Обучение родному языку и развитие комммуникативной компетентности

В настоящее время под общим названием «Русский язык» на самом деле скрывается множество учебных предметов (если давать название учебному предмету по тому, что является предметом освоения): «Правописание», «Основы языкознания», «Основы коммуникации и коммуникативный практикум» и даже «Учебная деятельность».

Такое разнообразие содержания при общем названии, видимо, свидетельствует о сложности самого языкового феномена, с одной стороны, и поисках адекватного отражения этого феномена в образовательном процессе, – с другой. Можно сказать, что феномен настолько сложен, что не укладывается в рамки привычного учебного предмета.

В связи с обращением школы к личностно-ориентированным моделям обучения стало актуальным понятие «образовательного пространства». Под образовательным пространством мы понимаем такую область социума, каждая из характеристик которой (информационная насыщенность, структура, система связей и отношений между элементами, типы деятельности) рассматриваются с точки зрения значимости для становления индивида, его культурной идентификации и социализации.

 С нашей точки зрения, система личностно-ориентированного обучения с необходимостью требует пересмотра представлений о школьном учебном предмете. Принципиально невозможно осуществить на практике принципы личностно-ориентированного обучения, ограничиваясь представлениями об учебном предмете как о «проекции» какой-либо науки. Тем более это относится к такому предмету, как «Язык» (родной или иностранный).

Цель введения родного языка в образовательную программу школы формулируется нами как создание условий для становления речевого субъекта, основными характеристиками которого являются:

*  развитая языковая рефлексия,

*  свободное владение родным языком, способность строить грамотные в языковом отношении высказывания разных жанров с учетом особенностей коммуникативной ситуации,

*  понимание относительности и границ языковой нормы,

* способность к активному взаимодействию с другими речевыми субъектами (в том числе и автором художественного или иного письменного текста), к пониманию текстов разного содержания и уровня сложности.

Язык, по нашему мнению, является одной из конституирующих основ школьного образовательного пространства в целом.

Мы предлагаем рассматривать «Русский язык» как образовательную сферу, или предметную область, (незамкнутое, но в своем ядре жестко структурированное пространство), которая может включать в себя разные учебные предметы, а также различные формы деятельности, в которых язык играет ключевую роль. Иначе говоря, мы предлагаем такую модель образовательного пространства, попадая в которое и преобразуя которое ребенок имел бы возможность:

- получить опыт текстовой деятельности, имеющей цели, лежащие вне урока РЯ, в области развития и функционирования социума;

- ощутить себя как Говорящего рядом с другими Говорящими и как Понимающего рядом с другими Понимающими, ощутить себя в языковом континууме;

- почувствовать вкус к слову;

- повысить собственную грамотность;

- научиться способам работы с разного рода текстами.

Далее предлагается модель, частично реализованная в Красноярской гимназии «Универс» (См. рис.).


 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ГРАМОТНОСТИ

т Самостоятельная т Самостоятельная т Самостоятельная т Самостоят. т

е Работа е работа е работа е работа е

с с с с с

т Орфографические т Орфографические т Орфографическ. т Орфограф. т

1 Тренажеры 2 тренажеры 3 тренажеры 4 тренажеры 5

 Консультации Консультации Консультации Консультации

 О С Н О В Н О Й К У Р С -- С Т И Л И С Т И К А

                         
           

 Углубленный курс РЯ

 Спецкурсы


 Связь с

 Р Е Ч Е В Ы Е П Р А К Т И К И другими

предметными

областями


 Т В О Р Ч Е С К И Е Р А Б О Т Ы

Комментарий к рисунку:

1)  Предметная область «Русский язык» в старшей школе имеет нелинейное строение. Это именно «предметная область», или «сфера», а не один или несколько линейных курсов, которая складывается из:

n  основного курса, «Стилистики»;

n индивидуальной программы коррекции грамотности, включающей самостоятельную работу учащихся, систему консультаций и тестирование;

n речевых практик;

n спецкурсов;

n творческих работ, выполненных в любой предметной области.

Предметная область «РЯ» тесно связана с другими предметными областями.

1)   Речевая практика, как следует из названия, предполагает практическую деятельность в любой из речевых сфер, связанную с языком и преобразующую (формирующую) образовательное пространство. Речевой практикой не может считаться спецкурс, факультатив, дополнительное занятие, целью которых является углубление предметных знаний. Речевая практика, как правило, возникает из потребностей школы, поэтому предложенный список носит приблизительный характер и открыт для изменений и дополнений. Важным является то, что РП представляет собой социально значимую деятельность.

