МУП, созданное на праве хозяйственного ведения, не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия ОМС. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Муниципальное казенное предприятие в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. ОМС как представитель собственника имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
Муниципальное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.
Под реформированием унитарных предприятий понимается изменение принципов функционирования, способствующее улучшению управления, повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Основные цели реформирования МУП достигаются путем разработки и производства товаров, пользующихся спросом, новых товаров; продажи излишнего имущества; сокращения численности и т. п.
Одним из направлений реформирования предприятий является их реструктуризация. Реструктуризация предприятия может быть определено как осуществление любых изменений в структурах предприятия.
Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Собственник имущества, закрепленного за учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. При этом собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым используемым не по назначению имуществом. Собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться этим имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия учреждения.
Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Ликвидация мун.учреждений и предприятий.
Ликвидация организации представляет собой регламентированную законом процедуру, в результате которой происходит прекращение деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Ликвидация организации как имущественного комплекса не приводит к прекращению существования имущества, находящегося на определенном праве у организации.
Земельный участок
В соответствии с ЗК РФ земельный участок - это часть поверхности земли, в том числе и почвенный слой, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке. Показатели, характеризующие земельный участок, заносятся в государственный земельный кадастр и находятся в документах регистрации прав на землю.
Объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков.
Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок.
Земельные участки могут обособляться как физически, так и юридически. Физическое обособление земельного участка происходит в процессе проведения землеустроительных мероприятий. Юридически земельные участки обособляются путем создания нормативно-правовых актов и различных правоустанавливающих документов.
Земельный участок является неотъемлемым атрибутом недвижимости. Особо важным является понимание единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
Собственность на земельные участки первоначально формировалась в процессе реорганизации сельского хозяйства, как составная часть земельной реформы.
Выкуп земельных участков под промышленными и иными предприятиями — важнейшая часть земельной реформы.
Приватизация земельных участков позволяет формировать полноценную недвижимость на предприятиях. Порядок приватизации земельных участков должен происходить в соответствии с тем, как была приватизирована недвижимость на данном участке: если в 90-е гг. она приватизировалась из федеральной собственности, то и земельный участок должен выкупаться из федеральной собственности, если из собственности субъектов РФ, то соответственно и земельный участок должен покупаться там же.
Выкуп земельных участков был введен в экономический оборот Земельным кодексом. Выкупная стоимость устанавливается кратной ставке земельного налога в зависимости от численности населения в поселениях в пределах, установленных Правительством РФ. Земельный налог является базой расчета выкупной цены земельного участка.
Земельные рынки - неотъемлемая часть любой рыночной экономики. Земельный рынок в РФ начал формироваться в 90-е годы ХХ-го века, но начал оказывать заметное влияние на формирование земельно-финансовых активов предприятий только после принятия Земельного кодекса 2001 г., когда стала формироваться полноценная недвижимость, при этом основой единого объекта недвижимости является земельный участок, а здания и сооружения выступают в роли всего лишь «улучшений» этого земельного участка.
Основными объектами земельного рынка являются земельные участки и их части, а также права на них, а субъектами — юридические и физические лица, РФ, субъекты РФ и МО. В рыночной экономике невозможно разделить земельные участки и права на них.
Разделение сделок на категории построено по следующему принципу:
1) сделки, приводящие к отчуждению земельного актива, являющегося их предметом;
2) сделки, не приводящие к отчуждению земельного актива, являющегося их предметом;
3) сделки, предметом которых земельный актив непосредственно не является (исключая ипотеку).
Сделки, совершаемые на земельном рынке, условно можно разделить на 2 основных группы: сделки, совершаемые на первичном рынке и сделки, совершаемые на вторичном рынке. Под первичным рынком понимается совокупность сделок, совершаемых с земельными активами, находящимися в государственной (муниципальной) собственности. Под вторичным рынком понимается совокупность сделок, совершаемых с земельными активами, находящимися в собственности юридических (кроме субъектов государственной и муниципальной собственности) и физических лиц.
Понятие «права на землю», раскрывается через «право собственности на землю» и «права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков». «Права на землю», как и другие виды имущественных прав, делятся на две группы: вещные и обязательственные. Первую группу составляют собственно права на объекты земельно-имущественных отношений, а вторую - права, возникающие в результате сделок с этими объектами. Все виды прав на объекты земельно-имущественных отношений и прав, возникающих в результате совершения сделок с этими объектами, относятся к имущественным правам и условно делятся на вещные и обязательственные, то есть, на права непосредственно на эти объекты и на права, связанные с оборотом этих объектов.
Под объектами «прав на землю» понимаются объекты земельных отношений: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков. Под субъектами «прав на землю» понимаются участники земельных отношений: граждане (включая иностранных граждан и лиц без гражданства); юридические лица; РФ; субъекты РФ; МО. Субъект права собственности на землю — это лицо, осуществляющее владение, пользование и распоряжение земельным участком на основании закона. Субъектами права государственной, муниципальной собственности на землю являются РФ, субъекты РФ, МО.
В соответствии с Конституцией РФ земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.