Что такое коммуникативная компетентность?

Мы определили коммуникативную компетентность как способность ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать успешность коммуникации, быть готовым к изменению собственного речевого поведения.

Все вышеперечисленное есть не что иное, как необходимые условия успешной коммуникации. Т.е. другими словами, коммуникативная компетентность – это готовность и способность к осуществлению успешной коммуникации (под коммуникацией мы понимаем взаимодействие речевых субъектов, при этом ценным и значимым в этом процессе мы считаем установку на понимание Другого, желание договориться).

Проиллюстрируем это определение примерами. На наш взгляд, в первой группе примеров действующих лиц можно охарактеризовать как коммуникативно-некомпетентных, а во второй группе – как коммуникативно-компетентных.

Примеры:

А. 1. Учитель пишет отчет о своей работе в аттестационную комиссию. В конце отчета приписка: Извините, если что не так.

Комментарий: Автор не видит границ между речевыми сферами – бытовой и деловой. В результате жанр отчета не выдержан. Стратегия выбрана неверно (играть «прилежную ученицу», которая, как всегда, очень старалась, но вдруг случайно по каким-либо причинам не учла каких-то требований). Скорее всего, коммуникативная цель (убедить комиссию в своей квалификации) не будет достигнута.

А. 2. Идет прием детей в первый класс. Опытная учительница беседует с детьми, предлагает одной из девочек выполнить задание: Расположи эти картинки, как кадры в диафильме. (Действие происходит в 2002 г.).

Комментарий: Не учтен возраст собеседника. Вряд ли шестилетний ребенок видел диафильмы, скорее, видеофильмы и компьютерные игры. В результате ребенок не может выполнить задание, т.к. не понимает, что от него требуется. Некомпетентность учителя проявляется еще и в том, что он, увидев, что ребенок не понял задания, не пытается сформулировать его по-другому. Ребенок, в свою очередь, в силу возраста и незнакомой ситуации, тоже не проявляет определенные коммуникативные навыки: не задает уточняющий вопрос. Коммуникация прерывается.

А. 3. Школьникам за неделю до зачетной работы даны вопросы, по которым они должны подготовиться. Непосредственно перед выполнением работы преподаватель спрашивает у школьников, возникли ли какие-либо вопросы в процессе подготовки. Часть школьников говорит да. Обрадованный преподаватель уже готов обсуждать возникшие вопросы, потому что думает: если есть вопросы, значит, была попытка разобраться, значит идет процесс понимания. Но… не тут-то было. Школьники задают те же 6 вопросов, которые были сформулированы самим преподавателем.

Комментарий: Вопросы были сформулированы таким образом, что невозможно было найти в учебнике непосредственный ответ. Необходимо было подключить аналитические умения, обратиться к разным источникам информации, сделать некоторые «выжимки» и самому выстроить ответ. Оказалось, что для части школьников это достаточно сложные операции. По существу, переадресовывая преподавателю его же вопросы, они продемонстрировали некомпетентность в сфере извлечения информации и подготовке устного или письменного текста по заданной теме. Можно сказать, что их опыт в сфере учебной коммуникации до этого момента в основном строился на репродуктивной стратегии, поэтому не найдя готового текста для воспроизведения, школьники оказались в тупике, не смогли выстроить иную стратегию.

Преподаватель, в свою очередь, будучи новым человеком, не учитывает в своем «коммуникативном послании» особенностей партнеров по коммуникации, в частности их преимущественного речевого амплуа («исполнительского»).

А. 4. Идет обсуждение важного для группы специалистов вопроса. Один из участников обсуждения, будучи выше по статусу, использует (неосознанно) стратегию подавления собеседников, которая проявляется в постоянном употреблении слов и выражений вроде Все нормальные люди знают…, Совершено ясно…, Что тут думать…, Только необразованные люди могут считать…и т.п. Подобное поведение блокирует обсуждение. В результате важные аспекты проблемы оказываются незатронутыми. Обсуждение по существу превращается в монолог.

В данном случае о коммуникативной некомпетентности можно говорить потому, что стратегия подавления выбрана одним из участников неосознанно, собственное речевое поведение не рефлексируется и, соответственно, не корректируется; скорее всего, он действует в рамках привычной модели поведения и искренне полагает, что он обсуждает проблему. Как следствие, цель -- обсудить проблему и принять коллективное решение -- не достигнута.

Б. 1. В качестве примера успешного коммуникативного действия можно привести забавную ситуацию, встретившуюся нам в книге М. Гаспарова «Записки и выписки»: С. Кржижановский об одесском лете: на спуске к пляжу тропинка огибала цветочную грядку, все срезали угол и топтали цветы, никакая колючая проволока не помогала. Тогда написали красным по желтому: «Разве это дорога?» -- и помогло.

Комментарий М. Гаспарова: «Вот что значит говорить с человеком на его языке».

Приведенные примеры не дают полного представления об успешной коммуникации, не исчерпывают всех возможных ситуаций и не содержат полного перечня таких ситуаций. Но, тем не менее, каждый из них демонстрирует какое-либо важное (ключевое) коммуникативное умение, от которого может зависеть успех коммуникации. Перечислим эти умения:

- умение определить цель коммуникации;

- умение оценить ситуацию коммуникации (условия, участники, средства коммуникации);

- умение выстроить собственное поведение в коммуникации в соответствии с целью и ситуацией.

Умение определить цель и удерживать ее оказывается одним из самых главных умений, обеспечивающих успешность коммуникации. Очень часто человек просто «попадает» в ситуацию, и дальше его «ведут» привычка быть в определенной роли (слушатель, наставник, оратор и т.п.), привычная стратегия (например, подавления собеседника или, наоборот, «пристраивания» и др.), внешние обстоятельства и т.д. И тогда цель, например, принять какое-либо совместное решение, может оказаться недостижимой.

Оценить ситуацию коммуникации -- значит определить такие ее характеристики, которые могут повлиять на выбор коммуникативной стратегии. Что это за характеристики? Степень официальности, сфера речи (деловая, научная, бытовая, эстетическая и др.), непосредственное/опосредованное общение, если опосредовано, то чем, какое средство коммуникации используется (телефон, компьютер и.т.п.), письменная коммуникация или устная. Кто мой партнер/партнеры по коммуникации? Говорит/ят ли он/они на том же "языке", или его/их "язык" достаточно специфичен в силу возраста, социальной и профессиональной принадлежности? Возможно, язык неродной? Каково речевое амплуа партнера, предпочитает ди он говорить или слушать? Может быть, он любит иронизировать или, наоборот, воспринимает все чересчур серьезно? Каковы его ожидания, цели? И т.п.

Собственная стратегия выстраивается в соответствии с тем, как определена цель и оценена ситуация. Цель и оценка может корректироваться непосредственно в ходе коммуникации. Соответственно, коммуникативно-компетентный человек должен быть готов к изменению своей стратегии, поведения.

Т.о., мы видим, что коммуникативная компетентность -- это достаточно сложное по структуре образование, включающее в себя и способность к рефлексии, и целый ряд умений, и определенные навыки, и представление о коммуникации в целом, и готовность к изменениям, и установку на понимание другого.

Как же возникает, развивается такое сложное образование? В отличие от отдельного умения или навыка, которые можно тренировать каждое само по себе, развитие компетентности требует включения всего комплекса способностей, готовностей, навыков и т.п. сразу. Нельзя обучиться отдельным умениям, получить конкретные навыки, приобрести некоторые знания, потом все сложить и получить компетентность. Компетентность приобретается в процессе какой-либо деятельности, причем, если мы говорим о коммуникативной компетентности, нужно иметь в виду, что специальной коммуникативной деятельности не существует, коммуникация всегда встроена в какую-либо деятельность и обусловлена ею.

Рассмотрим коммуникативный опыт, который приобретают ученики в школе. Является ли этот опыт опытом полноценной коммуникации? Совершенствуются ли в этом опыте основные коммуникативные умения, которые мы перечислили выше? Мы предлагаем проанализировать с этой точки зрения несколько типичных школьных ситуаций.

Вначале несколько общих соображений. Мы определили в качестве одной из основных составляющих коммуникативной компетентности готовность к изменению собственной коммуникативной роли, к изменению своей стратегии и поведения. Такая готовность подразумевает достаточный опыт пребывания в разных коммуникативных ролях. В самом общем, неконкретизированном виде эти роли можно обозначить как роль Слушающего, роль Говорящего, роль Читающего и роль Пишущего (в соответствии с четырьмя видами речевой деятельности). Первый вопрос, на который мы должны ответить: достаточно ли в школьном опыте ребенка представлены эти роли для того, чтобы он был готов менять их в соответствии с ситуацией? Даже не проводя специального исследования, мы можем сказать, что ребенок в школе (в учебной ситуации) в основном слушает и пишет и гораздо в меньшей степени говорит и читает. Это количественная оценка. Каково же качество слушания, говорения, чтения и письма? Опыт какой деятельности получает ребенок?

Скажем сразу, что, на наш взгляд, многие «учебные ситуации» только внешне выглядят как коммуникативные, но на самом деле таковыми не являются и могут быть определены как псевдокоммуникативные, или имитационные, т.к. не происходит «взаимодействия речевых субъектов» (а именно так мы определили коммуникацию). Ребенок зачастую не является субъектом собственного речевого действия, собственной коммуникативной стратегии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: