «Барнауловедение»
(после изучения рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой», 6 класс)
Тема урока: "Нам бы про душу не забыть". В.М. ШУКШИН. Рассказы «Волки», «Беседы при ясной луне», «Дядя Ермолай», «Чудик»
Тип урока: Комбинированный урок.
Вид урока: Урок – диалог.
Цель урока:
1. Обущающая. Через диалог учителя с учащимися познакомить ребят с личностью В.М.Шукшина, кратко осветив некоторые моменты его творческой биографии.
2. Воспитывающая. Показать учащимся на основе изучения рассказов «Дядя Ермолай» и других, что самое большое богатство человека – доброта, совестливость, умение сострадать, помочь учащимся подойти к пониманию возможностей и духовных ценностей человека.
3. Развивающая. Развивать умение анализировать художественное произведение, вести исследовательскую работу над текстом, самостоятельно оценивать его без ссылки на авторитеты.
Методы работы: Передача знаний, метод наблюдения, анализа художественного произведения, самообразования учащихся.
Приемы работы: Передача теоретических знаний, объяснение учителя, учащихся, выразительное чтение, эвристическая беседа с элементами анализа, работа над речевыми нормами. Демонстрация умений
Формы работы на уроке: Групповая, индивидуальная, выборочно - индивидуальная.
Контроль знаний: Устный.
Оборудование урока: портрет В.М.Шукшина, выставка его книг и книг о нём, медиапрезентация «На родине Шукшина.Сростки», выставка творческих работ учащихся – иллюстраций к рассказам Шукшина, мелодия песни «Рябина красная», эпиграф к уроку, вопросы для обсуждения произведений, ученические тетради по литературе, тексты произведений.
Предварительная работа с учащимися:
1. Общее понятие об уроке – диалоге;
2. Разделение класса на две группы, выбор их лидеров(по желанию учащихся);
3. Выбор 2 ведущих учащихся, 1 подготовить биографию Шукшина;
4. За две недели до урока учащимся дано задание прочитать рассказы и ответить на вопрос: можно ли спокойно жить, зная, что рядом кто – то страдает?
5. Учащимся даны индивидуальные и групповые задания:
- творческие работы (рисунки) к рассказам;
- инсценирование эпизода рассказа «Дядя Ермолай».
План урока:
-организационный момент
1. Вступительное слово учителя и ведущих о Шукшине;
2. Новый материал.
-объявление темы, цели урока учащимся
Биография В.М.Шукшина;
3. Анализ рассказов:
а)Проблема человеческого равнодушия, хамства, предательства
(по рассказам «Волки», «Беседы при ясной луне»);
б) Шукшинская идея праздника души.
(по рассказам «Дядя Ермолай», «Чудик»).
4. Итоговый вопрос урока. Выводы.
5. Заключительное слово о В.М.Шукшине.
6. Оценка учащихся.
7. Домашнее задание.
Ход урока:
Организационный момент. Объявление темы, цели урока учащимся.
Класс разделён на две группы. Двое ведущих ребят - в центре класса.
Оформлен эпиграф на доске:
Нам бы про душу не забыть.
Нам бы немножко добрее быть…
Мы один раз, уж так случилось,
Живём на земле. Ну, так и будь ты
Повнимательнее друг к другу, подобрее.
Василий Шукшин
На столе лежат гроздья калины красной. Звучит мелодия песни «Калина красная». (см.Приложение 1)
На фоне мелодии учитель читает эпиграф урока.