I. Вводная диагностика

 

Вы знаете, что вводная диагностика обучающихся проводится по итогам набора учебных групп в начале учебного года. В некоторых учреждениях эту процедуру проводят сами педагоги (Вы на свое усмотрение разрабатываете вводные анкеты или тесты, а после заполнения обучающимися, Вы их об рабатываете); в других она проводится организованно администрацией (Вам выдаются бланки для за полнения и тексты анкет, тестов и т.п. материалы, которые заполняют обучающиеся, а Вы потом воз вращаете эти бланки заведующим на обработку). Для некоторых объединений целесообразно прово дить и общую (от учреждения), и специальную (только внутри Вашей секции/студии) вводную диаг ностику. Вы уже знаете, как будет проходить этот вид диагностики, поэтому с легкостью заполните данную часть таблицы. Быстро «пройдем» все строки таблицы.

 

Цель вводного этапа диагностики всегда одинакова для всех видов объединений: познакомиться с ребенком и определить уровень его подготовки.

 

Сроки проведения вводной диагностики часто определяются администрацией и обычно составляют 10 – 14 дней во второй половине сентября. Если администрация не назначила сроки, смело ставьте дату, удобную для Вас. Чаще всего вводную диагностику проводят на первом занятии или еще раньше

 

– при приеме (записи) ребенка в студию (при необходимости, а также, если позволяют обстоятельства, с ребенком или с родителем можно побеседовать, сразу дать заполнить анкету).

 

Формы диагностики (если Вы самостоятельно проводите вводную диагностику, то выбирайте фор му, подходящую именно для Вашего объединения): анкетирование, тестирование, собеседование, про смотр, прослушивание, дидактическая игра (подходит для дошкольников) и т.д. В любом случае Вы беседуете с будущими обучающимися (в некоторых случаях с его родителями), что является хорошейформой для вводного этапа диагностики. Обычно для знакомства с ребенком и оценки уровня его под готовки хватает именно беседы и/или анкетирования (а для художественных направлений – музыка, танец, театр и т.п – беседы и просмотра/прослушивания).

 

Выбирая форму проведения диагностики помните, что каждая из них требует небольшой подготовки. Для анкетирования необходимо разработать анкету, для тестирования задания и «ключ» для их обработки. К собеседованию подготовьте список интересующих Вас вопросов, а также бланк (или про сто лист бумаги), на котором Вы будете делать свои пометки по ходу (или после) беседы с каждым ребенком. Так как прослушивание и просмотр являются специфической формой определения уровня подготовки, они требуют более детальной проработки, но ее также просто и быстро осуществить. Об этом речь пойдет дальше.

 

Параметры оценки (а так же критерии и система оценки) в основном применимы к таким формам, как тестирование, прослушивание, просмотр, дидактическая игра и т.п. (не заполняйте эти поля табли цы, если Вы выбрали другую, не похожую на перечисленные, форму вводной диагностики). Они будут перекликаться с ожидаемыми результатами, которые Вы прописали в своей Программе. Например, в Вашей программе «Развитие детей раннего возраста» прописаны такие ожидаемые результаты:

 

· будет различать и называть основные цвета и их оттенки (до 10);

 

· будет различать и называть формы: основные (квадрат, круг, треугольник) и дополнительные (овал, прямоугольник, ромб);

 

· будет группировать предметы по признакам;

 

· и т.п.

 

На первом занятии Вы предлагаете малышу поиграть в пирамидки с круглым и с квадратным осно ванием (разобрать и собрать их). Во время игры Вы отмечаете, ориентируется ли ребенок в цвете коле


 


чек, в их размере, форме, в последовательности надевания на основание и т.п. Полученные наблюдения записываете (на бланке или просто на листе бумаги) и сравниваете с нормой для этого возраста; делае те выводы об уровне подготовки ребенка (эту фразу Вы смело можете вписывать в графу «направлениеанализа»).

 

Такой же принцип работает, например, на первом прослушивании ребенка в вокальной студии. В Программе прописаны ожидаемые результаты «будет различать и воспроизводить легкие ритмические последовательности; будет чисто интонировать в пределах развиваемого диапазона; будет исполнять вокальную партию аи с сопровождением и т.д.». Тогда и параметры оценки будут соответству ющими: чувство ритма, чистота интонирования, умение петь аи с сопровождением…

 

Обратите внимание! В большинстве учреждений дополнительного образования детей не существу

 

ет конкурса в кружки, секции, студии. Прослушивание или просмотр необходимы лишь для определе

 

ния начального уровня будущего воспитанника. И конечно, не нужно на первой встрече проверять ре

 

бенка по 20 параметрам! Педагогу обычно хватает трехНапример, в танцевальных студиях

 

педагог обращает внимание на чувство ритма, общую музыкальность и гибкость ребенка. В секциях

 

спортивной направленности важно оценить физическую подготовку, а так же обязательно убедиться в

 

наличии медицинского допуска к занятиям.

 

И в любом случае, в дополнительном образовании важно, чтобы у ребенка был высокий уровень мотивации к занятиям, тогда предварительные оценки по другим параметрам становятся не столь значимыми.

 

Итак, когда Вы определили главные параметры оценки (не больше четырех!), так же запишите их в таблицу.

 

Критерии оценки так же относятся к таким формам, как тестирование, прослушивание, просмотр и т.п. Для вводной диагностики логичнее всего использовать в качестве критерия способность ребенка выполнить задания самого легкого уровня (ответить на легкие вопросы). Определите эту способность как средний уровень подготовки. Тогда, если ребенок не сможет выполнить задания или правильно ответить на вопросы теста, уровень его подготовки низкий. Если ребенок с легкостью выполняет под готовленные задания (отвечает на вопросы), добавьте 2усложненных. Если он снова справился, уро вень его подготовки высокий.

 

Система оценки на каждом этапе диагностики может быть выбрана абсолютно любая, которую педа гог считает наиболее подходящей. Однако, мы советуем педагогам ориентироваться на систему трех уровней, так как именно в такой форме им придется подавать информацию на обработку администра ции. Вы можете проставлять баллы, пользоваться знаковой или буквенной системой, главное – соотне сите свою систему с системой трех уровней (высокий, средний, низкий). Например, Вы решили, что наиболее походящая для вашего объединения система оценки (не только для начальной, но и для про межуточной и итоговой диагностики) – десятибалльная. Тогда укажите, какие баллы будут соответ ствовать высокому уровню, какие среднему, а какие – низкому. Вот один из вариантов такого соотно шения: от 1 до 4 баллов – низкий уровень, от 5 до 7 – средний, 8,9,10 баллов – высокий уровень подго товки на этапе вводной диагностики (или освоения программы – для промежуточной и итоговой диаг ностики).

 

Обратите внимание! Для многих направлений дополнительного образования детей существует традиционная система оценки. Например, в танцевальных видах может быть применена система оценок, утвержденная танцевальной федерацией, а в спортивных направлениях физические навыки могут оце ниваться разрядными показателями. Педагог в праве использовать ту систему, которая в наибольшей степени отражает уровень достижений ребенка. Однако именно для вводной диагностики мы советуем Вам ограничиться трехбалльной или трехуровневой системой.

 

Формы фиксации результатов. Если проводится общая диагностика обучающихся для всего уч реждения, то Вам будут предоставлены бланки (анкета, тест и т.п.) и инструкция к ним. Если Вы проводите диагностику самостоятельно, подготовьте подходящие Вам формы фиксации результа тов. Мы уже упоминали выше, что при беседе можно использовать бланк или просто лист для запи сей (так как он Вам еще пригодится, важно потом его не потерять, а оформить подшить в папку, например), а для прослушивания (просмотра), мы предлагаем Вам использовать «Карту входящей диагностики». Вот ее образец:


 


Карта входящей диагностики

 

Секция/студия/лаборатория Хоровая студия «Соловушка»

 

ФИО педагога Иванова Д.П.

 

Форма диагностики: прослушивание

 

Критерий и система оценки:

 

- способность выполнять легкие задания соответствует среднему уровню подготовки;

 

- при затруднении в выполнении легких заданий уровень определяется как низкий;

 

- быстро и правильно выполненное задание, а также успех при выполнении дополнительных заданий (при ответе на дополнительные вопросы), говорит о высоком уровне подготовки.

 

Дата заполнения 15 сентября 2020г.

 

№ п/п Фамилия, имя  

Параметры оценки

  Уровень
  ребенка         подготовки
             
    Ритм Интонирование   Музыкальная  
          память  
             
1            
             
           
             
15            
             
             

 

Анализ уровня подготовки сформированной группы:

 

(Текст в данной графе может быть примерно такой: входящая диагностика показала, что большинство ребят (12 из 15) имеют средний уровень подготовки; затруднения вызвали задания по теме «/ Укажите на звание темы/» (в области / укажите область знаний или умений/) и т.п.

Считаю целесообразным уделить особое внимание изучению раздела «/ укажите название раздела /», вплоть до увеличения объема часов, рассчитанных на его изучение, за счет времени, определенного для изучения других тем,.. и т. п.)

 

 

Обратите внимание, что в этой таблице есть графа «уровень подготовки». Именно определение уровня подготовки и будет являться направлением анализа для вводной диагностики. Например, если боль шинство ребят показали высокий уровень подготовки, педагог в праве скорректировать учебную про грамму в сторону усложнения; если уровень низкий – стоит пересмотреть способ подачи более сложно го материала или перенести в тематическом плане его изучение на более поздний срок; если в группе оказались ребята очень разного уровня подготовки, следует продумать возможность использования индивидуальных маршрутов для ребят; и т.п. Запишите Ваши выводы на бумаге (например, в таблице), они будут основанием для корректировки (при необходимости) Вашей программы (только на теку щий год и только для данной учебной группы).

 

Посмотрите, Вы уже определились с формой проведения и разработали карту для входящей диагно стики. Поздравляем, Вы готовы провести входящую диагностику в своем объединении!

 

Кроме того, Вы заполнили первый столбец таблицы, и она теперь выглядит примерно так

 

Во время заполнения таблицы Вы познакомились со всеми основными составляющими, которые пригодятся Вам для планирования промежуточной и итоговой диагностики (а так же для написания Программы по диагностике) обучающихся вашего объединения. Пора переходить к этой части работы.


 

 

7


Диагностика обучающихся хоровой студии «Соловушка»

 

2019 / 2020 учебный год

 

Вид диагностики Вводная (нулевая) Промежуточная Итоговая
Цель диагностики Определить уровень подготовки    
       
Сроки проведения 10–20 сентября    
       
Формы диагностики Беседа, прослушивание    
       
Параметры оценки Ритм, интонирование, музыкальная память    
       
Критерии оценки Способность ребенка выполнять задания    
  легкого уровня    
Система оценки Система трех уровней    
       
Формы фиксации Карта входящей диагностики    
результатов      
Направления анализа Общий уровень музыкальных данных    
       

 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: