Проблема разрешения противоречия между стабильностью и изменениями. Экономические и социальные механизмы. Представленность материальных отношений социума в экономических формах рынка: деньги, депозиты, фондовые инструменты. Проблема представления будущего в инвестиционном процессе. Доверие и оппортунизм.
Основные типы стратегий по М. Портеру: лидерство по издержкам, дифференциации, сосредоточение (фокусирование). Условия осуществления стратегий по М. Портеру. Основные стратегии диверсифицированных компаний. Конкурентная стратегия в новых отраслях. Конкурентная стратегия на этапе перехода к зрелости. Конкурентная стратегия на этапе спада. Слияния и поглощения. Стратегические союзы. Внутренне развитие. Изъятие капиталовложений.
Особенности современного этапа мировой экономической динамики. Формы и методы обеспечения инновационного развития социума. Барьеры реализации стратегии. Перевод стратегии на тактический уровень при помощи системы сбалансированных показателей. Перспектива обучения и развития. Перспектива бизнес-процессов. Перспектива клиентов. Финансовая перспектива.
|
|
План семинарских (практических) занятий
№ п/п | Наименование разделов дисциплины | Тематика, содержание семинарских (практических) занятий, литература для подготовки к занятиям | Формируемые компетенции | Формы контроля усвоения знаний |
1. | Понятие и уровни стратегии. Стратегический анализ как основа разработки стратегии. | Вопросы для обсуждения 1.Общая структура глобальных циклов. Показатели цикличности. 2.Формы снятия противоречия стабильности и изменений. 3.В чем заключается роль активов при разработке стратегии. Литература: 1-4 | ПК-5 ПК-6 | Дискуссия, тесты |
2. | Анализ внешней среды организации | Вопросы для обсуждения: 1. Укажите основные категории, классы и типы активов. 2.Почему оправдывается внимание к активам? 3.Почему возрастает важность нематериальных активов? 4.В чем заключается связь активов и стратегии Практическое задание: На конкретных примерах (кейсы для студентов) в малых группах рассмотреть различные аспекты понятия «анализ внешней и внутренней среды», выделить ключевые факторы внешней и внутренней среды. Литература: 1-4 | ПК-5 ПК-6 | Дискуссия, тесты |
3. | Анализ ресурсов и потребностей. Анализ структуры и системы управления | Вопросы для обсуждения 1.Тенденции развития конкурентных отношений. 2.Основные типы конкурентной борьбы. 3.Процесс формирования системы конкурентоспособности предприятия. Практические задания На различных примерах (кейсы) провести открытое обсуждение различных аспектов конкуренции. Литература: 1-4 | Отчет, разбор кейсов, тесты | |
4. | Анализ факторов и стратегий конкурентного преимущества | Вопросы для обсуждения 1.Что такое стратегическая альтернатива? 2.В чем заключается важность идентифицирования и разработки стратегических альтернатив? 3.Когда следует заниматься генерированием альтернатив? 4.Как генерируются ценные альтернативы? 5.Назовите основные аналитические подходы к идентифицированию альтернатив и их особенности. 6.Назовите особенности глобальных стратегий Литература: 1-4 | ПК-5 ПК-6 | Реферат, презентации, логические схемы, тесты, разбор кейсов |
Образовательные технологии
|
|
Технологии интерактивного обучения при разных формах занятий
Для успешного освоения дисциплины применяются различные образовательные технологии, которые обеспечивают достижение планируемых результатов обучения согласно основной образовательной программе, с учетом требований к объему занятий в интерактивной форме.
Методы / Формы | Лекции (Л) | Семинарские занятия (С) |
Лекции в форме проведения презентаций в программе Microsoft PowerPoint | * | |
Проблемная лекция (формирование проблемы, поиск ее решения, доказательство правильности решения, указание проблем, которые должны быть решены на последующих занятиях) | * | |
Анализ проблемных ситуаций (выделение проблемы, ее постановка, поиск путей решения, решение через выявление и разрешение противоречий): индивидуальный анализ и работа в команде | * | |
Метод активного диалога (дискуссия) | * | |
Решение ситуационных задач | * | |
Разработка и защита индивидуальных и коллективных тематических исследований в программе Microsoft PowerPoint | * | |
Деловая игра | * |
План самостоятельной работы магистрантов
№ п/п | Содержание самостоятельной работы студентов | Формируемые компетенции | Форма отчетности | Сроки контроля выполнения работы (семестр, неделя семестра) |
1 | Подбор литературы по дисциплине | ПК-5 | Содержание ответов при опросе и защите письменных работ, представление списка использованной литературы | 2 / 1-15 |
2 | Изучение рекомендуемых источников информации | ПК-5 | Содержание ответов при опросе и защите письменных работ, представление списка использованной литературы | 2 / 1-15 |
3 | Подготовка к ответам на семинаре и к дискуссии | ПК-5 | Содержание ответов при опросе и дискуссии | 2 / 2-15 |
4 | Подготовка тематических фиксированных выступлений | ПК-5 | Содержание тематических фиксированных выступлений и ответы на уточняющие вопросы | 2 / 2-15 |
5 | Написание рефератов и эссе | ПК-5 | Содержание и оформление письменных работ | 2 / 2-15 |
6 | Подготовка доклада | ПК-5 | Содержание докладов и ответы на уточняющие вопросы | 2 / 2-15 |
7 | Подготовка к решению задач | ПК-5 ПК-6 | Содержание и оформление решения задачи | 2 / 4, 7, 14 |
8 | Подготовка к решению тестовых заданий | ПК-5 ПК-6 | Индивидуальные ответы тестовых заданий и общее обсуждение при разборе тестовых вопросов | 2 / 6, 15 |
9 | Подготовка тематических презентаций | ПК-5 | Содержание, оформление индивидуальных и групповых тематических презентаций; ответы на уточняющие вопросы при защите презентаций | 2 / 5, 8, 11 |
10 | Подготовка к решению графических заданий | ПК-5 ПК-6 | Содержание и оформление решения графических заданий | 2 / 5, 8, 11 |