Урок по произведениям В.М.Шукшина

в рамках курса «Барнауловедение»

(после изучения рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой», 6 класс)

 

Тема урока: "Нам бы про душу не забыть". В.М. ШУКШИН. Рассказы «Волки», «Беседы при ясной луне», «Дядя Ермолай», «Чудик»

Тип урока: Комбинированный урок.

Вид урока: Урок – диалог.

Цель урока:

1. Обущающая. Через диалог учителя с учащимися познакомить ребят с личностью В.М.Шукшина, кратко осветив некоторые моменты его творческой биографии.

2. Воспитывающая. Показать учащимся на основе изучения рассказов «Дядя Ермолай» и других, что самое большое богатство человека – доброта, совестливость, умение сострадать, помочь учащимся подойти к пониманию возможностей и духовных ценностей человека.

3. Развивающая. Развивать умение анализировать художественное произведение, вести исследовательскую работу над текстом, самостоятельно оценивать его без ссылки на авторитеты.

Методы работы: Передача знаний, метод наблюдения, анализа художественного произведения, самообразования учащихся.

Приемы работы: Передача теоретических знаний, объяснение учителя, учащихся, выразительное чтение, эвристическая беседа с элементами анализа, работа над речевыми нормами. Демонстрация умений

Формы работы на уроке: Групповая, индивидуальная, выборочно - индивидуальная.

Контроль знаний: Устный.

Оборудование урока: портрет В.М.Шукшина, выставка его книг и книг о нём, медиапрезентация «На родине Шукшина.Сростки», выставка творческих работ учащихся – иллюстраций к рассказам Шукшина, мелодия песни «Рябина красная», эпиграф к уроку, вопросы для обсуждения произведений, ученические тетради по литературе, тексты произведений. 

Предварительная работа с учащимися:

1. Общее понятие об уроке – диалоге;

2. Разделение класса на две группы, выбор их лидеров(по желанию учащихся);

3. Выбор 2 ведущих учащихся, 1 подготовить биографию Шукшина;

4. За две недели до урока учащимся дано задание прочитать рассказы и ответить на вопрос: можно ли спокойно жить, зная, что рядом кто – то страдает?

5. Учащимся даны индивидуальные и групповые задания:

- творческие работы (рисунки) к рассказам;

- инсценирование эпизода рассказа «Дядя Ермолай».

 

План урока:

       -организационный момент

       1. Вступительное слово учителя и ведущих о Шукшине;

       2. Новый материал.

       -объявление темы, цели урока учащимся

          Биография В.М.Шукшина;

       3. Анализ рассказов:

а)Проблема человеческого равнодушия, хамства, предательства

  (по рассказам «Волки», «Беседы при ясной луне»);

       б) Шукшинская идея праздника души.

  (по рассказам «Дядя Ермолай», «Чудик»).

       4. Итоговый вопрос урока. Выводы.

       5. Заключительное слово о В.М.Шукшине.

       6. Оценка учащихся.

       7. Домашнее задание.

Ход урока:

 

Организационный момент. Объявление темы, цели урока учащимся.

Класс разделён на две группы. Двое ведущих ребят - в центре класса.

 

Оформлен эпиграф на доске:

Нам бы про душу не забыть.

Нам бы немножко добрее быть…

Мы один раз, уж так случилось,

Живём на земле. Ну, так и будь ты

Повнимательнее друг к другу, подобрее.

Василий Шукшин

На столе лежат гроздья калины красной. Звучит мелодия песни «Калина красная». (см.Приложение 1)

На фоне мелодии учитель читает эпиграф урока.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: