№№ п/п | Показатели самоконтроля | Дата исследования | |
04.09.2016 (день тренировки) | 07.09.2016 (день отдыха) | ||
1. | Пульс (ЧСС) утром лежа за 15 сек. | 14 | 15 |
2. | Пульс, утром стоя за 15 сек. | 18 | 20 |
3. | Масса тела до тренировки. | 70 | 69,8 |
4. | Масса тела после тренировки. | 69,5 | - |
5. | Жалобы. | - | - |
6. | Самочувствие. | Хорошее | Удовлетворительное |
7. | Сон. | Хороший – 8,5 час. | Хороший – 8 час. |
8. | Аппетит. | Норм. | Норм. |
9. | Болевые ощущения. | Нет | Болят мышцы ног |
10. | Желание тренироваться. | Большое | Нет |
11. | Потоотделение. | Большое | Умеренное |
12. | Кистевая динамометрия: - до тренировки; - после тренировки. | Правая – 43, левая – 41. Правая – 37, левая-36 | Правая – 40, левая-38. |
13. | Настроение. | Хорошее | Удовлетворит. |
14. | Функция кишечника. | Норм. | Норм. |
15. | Работоспособность. | Хорошее | Снижена |
16. | Спортивные результаты. | Рост | - |
17. | Нарушение режима. | - | - |
18. | Содержание тренировки. | Разминка –12 мин. (ходьба, гимн. упражн.). Бег при пульсе 120 уд/мин – 8 мин., при пульсе 150 уд/мин – 5 мин, ходьба – 7 мин. Толкание набивного мяча – 10 мин. | - |
19. | Перенос нагрузки. | Удовлетворительно | - |
|
|
Пояснение характеристик некоторых показателей дневника самоконтроля.
Пульс – частота сердечных сокращений (ЧСС) – важный объективный показатель работы сердечно-сосудистой системы. В покое у тренированного человека пульс ниже, чем у нетренированного. Пульс подсчитывают на лучевой артерии у основания большого пальца, или на сонной артерии в области шеи, или подсчитывают частоту сердцебиения, положив руку на область сердца, за 6 или 10 сек. Но если имеются нарушения ритма – за одну минуту с 10 секундными интервалами (например, 10-12-12-13-11-10). Чем тренированнее человек, тем быстрее приходит его пульс к норме после тренировки.
Масса тела связана с величиной нагрузки - естественная потеря веса во время тренировки за счет пота. Вес может понижаться за счет уменьшения жировой массы. Но иногда вес падает за счет потери белка. Это происходит при тренировке в горах, при недостаточном поступлении белков в пище. Взвешиваться следует в одни и те же часы, желательно до еды.
Самочувствие - отражает состояние и деятельность всего организма. Оценивается как хорошее, удовлетворительное или плохое.
Сон - во время сна восстанавливаются силы и работоспособность. В норме должно быть быстрое засыпание и достаточно крепкий сон. Плохой сон, долгое засыпание, частые просыпания, бессонница свидетельствуют о сильном утомлении или переутомлении.
Аппетит также позволяет судить о состоянии организма. Ухудшение аппетита может наблюдаться при заболеваниях, перегрузках, недосыпании. В дневнике отмечается: аппетит хороший, повышенный, удовлетворительный или отсутствует.
|
|
Желание тренироваться - характерно для здоровых людей. При отклонениях в состоянии здоровья, перетренированности желание тренироваться исчезает или снижается.
Болевые ощущения - могут возникать в отдельных мышцах (наиболее нагружаемых), в том числе при тренировках после длительного перерыва.
Кроме того, боли в мышцах и суставах могут при травмах. Поэтому важна разминка в начале тренировки, в том числе упражнения на растягивание мышц до и после тренировок. Следует обращать внимание на боли в области сердца и их характер; на головные боли и головокружения; на возникновение боли в правом подреберье, особенно при беге. Все эти случаи спортсмен отражает в дневнике самоконтроля и сообщает о них тренеру и врачу.
Потоотделение зависит от индивидуальных особенностей и функционального состояния человека, климатических условий, вида физической нагрузки, количества принятой в течение дня жидкости и др. потоотделение оценивают как обильное, большое, умеренное, пониженное.
Нарушение режима. Сведения, вносимые в эту графу, могут помочь объяснить изменение других показателей самоконтроля. Нарушение режима могут быть самые различные (курение, употребление алкоголя и др.)
Девушки отмечают в дневнике периодичность и характер месячных.
В дневнике самоконтроля следует вносить описание содержания тренировки, время ее проведения, спортивные результаты и т.п.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использование лыжной подготовки на занятиях по физическому воспитанию для студентов всех учебных отделений способствует гармоническому воспитанию основных физических качеств – силы, выносливости, быстроты и координационных способностей. Кроме того, эти занятия способствуют закаливанию организма в условиях изменяющихся погодных условий, следовательно, повышается сопротивляемость организма простудным и инфекционным заболеваниям (грипп, острые респираторные заболевания и т.д.)
Особенно ценной в прикладном отношении является возможность формирования у студентов таких положительных качеств, как успешное ориентирование в быстро изменяющейся обстановке, сохранение интеллектуальной работоспособности и эмоционального равновесия в условиях действия помехоустойчивых факторов на фоне физического утомления. Физическая нагрузка, испытываемая лыжниками, оказывает стимулирующее влияние на развитие вегетативных функций организма.
Под влиянием систематических занятий лыжной подготовкой улучшаются функции сердечно-сосудистой, дыхательной системы и вестибулярного аппарата, совершенствуется точность движений.
Занятия лыжами способствуют также формированию и развитию профессионально важных физических и психических качеств будущих инженеров-нефтяников, что позволяет рекомендовать лыжную подготовку как активное средство физического воспитания студентов.
Таким образом, очевидны широкие воспитательные, прикладные и оздоровительные возможности этого вида спорта, которые позволяют считать его одним из средств общефизической, спортивной и профессионально-прикладной подготовки студентов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Евстратов В.Д., Виролайнен П.М., Чукардин Г.Б. – Коньковый ход – Но не только… – М.: ФиС, 1988.
2 Кондрашов А.В., Манжосов В.Н. Методика совершенствования техники лыжника-гонщика. – М.: РИО ГЦОЛИФК, 1984.
3 Преображенский В.С. Всё о лыжах и лыжне. – М.: Молодая гвардия, 1985.
4 Раменская Т.И. Специальная подготовка лыжника. – М.: 2001.
5 Юрьева М.Н. Подвижные Общая физическая подготовка студентов, специализирующихся по лыжной подготовке на уроках физической культуры в вузе: учебно-методическое пособие / М.Н. Юрьева, Э.Т. Ахмадуллина. – Уфа, 2013.
|
|
6 Юрьева, М.Н. Рекомендации и поурочный план к проведению занятий по физической культуре с использованием метода круговой тренировки в подготовке студентов-лыжников: учебно-методическое пособие / М.Н. Юрьева, Н.А. Красулина, Р.Ф. Тазетдинов. – Уфа: УГНТУ каф. ФВ, 2017. – 1,06 Мб. – Б.ц.