Часть речевых практик предполагает свободный режим, вне расписания.

Одной РП могут руководить несколько учителей, в том числе и не ведущих основной курс в старшей школе. Могут создаваться группы, включающие учителя-словесника и преподавателя другого предмета или спецкурса (н-р, для создания газеты, рекламы, учебных фильмов, новостийных программ, сценария праздника и т.п.).

Предлагаем приблизительный список речевых практик (существовавших, существующих и возможных):

n «Журналист». Работа в школьных периодических изданиях.

Возможно и желательно включение в работу преподавателей разных дисциплин. Н-р, возможно открытие на базе спецкурсов по истории, географии, праву, психологии и т.п. рубрик в газете, посвященных истории образования в Красноярском крае, или истории гимназии, или топонимике города, района, или школьному правовому пространству... и т.д. – число вариантов бесконечно. В этом случае РП является продолжением предметного спецкурса.

n «Репортер». Служба новостей.

Краткие еженедельные сводки, выпускаемые в виде отдельных листков – сбор, обработка и выпуск информации о школьных и «околошкольных» событиях.

n «Рекламный агент». Язык рекламы.

Задачами этой речевой практики могут быть: 1) выявление в гимназии «объектов», требующих рекламы, презентации как внутренней, так и внешней (н-р, в подростковой и старшей школе – ситуация выбора предметов; школьная периодика, имеющая весьма ограниченный круг читателей; Музыкальный и Литературный абонементы и т.п.); 2) собственно рекламная деятельность в отношении этих «объектов».

n «Корректор».

Имеется в виду «редакционный отдел», или «корректорская служба», создаваемый с целью обеспечения грамотности печатаемых в гимназии текстов.

n «Текстолог». Комментарий художественного текста.

Результатом данной РП может быть комментарий какого-л. художественного текста (по выбору учащегося или по предложению учителя). Цель: 1) обнаружить лакуны в тексте, т.е. вычленить непонятное и 2) попытаться обнаруженные лакуны заполнить.

Работа должна способствовать более глубокому прочтению художественного произведения, развитию навыков пользования разного рода справочной литературой и умений трансформировать полученную информацию в соответствии с заданной формой, углублению предметных знаний.

Подобная работа может быть ценна и для самого исполнителя, комментирующего (как опыт интерпретации), и для школы в целом, так как полученный материал можно использовать на уроках литературы.

n «Этимолог». Занимательная этимология.

РП посвящена «переводу» (адаптации, переадресации) научного и научно-популярного текста, небольшого по объему и рассказывающего об этимологии конкретного слова. Кому предполагается переадресовывать текст и зачем это нужно?

С одной стороны, существует огромное количество разрозненных статей по этимологии конкретных слов, этимологических рассказов, разбросанных по разным журналам и книгам. С другой стороны, -- солидные этимологические словари (М.Фасмера, П.Черных), насыщенные специальной лексикой, специальными обозначениями, и кроме того, предоставляющие очень свернутые сведения об этимологии слов. И то, и другое не предназначено для детей. Существует и детская «этимологическая» литература (Н.М.Шанский, В.Волина, Л. Успенский и др.). Но ее тираж очень мал, она малодоступна. Вводя подобную речевую практику, мы решаем следующие задачи: 1) старшеклассник на конкретном материале учится строить высказывание в соответствии с адресатом (н-р, школьник 5-6 кл.); осваивает особенности научного стиля речи; углубляет знания по предмету; 2) школьники 5-6 кл. получают возможность узнать об истории возникновения многих слов из коротких занимательных этимологических рассказов; 3) учитель получает дополнительный учебный материал.

n «Лексикограф». «Природный словарь».

Работа начата в 1997 году. В ней принимали участие ученики 9, 10, 11-х классов под руководством преподавателей: Рябининой Л.А., Маркзицер Е.Б., Максименко Л.В. а также автора статьи. В1999 г. работа получила гран-при на краевой научно-практической конференции школьников. Статья о «Природном словаре» опубликована в «Лингвистическом ежегоднике Сибири» (2000 г.). К настоящему моменту завершено несколько разделов словаря: «Снег», «Ветер», «Дождь», «Солнце».

Цель работы – создание словаря, в котором совмещалась бы лингвистическая информация о названиях природных явлений и энциклопедическая информация о самих явлениях. Это идеографический толковый словарь, толкованием в котором служат фрагменты художественных и научно-популярных текстов. Словарь представляет собой оригинальное произведение, не имеющее аналогов в отечественной лексикографии.

Работа по составлению подобного словаря требует от учащихся навыков пользования словарями различных типов, внимания к читаемому тексту, знания основ лексикографии, принципов составления словарей, владения лингвистической терминологией и влияет на речевое развитие учащихся, на формирование их представлений о русском языке, расширение словарного запаса и кругозора в целом.

Материалы «Природного словаря» были использованы при создании рабочей тетради по орфографии для 5-го класса (разработка лаборатории «Содержание и технологии обучения РЯ»).

n «Лингвист». «Языки 106-й».

Исследование школьной языковой среды. Здесь имеется некоторый опыт – написаны следующие творческие работы: С. Вебер «Марвелиус» или Портреты жаргонных слов» (о словотворчестве на потоке МДО); С. Угрюмов «Как мы друг друга называем? (Производные от личных имен старшеклассников)»; Е. Джаун «Образ ученика (по материалам школьных документов)».

Кроме того, в рамках специализации «Языки 106-й» проводились мини-исследования: «Самое распространенное и самое редкое имя в старшей школе», «Классный руководитель, классный наставник, классный советник», «О чем могут рассказать таблички на кабинетах?»

Мы считаем, что в школьном образовательном пространстве должны быть представлены разные речевые сферы. Поэтому «школьные языки» не могут ограничиваться повседневной разговорной речью малых социальных групп или текстами, создаваемыми непосредственно в школе.

Возможен более широкий взгляд на эту речевую практику. Можно говорить о создании детско-взрослой исследовательской лаборатории «Школьноеязыковое пространство» с охватом «внешних» языков (язык художественной литературы, язык СМИ и т.п.)

Обязательным должно быть включение разработок лаборатории (в том числе детских творческих работ) в круговорот используемых текстов (в качестве материала для урока, интересного чтения, статей в журнал, газету и т.п.).

n «Рецензент». Рецензии и аннотации.

Данную РП можно организовать в сотрудничестве с библиотекой. Задача: рецензирование и аннотирование новых поступлений, периодики. Возможно открытие рубрики (рубрик) в одной из школьных газет: «Впечатление от...» (спектакля, фильма, лит. произведения)

n «Сценарист», «Диктор». Учебные фильмы.

Техническая база гимназии позволяет создавать учебные фильмы в разных предметных областях. Например, в 1998/99 уч.г. в качестве творческой работы по РЯ И. Ткаченко и М. Семеновой были сделаны два двухминутных фильма по орфоэпии.

3)   Индивидуальная программа коррекции грамотности представляет собой а) комплект тестов; б) индивидуальную карту, в которой ученик отмечает пробелы в своих знаниях; в) компьютерные орфографические тренажеры; г) «Самоучитель по правописанию и культуре речи» (Авторы Л.А.Рябинина и И.В. Катаева); д) дополнительный список справочной и учебной литературы.

а) Тесты.

Тесты проводятся в начале года и в конце каждой четверти 10 и 11 классов (Т1, Т2, Т3... Т10).

Т1 включает в себя орфографические и пунктуационные задачи по всему курсу 4-9 классов. Цель – определить уровень грамотности и выявить пробелы. По результатам тестирования заполняется индивидуальная карта.

Т2, Т3, Т4 – составляются по отдельным разделам орфографии и пунктуации и служат для промежуточного контроля.

Т5 – итоговый за 10 класс, включающий весь объем материала.

В 11 классе тесты включают весь материал по курсу РЯ и отличаются друг от друга формой (например, орфографическая задача (ОЗ) предъявляется в отдельно взятом слове, пунктуационная (ПЗ) – в отдельно взятом предложении; ОЗ и ПЗ предъявляются в специально отобранном или составленном тексте; возможны другие формы, используемые на вступительных экзаменах в различные вузы).

б) Индивидуальная карта (ИК)представляет собой системно упорядоченный перечень орфограмм и пунктограмм, в котором ученик может отметить области собственного незнания. Обращение к ИК должно быть постоянным в течение 2-х лет обучения в старшей школе, для того чтобы и учитель, и – главное – сам ученик могли видеть происходящие изменения, результаты учения.

в) Компьютерные орфографические тренажеры должны обеспечить самостоятельный режим работы с собственными проблемами в области грамотности. В лаборатории «Содержание и технологии обучения РЯ» проанализировано около десятка существующих компьютерных программ по русскому языку (анализ проведен Л.В.Татариновой). Вывод: для заявленных целей необходимо создание специальной программы, которая отвечала бы следующим требованиям: отсутствие жесткой привязки к конкретной школьной учебной программе, конкретному учебнику; возможность работы в двух режимах – тренажера и контролера; достаточное количество языкового материала, позволяющее формировать индивидуальные задания в соответствии с характером проблем ученика; возможность обратиться к справочному материалу при каком-либо затруднении и др.

г) «Самоучитель по правописанию и культуре речи» (Авторы: Л.А. Рябинина, И.В. Катаева).

«Самоучитель...» издан в 1999 г. в издательстве Красноярского университета и предназначен для подготовки абитуриентов к государственному тестированию по РЯ. Может быть использован в старшей школе для самостоятельной работы старшеклассников.

д) Дополнительный список справочной и учебной литературы представляет собой перечень учебных пособий и справочников, в которых старшеклассник может почерпнуть нужную информацию о русском правописании.

Работа по Индивидуальной программе коррекции грамотности строится следующим образом:

Стартовое тестирование по РЯ проходят все поступившие в старшую школу. По итогам тестирования учащиеся заполняют индивидуальную карту и вместе с учителем составляют программу ликвидации пробелов в собственном знании. Работа по орфографии и пунктуации большей частью выносится за рамки основного курса. Отдельные темы, представляющие наибольшую сложность для учащихся или систематизирующие разрозненные представления, могут быть рассмотрены в основные учебные часы.

В целом же ученик движется самостоятельно, руководствуясь составленной индивидуальной программой, используя орфографические тренажеры, установленные на всех компьютерах в компьютерных классах. Режим работы должен быть свободным, насколько это позволяет расписание кабинетов информатики.

В то же время каждый ученик старшей школы должен быть обеспечен «Самоучителем по орфографии, пунктуации и культуре речи».

Возникшие вопросы ученики разрешают на консультациях, там же осуществляется текущий контроль.

Регулярное тестирование, проводимое в конце каждой четверти, позволяет учителю и ученику видеть динамику.

4) Углубленный курс русского языка и спецкурсы.

Цель – углубление предметных знаний. Курсы рассчитаны на учащихся, которые интересуются лингвистикой и – шире – филологией, ориентированы на получение языковых специальностей.

Например, «Основы языкознания», «Языковая картина мира», «Анализ поэтического текста», «История языка» и т.п.

Можно выделить языковые спецкурсы для «нелингвистов», имеющие прикладной характер. Например, «Деловое общение».

Языковые спецкурсы предлагаются учащимся на выбор в ряду других спецкурсов, т.е. языковой спецкурс не является обязательным для всех учащихся.

5) Творческие работы

n В предметную область «РЯ» включаются все творческие работы, не зависимо от темы, в той части, которая касается грамотности, соответствия стилю, оформления списка литературы.

n Творческие работы, связанные непосредственно с языком, могут быть результатом РП, прослушанного спецкурса, тематика основного курса также позволяет развить какую-либо тему в самостоятельное исследование или подробный реферат. Т.е. руководителем творческой работы может быть руководитель РП, преподаватель, ведущий спецкурс, или основной учитель.

n Жанры «языковых» творческих работ могут быть различны:

лингвистическое исследование;

материалы к словарю;

комментарий;

подборка газетных публикаций с аналитическим обобщением;

подборка рецензий и аннотаций (также с обобщением);

учебный фильм;

сценарий;

материалы к учебной теме;

обзорный реферат;

публицистическо-аналитические заметки о языковых фактах;

и др.

 

6) Понятно, что подобная организация предметной сферы требует разработки системы оценивания. Предлагается ввести балльную оценку по РЯ с переводом в школьную систему отметок. Баллы набираются в течение всего года (семестра). Определенное количество баллов закрепляется за основными составляющими предметной области «РЯ».

Таким образом, предложенная модель, как нам кажется, обладает рядом преимуществ по сравнению с линейно выстроенным предметным курсом, дополненным несколькими факультативами. Главные преимущества состоят в следующем: 1) анализ языковых фактов уравновешивается синтезом, или, иначе, рецептивная речевая деятельность – креативной; 2) в образовательное пространство втягивается разнообразный предметный материал; 3) за счет многообразия видов деятельности и представленности результатов этой деятельности в школе создается особая языковая среда, которая является непременным условием успешного обучения языку; 4) в поле зрения ученика попадает тот реальный язык, на котором он говорит и который его окружает, т.е. его собственный речевой опыт; собственная речь становится предметом рефлексии и областью совершенствования; 5) удается избежать плоско-примитивного представления о языке, характерного для большинства выпускников средней школы, прежних и нынешних, представления о языке как о бесконечном своде правил и исключений.






ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Соколова О.В.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: