Й класс: ситуативный диалог

Данные испытания проводятся в форме экзамена естественнонаучной тематики, интегрирующего компоненты содержания курсов естествознание и введения в исследование (начала физики). Жанр экзамена - “ситуативный диалог”. Учащимся предлагаются на выбор слайды, запечатлевшие разнообразные явления природы, жизненные ситуации, живые организмы и пейзажи планеты Земля. Учащийся самостоятельно выбирает тему предстоящего с экзаменаторами диалога, используя знания, полученные при изучении естествознания, личный жизненный опыт и свои умения “быть интересным собеседником (гидом)”. Весь ответ может состоять только из вопросов к экзаменаторам, себе или миру. Оценивание знаний производится преподавателями в определенной степени интуитивно (по-японски) и творчески, при этом ведущими выявляемыми качествами учащегося является его познавательная активность, свободная ориентация в круге имеющихся знаний, личностное отношение к увиденному, способность донести мысль до слушателя.

Ряд слайдов содержит образы и картины, принципиально новые для ребят, “чудесные”, что может позволить определить способность ориентироваться в новой ситуации.

В состав экзаменационной комиссии входят как преподаватели естественнонаучных дисциплин, так и преподаватель русского языка и литературы, что позволяет фиксировать ряд филологических параметров (наличие плана ответа, логика изложения, образность, выразительность, грамотное употребление понятий и т.п.).

За свой ответ учащийся может заслужить получение как одной оценки, так и нескольких, в зависимости от степени выраженности “предметных” знаний, умений и навыков (только по естествознанию, или по естествознанию, введению в исследование и русскому языку). Это может учитываться при выведении итоговой отметки.

Каждый учащийся выбирает один слайд, но отвечает в паре с одноклассником (по выбору), дополняя его ответ. Преподаватели со своей стороны стараются строить общение с учащимися как доверительную беседу.

Список слайдов ежегодно изменяется, при этом принципиально, что половина из них демонстрировалась на занятиях, а половина является новыми для учащихся. Слайды тщательно отбираются на предмет своей содержательности, многоуровневости, эффектности.

Класс делится на две подгруппы. Ответ пары учащихся (по двум слайдам) занимает не более 20 минут. Общая продолжительность экзамена — 5 часов (по 2,5 ч - на группу).

Примеры слайдов:

• Птичье гнездо (птенец дрозда раскрыл клюв);

• Железнодорожная стрелка (полотно скрывается за поворотом)

• Зебры у водопоя, вид саванны

• Облака под крылом самолета

• Вечер на озере (солнце скрывается за горизонтом), и т.д.

8-й класс: ТЕМАТИЧЕСКИЙ ЭКЗАМЕН по естественнонаучным дисциплинам (биология, химия, физика, физическая география)

Данные испытания проводятся в форме экзамена естественнонаучной тематики, интегрирующего компоненты содержания курсов биологии, химии, введения в исследование и физики (7-8 кл.). Учащимся предлагаются билеты, содержащие формулировку общей ТЕМЫ, в рамках которой экзаменующийся выстраивает свой ответ. Темы носят “междисциплинарный” характер, таким образом ответ является интегрированным, и может быть оценен по факту проявления учащимся знаний по нескольким предметам сразу. Учащийся может получить либо одну оценку (если ответ “однопредметен”) или несколько, что может повлиять на определение итоговой отметки по одному или нескольким предметам. В состав экзаменационной комиссии, кроме учителей вышеперечисленных дисциплин, может входить и преподаватель литературы, фиксирующий литературные достоинства ответа.

Ответ учащегося может носить опережающий характер (включать в себя информацию, традиционно изучаемую в 9-11 классах). Для преподавателей важно учитывать, способен ли учащийся четко ориентироваться в круге своих нынешних и будущих знаний.

Классный коллектив делится на две подгруппы. Ориентировочное время ответа учащегося (с вопросами экзаменаторов) — 10 минут. Общая продолжительность экзамена (при наполняемости класса в 30 человек) — 5 часов (2ч 30 мин. - для одной группы).

NB! Выбор билета осуществляется учащимися использованием генератора случайных чисел компьютера - т.о., устраняется извечная дискриминация - последним вошедшим на экзамен достаются ОСТАВШИЕСЯ билеты. В нашей практике каждый может "вытащить" любую тему из ВСЕХ заявленных. Естественно, что иногда компьютер выбирает одну и ту же тему несколько раз, что вносит в экзамен элемент приключения. Еще одно приключение связано с выбором т.н. 21-го билета "Тема по выбору учащегося".

Пример:

Ответ по теме “Цвета и краски” может включать в себя следующие элементы естественнонаучных знаний: цвета радуги, спектр, пигменты, от чего зависит окраска тел и живых организмов, цвета разнообразных объектов, палитра художника, "цветные" химические реакции, значение окраски в жизни живых организмов и т.д.

Примерный перечень тем:

Движение, Химия и жизнь, Вещества, Экологические проблемы, Растворы и т.д. (список тем экзамена объявляется минимум за 3 месяца).



ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Митрофанов К.Г., Шаповал В.В.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: