Б) Шукшинская идея праздника души

Первый ведущий:

  Для Шукшина не было мелких тем, неинтересных людей.

«Не пропустил он момент, когда народу захотелось сокровенного. И он рассказал о простом, негероическом, близком каждому так просто, негромким голосом, очень доверительно. Отсюда взлёт и тот широкий отклик, какой нашло творчество Шукшина в сердцах многих тысяч людей», - такую оценку дал М.А.Шолохов творчеству Шукшина. Всю свою творческую жизнь писатель, актёр и режиссёр Шукшин работал на свою главную мысль – быть человеком.

Второй ведущий:

  Огромное место в творчестве Шукшина занимает идея праздника души – это когда весело и радостно всем, но самый большой праздник – это понять другого человека, сделать для него доброе дело, быть понятым. И многие герои Шукшина так и живут: не для себя, а для других, не только себе, но и другим дарят радость, делают праздник души.

Ведущие присоединяются к классу.

Инсценировка эпизода рассказа «Дядя Ермолай»

Учитель:

    Нам следует помнить, что рядом с нами живут простые, неприметные люди – трудяги, люди – чудики. Именно о таких характерах Шукшин спрашивает в своём рассказе «Дядя Ермолай» так: «… что был в этом, в их жизни, большой смысл»? Был. Мера всех ценностей жизни, по Шукшину, -ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ (это предложение записать в тетрадь).

 

Слово учителя, сопровождаемое медиапрезентацией.

 

Слово учителя Презентация к уроку
1. В обычном писатель ищет проявление нравственных законов, в частности, такого, как совестливость. Совесть – высший нравственный принцип, а нравственность – это стержень, который должен быть в каждом человеке.   46 слайд. Поговорим о жизни.  
2. Я запомнил образ жизни русского крестьянства, нравственный уклад этой жизни, больше того, у меня с годами окрепло убеждение, что он, этот уклад, прекрасен, начиная с языка, с жилья.                                                           В.М.Шукшин 47 слайд. «Я запомнил образ жизни русского крестьянства…»

 

Групповая работа

(учитель раздаёт вопросы учащимся, они работают в группах,

затем лидер группы защищает ответ)

 

· Ответьте, кто герои рассказов «Дядя Ермолай» и «Чудик», не называя их имён?

· Каково, по – вашему, своеобразие этих характеров?

· Что такое праздник души по Шукшину?

· Были ли они счастливы в жизни?

 

Выставка иллюстраций учащихся к рассказам.

 

 Комментарий учителя: В своих рассказах Василий Макарович описывает повседневную жизнь без прикрас, заставляет нас о многом задуматься, задаёт нам нравственные вопросы, а частные случаи из жизни, характеры, как кусочки мозаики, составляют общую картину действительности – исторической и современной.

 

4. Итоговый вопрос: чему учат нас рассказы нашего земляка В.М.Шукшина? можно ли спокойно жить, зная, что рядом кто – то страдает?

 

Обобщение учителя: «Мы ломаем голову, какой он, интеллигентный человек? А образ его давно создал сам народ…Это хороший человек. Умный человек. Уважительный. Не мот. Чистоплотный. Не трепач. Работник. Мастер. Очень прекрасно, когда в человеческом обществе все добры, и образованны», - говорил В.М.Шукшин.

 

5. Заключительное слово о В.М. Шукшине: рассказ учащегося, сопровождаемый медиапрезентацией.

 

Рассказ учащегося Презентация к уроку
1. Кто бы ты ни был – комбайнер, академик, художник – живи и выкладывайся весь без остатка, старайся знать много, не жалуйся и не завидуй, не ходи против совести, старайся быть добрым и великодушным,-- это будет завидная судьба. А когда будешь таким, -- помоги другим.                                                          В.М.Шукшин 48 слайд. «Кто бы ты ни был…»
2. В родном селе писателя, Сростках, 23 июля 1978 года, в день третьих Шукшинских чтений, накануне дня рождения В.М.Шукшина, был открыт мемориальный музей в доме, который Шукшин купил матери в 1965 году. 49 слайд. 50 слайд. 51 слайд. 52 слайд.
3. Люди ставят памятники многим литературным героям, писателям, музыкантам… Но далеко не каждый человек удостаивался чести, чтобы памятник был поставлен именно ему. 25 июля 2004 года, в день 75 – летия Василия Шукшина на его родине, на горе Пикет был открыт памятник Шукшину работы скульптора Вячеслава Клыкова, который взял за основу финальную сцену фильма «Печки - лавочки», где босой Василий Макарович сидит на горе и произносит свою знаменитую фразу: «Всё, ребята!» Бронзовое изваяние 8 метров в высоту и весом около 20 тонн далеко видно с Чуйского тракта.     53 слайд.
4. Рядом со школой – музеем Шукшина, в 1999 году получившей федеральный статус, также установлен памятник писателю. Улица и средняя школа в Сростках названы его именем.  54 слайд.
5. В Барнауле в 1989 году был установлен памятник Шукшину на улице его имени, авторами которого являются Николай Звонков, Михаил Кульгачёв и Василий Рублёв, его имя носят краевой драмтеатр и Дом литераторов. Во ВГИКе учреждена специальная премия имени Шукшина. Его имя носят малая планета, ледник на Белухе, два теплохода. Шукшин – кинорежиссёр и актёр особенно известен в Италии, Венгрии, Польше, Югославии, Болгарии, Германии, Чехословакии, Финляндии. Голос большого мастера услышан и по достоинству оценён далеко за пределами нашей страны. И российские, и зарубежные почитатели его таланта осознают, что он навсегда остался с людьми в своих книгах и фильмах. 55 слайд.
6. Я не хочу, чтобы ты разучился мечтать… я только хочу, чтобы ты знал: к желанной цели тебя приведет не мечта, а разум и труд… Все ценное, прекрасное на земле создал умный, талантливый, трудолюбивый человек. Никогда еще в истории человеческой ни один паразит не создал ничего стоящего… Из письма В.М.Шукшина юному читателю 56 слайд.
Мелодия песни «Калина красная» 57 слайд

 

Оценка учащихся.

 

7. Домашнее задание.     Выучить наизусть эпиграф урока.

                                            Написать эссе на тему «Моё отношение к Шукшину».


 

«Не особенные люди, а особенное в людях...»

Урок по творчеству В.М.Шукшина

(7 класс)

 

Антонова Галина Семеновна,

  учитель русского языка и литературы

МОУ Степноозерская СОШ

Благовещенский район

Цель: познакомить учащихся с творчеством и жизнью В. М. Шукшина; обратить внимание учащихся на вечные проблемы духовности, нравственности;

Оборудование: портрет В. М. Шукшина, ветка калины, карта Алтайского края, на которой обозначены пункты: Благовещенка - Барнаул - Бийск - Сростки, выставка книг В. М. Шукшина.

Ход урока: I. Вступительное слово учителя

С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять?

С чего начинается Родина?

-   Ребята, что значит для вас Родина?

Какое место на земле вы считаете своей Родиной?

- А если вы окажитесь где-то далеко, и там не знают, где это Степное Озеро?

- Как вы думаете, чем славится Алтайская земля?

- А кто прославил Алтайскую землю?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: