Первый ведущий:
Для Шукшина не было мелких тем, неинтересных людей.
«Не пропустил он момент, когда народу захотелось сокровенного. И он рассказал о простом, негероическом, близком каждому так просто, негромким голосом, очень доверительно. Отсюда взлёт и тот широкий отклик, какой нашло творчество Шукшина в сердцах многих тысяч людей», - такую оценку дал М.А.Шолохов творчеству Шукшина. Всю свою творческую жизнь писатель, актёр и режиссёр Шукшин работал на свою главную мысль – быть человеком.
Второй ведущий:
Огромное место в творчестве Шукшина занимает идея праздника души – это когда весело и радостно всем, но самый большой праздник – это понять другого человека, сделать для него доброе дело, быть понятым. И многие герои Шукшина так и живут: не для себя, а для других, не только себе, но и другим дарят радость, делают праздник души.
Ведущие присоединяются к классу.
Инсценировка эпизода рассказа «Дядя Ермолай»
Учитель:
Нам следует помнить, что рядом с нами живут простые, неприметные люди – трудяги, люди – чудики. Именно о таких характерах Шукшин спрашивает в своём рассказе «Дядя Ермолай» так: «… что был в этом, в их жизни, большой смысл»? Был. Мера всех ценностей жизни, по Шукшину, -ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ (это предложение записать в тетрадь).
|
|
Слово учителя, сопровождаемое медиапрезентацией.
Слово учителя | Презентация к уроку |
1. В обычном писатель ищет проявление нравственных законов, в частности, такого, как совестливость. Совесть – высший нравственный принцип, а нравственность – это стержень, который должен быть в каждом человеке. | 46 слайд. Поговорим о жизни. |
2. Я запомнил образ жизни русского крестьянства, нравственный уклад этой жизни, больше того, у меня с годами окрепло убеждение, что он, этот уклад, прекрасен, начиная с языка, с жилья. В.М.Шукшин | 47 слайд. «Я запомнил образ жизни русского крестьянства…» |
Групповая работа
(учитель раздаёт вопросы учащимся, они работают в группах,
затем лидер группы защищает ответ)
· Ответьте, кто герои рассказов «Дядя Ермолай» и «Чудик», не называя их имён?
· Каково, по – вашему, своеобразие этих характеров?
· Что такое праздник души по Шукшину?
· Были ли они счастливы в жизни?
Выставка иллюстраций учащихся к рассказам.
Комментарий учителя: В своих рассказах Василий Макарович описывает повседневную жизнь без прикрас, заставляет нас о многом задуматься, задаёт нам нравственные вопросы, а частные случаи из жизни, характеры, как кусочки мозаики, составляют общую картину действительности – исторической и современной.
|
|
4. Итоговый вопрос: чему учат нас рассказы нашего земляка В.М.Шукшина? можно ли спокойно жить, зная, что рядом кто – то страдает?
Обобщение учителя: «Мы ломаем голову, какой он, интеллигентный человек? А образ его давно создал сам народ…Это хороший человек. Умный человек. Уважительный. Не мот. Чистоплотный. Не трепач. Работник. Мастер. Очень прекрасно, когда в человеческом обществе все добры, и образованны», - говорил В.М.Шукшин.
5. Заключительное слово о В.М. Шукшине: рассказ учащегося, сопровождаемый медиапрезентацией.
Рассказ учащегося | Презентация к уроку |
1. Кто бы ты ни был – комбайнер, академик, художник – живи и выкладывайся весь без остатка, старайся знать много, не жалуйся и не завидуй, не ходи против совести, старайся быть добрым и великодушным,-- это будет завидная судьба. А когда будешь таким, -- помоги другим. В.М.Шукшин | 48 слайд. «Кто бы ты ни был…» |
2. В родном селе писателя, Сростках, 23 июля 1978 года, в день третьих Шукшинских чтений, накануне дня рождения В.М.Шукшина, был открыт мемориальный музей в доме, который Шукшин купил матери в 1965 году. | 49 слайд. 50 слайд. 51 слайд. 52 слайд. |
3. Люди ставят памятники многим литературным героям, писателям, музыкантам… Но далеко не каждый человек удостаивался чести, чтобы памятник был поставлен именно ему. 25 июля 2004 года, в день 75 – летия Василия Шукшина на его родине, на горе Пикет был открыт памятник Шукшину работы скульптора Вячеслава Клыкова, который взял за основу финальную сцену фильма «Печки - лавочки», где босой Василий Макарович сидит на горе и произносит свою знаменитую фразу: «Всё, ребята!» Бронзовое изваяние 8 метров в высоту и весом около 20 тонн далеко видно с Чуйского тракта. | 53 слайд. |
4. Рядом со школой – музеем Шукшина, в 1999 году получившей федеральный статус, также установлен памятник писателю. Улица и средняя школа в Сростках названы его именем. | 54 слайд. |
5. В Барнауле в 1989 году был установлен памятник Шукшину на улице его имени, авторами которого являются Николай Звонков, Михаил Кульгачёв и Василий Рублёв, его имя носят краевой драмтеатр и Дом литераторов. Во ВГИКе учреждена специальная премия имени Шукшина. Его имя носят малая планета, ледник на Белухе, два теплохода. Шукшин – кинорежиссёр и актёр особенно известен в Италии, Венгрии, Польше, Югославии, Болгарии, Германии, Чехословакии, Финляндии. Голос большого мастера услышан и по достоинству оценён далеко за пределами нашей страны. И российские, и зарубежные почитатели его таланта осознают, что он навсегда остался с людьми в своих книгах и фильмах. | 55 слайд. |
6. Я не хочу, чтобы ты разучился мечтать… я только хочу, чтобы ты знал: к желанной цели тебя приведет не мечта, а разум и труд… Все ценное, прекрасное на земле создал умный, талантливый, трудолюбивый человек. Никогда еще в истории человеческой ни один паразит не создал ничего стоящего… Из письма В.М.Шукшина юному читателю | 56 слайд. |
Мелодия песни «Калина красная» | 57 слайд |
Оценка учащихся.
7. Домашнее задание. Выучить наизусть эпиграф урока.
Написать эссе на тему «Моё отношение к Шукшину».
«Не особенные люди, а особенное в людях...»
Урок по творчеству В.М.Шукшина
(7 класс)
Антонова Галина Семеновна,
учитель русского языка и литературы
МОУ Степноозерская СОШ
Благовещенский район
Цель: познакомить учащихся с творчеством и жизнью В. М. Шукшина; обратить внимание учащихся на вечные проблемы духовности, нравственности;
Оборудование: портрет В. М. Шукшина, ветка калины, карта Алтайского края, на которой обозначены пункты: Благовещенка - Барнаул - Бийск - Сростки, выставка книг В. М. Шукшина.
|
|
Ход урока: I. Вступительное слово учителя
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять?
С чего начинается Родина?
- Ребята, что значит для вас Родина?
Какое место на земле вы считаете своей Родиной?
- А если вы окажитесь где-то далеко, и там не знают, где это Степное Озеро?
- Как вы думаете, чем славится Алтайская земля?
- А кто прославил Алтайскую землю?