Данный межпредметный экзамен проводится в форме “научного концерта, или ненаучной конференции” по теме “Мы открываем Землю”. Выступления учащихся интегрируют содержание курсов естествознание, история и литература, взаимосвязанных на уровне учебных программ. Выступления учащихся готовятся заранее (за 2 месяца). Возможна подготовка одного выступления двумя учащимися.
Учащиеся демонстрируют умения выбирать тему, материал, форму выступления (адекватную заявленной теме), консультироваться с преподавателями, представлять тему в окончательном виде (проводить презентацию результатов проекта). Учащиеся имеют возможность использовать разнообразные источники информации, звуковое и музыкальное оформление, иллюстрации в виде стендов, плакатов (в том числе и самостоятельно изготовленных), слайдов, географические и исторические карты.
Члены экзаменационной комиссии оценивают степень “вовлеченности в проблематику”, свободу владения информацией, умения пользоваться источниками, картой, выражать личностное отношение к представляемой теме. Учащийся может получить как одну оценку, так и несколько, в зависимости от степени выраженности “предметных” знаний, умений и навыков. Безусловно, оценивание в значительной степени носит индивидуальный, творческий характер. Возможно оценивать учащихся по какой-либо аналитической методике, но для нас всегда важнее целостное восприятие.
“Научный концерт” проводится в актовом зале школе и включает в себя увертюру в виде фанфар, вступительной речи руководителя образовательной программы, а также два-три отделения с выступлениями учащихся. Очередность выступлений определяется в зависимости от тематики и жанров.
Общая продолжительность экзамена — не более 3,5 часов. (выступление пары учащихся занимает не более 15 минут).
Примеры выступлений учащихся:
• "Наш сосед - Луна” - доклад
• "Облетая Землю" - слайд-шоу
• "Галилео Галилей" - историко-естественнонаучная поэма (в стихах)
• "Хомяк в доме" - живая презентация
• "Мы должны беречь Землю" - песня и танец
• "Илистые прыгуны" - сценка-школьный урок, и т.д.