Деятельность человека

 

В философской, социологической и психологической литературе деятельность человека рассматривалась в самых различных проекциях. Ее исследовали как некий реальный процесс, складывающийся из совокупности действий и операций (А.Н. Леонтьев); как взаимосвязь противоположных, но предполагающих друг друга акций – опредмечивания и распредмечивания (Г.С. Батищев); как совокупность определенных видовых форм, необходимых в реальной жизни каждому индивиду (игра, учение, труд) и играющих поочередно ведущую роль в онтогенезе (Б.Г. Ананьев). (Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977;)

Деятельность есть универсальный способ удовлетворения человеческих потребностей путем активного преобразующего отношения к миру. Некоторые же авторы приписывают деятельность некоторым видам животных и даже техническим агрегатам. (Маркарян Э.С. Системное исследование человеческой деятельности. «Вопросы философии», 1972, №10). Маркарян Э.С. определяет деятельность как исключительную привилегию человека, признак его родовой сущности. Каган М.С. представляет понятие «деятельность» основываясь на словах К.Маркса: «В характере жизнедеятельности заключается весь характер данного вида, его родовой характер, а свободная сознательная деятельность как раз и составляет родовой характер человека» (с. 565)

Принципиальное отличие деятельности человека от приспособительной активности животных состоит в том, что ни одна форма деятельности, ни одна способность к деятельности не наследуется вместе с биологической структурой тела, все они результат социального наследования (обучения, воспитания, практического опыта). Это, однако, не означает, что деятельность осуществляется независимо от биологического базиса, являющегося субстратом и объективной предпосылкой деятельности. Деятельность, направленная на нормальное функционирование организма человека и его функционирование в мире называется жизнедеятельностью. Она представляет сферу удовлетворения комплекса физиологических потребностей. Действительно, у человека биологическая жизнедеятельность остается материальной базой, на которой выстраивается здание социокультурной деятельности.

Деятельность людей всегда протекает на базе созданных ранее объективных предпосылок и определенных общественных отношений, поэтому она и носит конкретно-исторический характер, представляя собой способ существования данной социальной реальности и выступая как цель и потребность жизни. Деятельностный подход предполагает исследование «человеческого мира» как мира деятельности в единстве всех аспектов ее развития и осуществления, в единстве ее сущностных сил и их конкретно-исторических проявлений существования общества и индивидуального человеческого существования.

Человек и общество - не простая прибавка к эволюции природы, не ее продолжение. Он - аккумулят своей собственной деятельности, заменившей эволюцию природы историей общества. Благодаря деятельности, практика человека создает надприродную форму, "вторую природу". В этом смысле деятельность есть выражение надприродной сущности человека.

Понятие "труд" и "деятельность" нередко употребляются как однозначные. Действительно, в большинстве случаев различие между трудом и деятельностью несущественно. Можно сказать, что деятельность - это более широкое определение труда, а труд один из видов деятельности, определяющий все ее другие виды. Определяя в "Капитале" труд как "прежде всего, процесс, совершающийся между человеком и природой..." Маркс подчеркивал, что труд есть целесообразная деятельность для созидания потребительных стоимостей... вечное естественное условие человеческой жизни".

Человеческая деятельность, как социально сформировавшаяся и культурно организованная активность, имеет в своей основе разделение действующего лица и предмета действия, т.е. субъекта и объекта. Человеческая деятельность может быть определена как активность субъекта, направленная на объекты или на других субъектов, а сам человек должен рассматриваться как субъект деятельности.


4. Структура человеческой деятельности

 

Понимание деятельности как особого вида действительности означает, что практика заключается в воздействии действительности "в форме деятельности" на

действительность "в форме объекта", а субъект деятельности включен в качестве специфического фрагмента действительности (по И.С. Алексееву Алексеев И.С. Деятельностная концепция познания и реальности // Избранные труды по методологии и истории физики. М., 1995).

Человеческую деятельность большинство философов рассматривают как активность субъекта, направленная на объекты или на другие субъекты, сам же человек чаще всего рассматривается как субъект деятельности. Исходным моментом в их теоретическом анализе являются субъект – объектные отношения, в связи с тем, что "не существует субъекта без объекта и объекта без субъекта". Основанием выделения указанных форм деятельности служат цели, преследуемые субъектом во взаимодействии с объектом.

- Субъект как носитель активности (индивид), а также группы субъектов.

- Причина, порождающая деятельность и её основа – потребность.

- первопричина потребности – интерес. В нем отражается социальное положение человека, неравенство людей. Интерес объединяет людей в социальные группы.

- мотив как необходимый элемент деятельности. Человек, оценив свои интересы и возможности, делает выбор. Таким образом, мотив - причина, определяющая направление деятельности человека. Одна и та же потребность может быть удовлетворена разными путями, а одному мотиву могут соответствовать разные цели. Таким образом, расхождение результата с намеченной целью может иметь мотивационную основу.

- цель – предвосхищение результата, итог действия стимуляторов деятельности. Показателем важнейших характеристик цели является отношение к средствам. Но, возникнув, цель сама становится основой деятельности, как закон определяет способ и характер действий. Поэтому можно выделить с одной стороны процессы целеполагающей деятельности, когда цели обуславливают средствами, с другой – процессы целесообразной деятельности, при которой цели направляют анализ, выбор и созидание средств.

- средства человеческой деятельности – совокупность факторов используемых субъектом для воздействия на объект.

- объект (предмет) – то, что подвергается преобразующему воздействию. Цель может оказаться беспредметной, если заключающийся в ней образ предмета – утопия, вымысел. Такая цель принципиально недостижима. Например, идея создания «вечного двигателя» противоречит закону сохранения энергии и неосуществима.

- результат – реализованная цель.

Достижение успеха в деятельности требует от субъекта внимания к каждому элементу процесса деятельности.

В книге «Человек и его потребности» Бережной Н.М. пишет, что «деятельность человека может быть представлена как бесконечный процесс преобразовательного отношения человека к миру, процесс, состоящий из многих актов, каждый из которых имеет начало, середину и конец. Такой подход создает возможность судить о степени завершенности, как отдельного акта, так и определенной совокупности актов деятельности, равно как и о степени зрелости того или иного субъекта деятельности в решении практических задач. Если деятельность применяется без четкого ограничения в пространстве и времени, то акт деятельности фиксирует начало, середину и конец деятельности».

Структура акта деятельности в развернутом виде включает следующие элементы: субъект (отдельный индивид, группа людей или общество в целом), цель, средство, предмет, действие, результат.

Цель - это идеальный образ желаемого будущего; то, чего человек хочет достичь. Цель, целеполагание - исключительно человеческое качество, средоточие субъективного мира человека. Само по себе полагание цели превратится в пустую мечту, если избранная цель не обеспечена средствами.

Средство - это момент объективности (реальности) в акте деятельности. Под определенность средства попадает все то, что существует в качестве реального феномена независимо от сознания субъекта деятельности. Это - орудия труда, физическая сила, жизненный опыт и трудовая квалификация субъекта, его способности, та сумма знаний, которой обладает субъект деятельности. Вместе с тем средство становится таковым не само по себе, а лишь, будучи вовлеченным в акт деятельности и определенным через цель. "Средство, - писал Гегель, -именно есть то, что ничего собой не представляет само по себе, а есть лишь ради другого и в этом другом имеет свое определение и свою ценность".

Взаимоопределяемость цели и средства - важнейшее условие успешной деятельности, условие гармонического развития человека. Те жизненные коллизии и противоречия, которые так часто встречаются в индивидуальной жизни, не в последнюю очередь обусловлены дисгармонией цели и средства, ибо, как писал Маркс, "цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель".

Предмет деятельности - то, на что направлена деятельность субъекта. Это - как стихийные силы природы (землетрясение, наводнение, оползни и т. д.), так и профильтрованные первичным трудом материалы природы (железная руда, лес, поступающий на лесопилки, рыба, выловленная в море и направленная на перерабатывающие комбинаты и многое другое), а также человек как предмет воспитания и обучения.

Действие - кульминация преобразования предмета в соответствии с намеченной целью. Это наиболее напряженный момент, требующий средоточия интеллектуальных и физических сил человека, такое взаимодействие субъективного и объективного компонентов деятельности, которое детерминирует (причиняет) результат деятельности.

Завершающим моментом деятельности является результат. В результате деятельности угасает, опредмечивается, осуществляется истинность поставленных целей. В результате обнаруживается не только выполненная цель, но и нежелательные "дополнения" к цели, и нередко эти "дополнения" по своему отрицательному значению превышают ценность выполненной цели. (БережнойНМредДиденкоВДЧлк и его потребности)


5. Деятельностный подход в психологии

 

Деятельность в психологии - понятие, характеризующее функцию индивида в процессе его взаимодействия с окружающим миром. Психическая деятельность – это специфическая для живой системы связь с окружающим, регулирующая и контролирующая взаимоотношения между организмом и средой. Психическая деятельность побуждается потребностью, направлена на предмет ее удовлетворения и осуществляется системой действий; предполагает наличие у организма психики и вместе с тем составляет основное условие ее возникновения и является движущей силой ее развития. Следует различать элементарную и высшую формы психической деятельности. Первая характерна для животных: она заключается в инстинктивном (Инстинкт) приспособлении организма к окружающему. Вторая, вырастая из первой, видоизменяя ее, составляет исключительное достояние человека. Специфической особенностью высшей формы такой деятельности является сознательное преобразование окружающего. Она имеет общественный характер и определяется общественными условиями жизни. Развиваясь, психическая деятельность человека дифференцируется на внешнюю и внутреннюю. Первая слагается из специфических для человека действий с реальными предметами, осуществляемых путем движений рук, ног, пальцев. Вторая происходит посредством «умственных действий», где человек оперирует не с реальными предметами и не путем реальных движений, а использует для этого их мозговые динамические модели. Внутренняя деятельность планирует внешнюю; она возникает на основе внешней и через нее реализуется. Разделение труда влечет за собой выделение практической и теоретической форм деятельности человека. В зависимости от многообразия потребностей человека и общества складывается и многообразие конкретных видов деятельности людей, каждый из которых обычно включает в себя элементы и внешней, и внутренней, и практической, и теоретической деятельности. (Философский словарь/ Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.)

Деятельность бывает разных видов: материальная и духовная, коллективная и

индивидуальная, интенсивно-продуктивная (творческая) и экстенсивно-репродуктивная. В любом случае речь идет о сложной иерархической системе действий и операций, которые далеко не всегда определяются явно обозначаемыми субъектом целями и установками. Внешние процессы с вещественными предметами в этой системе преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане (т.н. интериоризация), а мышление с этой точки зрения можно понимать как результат интериоризации практических действий (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия).

Теория деятельности в психологии — это система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20–е годы ХХ века. В 1930–е годы было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии — С.Л. Рубинштейна (1889–1960), который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А.Н. Леонтьева (1903–1979), который совместно с другими представителями Харьковской психологической школы, разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности.

Рубинштейн и Леонтьев разрабатывали теорию параллельно и независимо друг от друга. При этом они опирались на труды Л.С. Выготского и на философскую теорию К. Маркса, поэтому в их работах много общего. Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание.

На основе этого положения в 30-х годах Рубинштейн формирует основной принцип: «единство сознания и деятельности». Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по Рубинштейну). Психика и сознание формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются. Деятельность и сознание — это не две разные стороны обращенных аспектов, они образуют органическое единство (но не тождество).

С.Л. Рубинштейн пишет о том, что субъект не стоит “за” своими деяниями, не в них выражается и проявляется, а в них порождается. Субъект тождественен со своими деяниями, “...существуя не помимо и вне их, а в них,...субъект, определяясь своими деяниями, этим самоопределяется” (Рубинштейн, 1997, с. 154). Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Сознание рассматривается как реальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения. Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается. Леонтьев уточняет положение Рубинштейна: «Сознание не просто проявляется как отдельная реальность, сознание встроено и неразрывно связано с ним».






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: