А) Проблема человеческого равнодушия, хамства, предательства

Учитель:

Каждая работа Шукшина вышла из Сростков, обошла Россию и вернулась на суд его земляков, многие из которых стали прототипами его произведений. Галерея разных героев встаёт со страниц шукшинских произведений. Они сталкиваются с равнодушием, хамством, болезненно реагируют на унижение их человеческого достоинства, на обиды и по – своему борются со злом, так как, по словам Ч. Айтматова, «если человек прекращает свою борьбу со злом, он перестаёт быть человеком».

 

Эвристическая беседа с элементами анализа

Учитель:

· В каких рассказах чётко прослеживается неприятие невоспитанности, человеческого равнодушия, хамства?

 

У хамов маниакальная жажда власти, болезненное желание самоутверждения, переходящее в ненависть к окружающему миру и человеку. Судьба уготовила самому Шукшину столкнуться с хамами.

Рядом с невоспитанностью процветают жестокость и равнодушие, жестокость бессмысленная, которой выносит приговор сам народ.

Согласны ли вы с тем способом борьбы с хамством, который предложил Шукшин в рассказе «Боря»: «Когда вот так является хам, крупный хам, то всем становится горько. И молчат. Молчат, потому что разговаривать бесполезно. Тут надо сразу бить табуреткой по голове – единственный способ сказать хаму, что он сделал нехорошо»?

 

· Как вы считаете, почему подобные типы блаженствуют на свете?

· Кто в этом виноват?

 

Вот как на эти вопросы отвечал сам Шукшин: «Сколько бы мы ни читали лекций о чуткости, порицая чёрствость и равнодушие, они испарятся в воздухе, если человек, встречается с грубостью в учреждениях, на улице, в магазине. Сколько бы мы ни проводили бесед о культуре поведения, они не принесут пользы, если не будут подкреплены борьбой за высокую культуру человеческих отношений».

 

· Что больше всего потрясло вас в рассказах «Волки» и «Беседы при ясной луне»?

  

Групповая работа

(учитель раздаёт заготовленные вопросы учащимся, они работают в группах,

затем лидер группы защищает ответ)

· Как, по мысли Шукшина, нельзя жить?

· Что в жизни и в людях не принимает Шукшин?

· Против каких нравственных пороков людей он восстаёт?

· С какими призывами он обращается к нам?             (обращение к эпиграфу урока)

· Значит, как надо жить человеку?

Обобщение учителя: По вине вот таких Наумов в годы ВОВ гибли тысячи людей. Не перевелись они и сегодня. Человеку всё можно простить, только не предательство. Герой рассказа «Беседы при ясной луне», Баев, как бы делает вывод человеческого существования: «Живём безалаберно».

 

СЛАЙД 45. «Нам бы про душу не забыть». Записать эпиграф к уроку в тетрадь по литературе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: