II. Промежуточная и итоговая диагностика

В большинстве случаев эти два вида диагностики совпадают по всем перечисленным в нашей таблице составляющим. Поэтому мы предлагаем Вам планировать их одновременно. Займемся этим прямо сейчас.

 

Промежуточная диагностика обучающихся проводится по завершению изучения темы или раздела. Цель – подведение промежуточных итогов обучения, оценка динамики продвижения обучающихся.

 

Итоговая диагностика обучающихся направлена на подведение итогов обучения (по годам обуче ния и по окончании программы).

 

Сроки проведения промежуточной диагностики определяются педагогом. Итоговая обычно прово дится в конце учебного года. По результатам этой диагностики в своем объединении педагогам всего учреждения обычно нужно заполнить сводную диагностическую карту или протокол, выданные адми нистрацией, а потом отдать эти документы обратно на обработку. Все материалы по диагностике, вклю чая зачетные листы, портфолио, зачетные книжки, протоколы соревнований и т.п., остаются у педаго гов в их личных архивах.

 

Формы диагностики.

 

Существующие в настоящий момент нормативные документы предоставляют возможность педагогу использовать любые формы диагностики учащихся, какие он сочтет нужным. Однако, непременным ме тодическим условием при их выборе является возможность проверить тот результат, который хочет по лучить педагог. Форма диагностики также должна учитывать возраст ребенка, уровень его подготовки и его индивидуальные особенности. Это могут быть, в зависимости от предмета изучения, собеседование, тестирование, творческие и самостоятельные исследовательские работы, контрольные занятия, практи ческие работы, зачеты, выставки, отчетные концерты, спортивные соревнования, интеллектуальные со стязания, конкурсы, олимпиады, конференции, турниры, спектакли, итоговые занятия, экзамен, концер тное прослушивание, защита творческих работ и проектов, доклад, тематические чтения и т.д.

 

Какую бы форму проведения диагностики Вы ни выбрали, Вам необходимо будет подготовиться. Если Вы собираетесь провести концерт или спектакль, нужно написать сценарий или сценарный план. Для проведения конкурса, соревнования, выставки, турнира, конференции и т.п. мероприятий понадо бится Положение по конкурсу (соревнованию и т.д.) и план проведения. Рекомендуется составить план проведения экзамена, контрольного занятия, зачета и тому подобных форм, а также подготовить мето дические материалы (контрольное задание, вопросы, бланки ответов и т.д.).

 

Для многих направлений в дополнительном образовании существуют традиционные формы диагнос тики. Например, в секциях спортивной направленности диагностику проводят в форме соревнований или выполнения контрольных нормативов; педагоги декоративнотворчества широко ис пользуют формы выставок работ учащихся, конкурсов; в музыкальных и танцевальных коллективах пре обладает форма концерта; педагоги технических объединений принимают в качестве диагностики резуль тативности выполнение зачетной работы; в студиях по развитию способностей — это открытое занятие;

 


 


в объединениях туристсконаправленности такой формой может выступать поход; биолого экологические секции, а так же объединения военнонаправленности часто используют защиту интеллектуальноработы в качестве формы диагностики; и т.п.

 

Если Вы традиционно проводите соревнования или конкурсы в качестве диагностики, то наверняка у Вас уже есть Положение по проведению Вашего мероприятия (конкурса, соревнования, турнира и т.п.). Если же Вы будете проводить такое мероприятие впервые, обратитесь за помощью в разработке Положения к начальнику своего отдела или в методический отдел, Вам обязательно помогут! То же самое касается проведения концертов, театрализованных представлений, а также других массовых ме роприятий и написания сценариев для них. В методическом и организационноотделах Вам помогут не только в разработке сценария, но и в проведении такого мероприятия.

 

Одной из универсальных форм (особенно для проверки теоретических знаний) является тестирование. Отсутствие проверки теоретической подготовки, как ни странно, является одним из пробелов, кото рые могут допустить педагоги при проведении диагностики. Ведь при проведении соревнования, выс тавки, концерта и т.п. мы видим, что дети умеют, но не всегда понимаем до конца, что они знают. Между тем, образование без знания теории — это неполноценное образование, поэтому теоретическая подго товка должна проверяться так же, как и практическая. Здесь можно порекомендовать два пути: либо умения и навыки проверять одной формой, а теорию — другой (возможно, для этого придется прово дить еще одно занятие), либо совместить эти два вида проверки в одной форме. Примеры таких форм:

 

· ИЗО и декоративнотворчество: просмотр выставочных работ (ребенок вместе с педа гогом готовит выставку своих работ, а потом представляет их: рассказывает, в какой технике выполнен тот или иной рисунок, каковы его композиционные особенности, цветовая гамма и т.п. теоретические аспекты)

 

· Музыкальная направленность концертное прослушивание / представление (ребенок не только исполняет какоепроизведение, но и представляет его: рассказывает, из скольких частей оно со стоит, в какой тональности исполняется, кто его автор и т.п. при необходимости ребенок отвечает на вопросы слушателей).

 

· Техническое творчество: публичная выставка( на стенде выставляется работа воспи танника (техническая модель и т.п.) и он проводит по ней своеобразную «экскурсию», рассказывает, из каких частей состоит модель, как они сделаны и т.д.; также обязательно указываются все «достижения модели» победы в конкурсах, соревнованиях именно с этой моделью).

 

· Различные направления: защита работы (ребенок создает работу (проект, доклад, презентацию, диплом и т.п.) и проводит ее публичную защиту)

 

· и т.п.

 

Конечно, мы не призываем проверять теоретические знания учащихся во время проведения сорев нования или концерта. Но советуем провести дополнительное тестирование для определения уровня теоретической подготовки даже у самых одаренных и успешных Ваших учеников. По результатам это го тестирования Вы сможете оценить не только свое объединение, но и эффективность работы по Ва шей образовательной программе.

 

Для проведения тестирования Вам необходимо составить тест и подготовить «ключ» к нему (пра вильные варианты ответа по каждому вопросу). Если Вы проводите промежуточную диагностику, ос новой теста станут материалы раздела, усвоение которого Вы проверяете; если диагностика обучаю щихся итоговая, составьте вопросы, распределив их по блокам в соответствии с разделами Вашей про граммы. Обязательно укажите, сколько (или какой процент) правильных ответов соответствует высо кому, сколько среднему, а сколько низкому уровню усвоения материала.

 

Перед созданием теста мы рекомендуем Вам изучить пособие «Методика составления тестовых за даний»5, которое раскрывает все основные моменты, необходимые Вам для этой работы. Так же Вы можете изучить любое другое пособие по Вашему выбору: в Приложении №3 указан список литерату ры по тестологии. Предложенное Вам пособие составлено на основе указанной литературы.

 

Подбирать форму диагностики желательно так, чтобы ребенок видел свой «рост», ему было очевид но, что он продвинулся в своем развитии. По крайней мере, в нормативных документах прямо предус

 


 


матривается «применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в гра ницах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области зна ний), которые бы помогли ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это разви тие, не ущемляя достоинства личности ребенка». В качестве примера можно привести выставку работ воспитанника, когда присутствуют все его работы, выполненные в течение года: ребенок сразу видит рост своего мастерства. Наконец, если мы свободны в выборе форм диагностики, лучше остановиться на той, которая бы была интересной и увлекательной для детей. Здесь подойдут самые разные формы: игра, конкурс мастерства, викторина и т.п.

 

Подводя итог, надо еще раз напомнить, что правильный выбор форм диагностики учащихся говорит о профессиональном мастерстве педагога дополнительного образования.

 

Сама процедура диагностики может проходить в любой форме (мероприятие, занятие и т.п.), одна ко, как мы уже упоминали, желательно разработать план ее проведения. Если это занятие, то необхо дим как можно более подробный конспект, где будет обозначена последовательность выполнения зада ний, их продолжительность, перерывы и т.д. Практика показывает, что наличие даже схематично напи санного плана позволяет педагогу чувствовать себя увереннее. И наоборот, отсутствие такого плана заставляет педагога нервничать, сбиваться, допускать множество ошибок, что сильно сказывается на результатах диагностики.

 

Параметры оценки – что необходимо проверять и для чего? Ответив на эти вопросы, Вы легко смо жете заполнить соответствующее поле таблицы.

 

Любая диагностика в объединении дополнительного образования должна определить уровень под готовки каждого ребенка и уровень всего детского объединения в целом.

 

Что необходимо выявить, чтобы стал ясен уровень подготовки каждого ребенка? Проверке подлежат теоретические знания и практические умения и навыки, которые Вы определили в соответствующем раз деле Вашей образовательной программы. Для каждого года обучения в программе четко определено, что учащиеся должны знать и что они должны уметь. Вот это и служит предметом проверки. Мы об этом уже упоминали в разделе «Вводная диагностика», но более подробную и развернутую информацию Вы най дете в Приложении №4 «Диагностика результативности обучающихся…». Мы настоятельно рекоменду ем Вам ознакомиться с содержанием Приложения №4, оно пригодится Вам так же для заполнения полейтаблицы «Критерии оценки», «Система оценки» и «Формы фиксации результатов».

 

Кроме того, для педагогического сообщества очевидно (а в нашей стране это еще закреплено законо дательно), что дополнительное образование детей — это «целенаправленный процесс воспитания, раз вития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ». Таким образом, образование сочетает в себе три взаимосвязанных составляющих: обучение, воспитание и развитие. Именно поэтому Вам было необходимо в своей образовательной программе выделить не только учебные, но еще воспитательные и развивающие цели и задачи. А раз есть такие цели и зада чи, их реализацию необходимо проверить.

 

 

Критерии оценки результативности обучения

 

Нормативные документы учреждения по диагностики обучающихся могут определять критерии результативности применительно к теоретической и практической подготовке детей, а также к уровню их воспитанности и развития.

 

Главным критерием уровня теоретической и практической подготовки учащихся является соответ ствие его программным требованиям, критерием уровня воспитанности —культура поведения, твор ческое отношение к выполнению практического задания, культура подачи и оформления своей работы.


На основе опыта работы других учреждений дополнительного образования, а так же изученной ли тературы, мы можем установить конкретные показатели соответствия теоретической и практической подготовки учащихся программным требованиям, соотнося их с трехуровневой системой, принятой в учреждении. Так, высокий уровень может получить воспитанник, успешно освоивший более 70% со держания образовательной программы, подлежащей диагностики; средний уровень — от 50% до 70% содержания образовательной программы, подлежащей диагностики; низкий уровень —менее 50% со держания образовательной программы, подлежащей диагностики.

 

Мы уже упоминали в карте входящей диагностики, что критерий и систему оценки можно опреде лить как способность ребенка ответить на простые вопросы; в случае промежуточной и итоговой диаг ностики — на вопросы по всем темам раздела или по всем темам, изученным за год. Это может быть взято за основу среднего уровня результативности. Если ребенок не знает даже этого, уровень освоения им программы —низкий, а если может ответить не на простые, а сложные вопросы по теории, то, безус ловно, его следует отнести к высокому уровню.

 

О системе оценки мы уже говорили выше. Педагог вправе устанавливать в своем объединении лю бую систему оценки, которая будет отражать результаты обучения по программе.

 

Следует только помнить, что форма оценки должна быть понятна детям и адекватно отражать уро вень их подготовки. Чтобы не формировать у детей негативного отношения к оценке (синдром «двоеч ника»), лучше избегать выставления таких оценок, которые могут вызвать у ребенка такие ассоциации. Действительно, поставив ребенку «два» в рамках пятибалльной системы, мы увидим одну реакцию, а 20 баллов в рамках 100системы — совсем другую. Как показывает опыт, педагоги, несмотря на имеющуюся у них теоретическую возможность, избегают ставить детям оценки ниже 3 баллов или «неудовлетворительно».

 

И еще раз напомним Вам, что свою систему оценки необходимо соотносить с общей системой, при нятой в учреждении.

 

Формы фиксации результатов

 

Любой полученный результат обучения необходимо зафиксировать. Методисты и заведующие от делами часто слышат от педагогов, что «результат я держу в голове», «мне некогда заниматься бумаж ками» и т.п. Действительно, работа по отражению результатов диагностики связана с оформлением документов, но она не сложная!

 

В дополнительном образовании есть примеры, показывающие, что педагог может успешно работать

 

с документами по фиксации результата. Часто в объединениях художественнонаправ

 

ленности педагоги используют такую форму фиксации, как дневник.

 

Такой дневник выдается каждому воспитаннику объединения в начале учебного года. Его можно отдать воспитаннику «на руки», но мы советуем Вам хранить дневник у себя. Форма этого документа может быть весьма разнообразна. Это может быть, например, тетрадь с рукописными графами или ско росшиватель с подшитыми ведомостями на каждый месяц учебного года и т.п. И конечно же, дневник может существовать в электронной форме.

 

Внешне дневник может выглядеть поКтоиз педагогов предпочитает индивидуальное оформление и доверяет эту часть работы самим детям, ктосчитает более приемлемым официальный вид документа. Но в любом случае, дневник будет являться документом, с которым педагогу нужно будет работать в течение учебного года (или другого, определяемого педагогом, периода). Поэтому важна информативность и четкость в заполнении дневника. В идеале для каждой образовательной програм мы должна быть разработана специальная форма такого дневника, соответствующая содержанию про граммы и ожидаемым результатам ее освоения. Чтобы разработать форму, педагогу важно определить для себя несколько моментов:

 

· Какой будет периодичность заполнения дневника (после каждого занятия, по итогам пройденной темы, по итогам месяца и т.п.)

· Какая будет система оценки (балльная, рейтинговая, система символов и т.п.) и как она будет соот носиться с системой оценки в общем по учреждению

· Какие параметры будут оцениваться и по каким критериям

 


 


Вам все это давно знакомо, и если Вы захотите использовать такую форму фиксации результатов, как дневник, у Вас не возникнет сложностей с разработкой нужной таблицы.

 

Мы предлагаем Вам ознакомиться с примерной формой дневника в Приложении №6.

 

Примерно по такой же форме можно заполнять простые ведомости на каждого учащегося индиви дуально или сводную – по всему коллективу. Принципиальным отличием будет лишь то, что ведо мость педагог заполняет «для себя», чаще после занятий и не показывая детям; дневник же нужен в первую очередь для ребенка, чтобы он регулярно видел, к чему приводят результаты его труда.

 

В объединениях спортивнотуристкой и т.п. направленностей в качестве формы фик

 

сации результатов традиционно используется протокол соревнований. Хорошо, если соревнование

 

проводили Вы, тогда будет легко сделать копию и подшить протокол в папку с материалами по диагно

 

стике. А если вы были гостями на соревнованиях, внесите результаты ваших воспитанников в дубликат

 

протокола, находящийся у Вас «на руках».

 

Так же актуально и результативно вести портфолио на каждого воспитанника (что делают практи чески все педагоги спортивнонаправленности), пополняя его копиями дипломов, грамот

 

и т.п. документов. Портфолио очень популярная форма фиксации результатов. В школах начинают вести портфолио с 1 класса, подключая к этому процессу не только детей, но и родителей. В дополни тельном образовании целесообразно вести портфолио в объединениях с детьми среднего и старшего школьного возраста, чтобы учащиеся самостоятельно осуществляли данный процесс под контролем педагога.

 

Внимание! Не забудьте, пожалуйста, в конце отчетного периода обработать информацию из портфолио и представить ее в сводном протоколе (ведомости, диагностической карты и т.п.) в соответствии с требованиями учреждения.

 

В Приложении №7 Вы найдете примерную структуру портфолио.

 

Как правило, учреждение имеет свою форму для отражения результатов диагностики, в роли кото рой чаще всего выступает протокол установленного образца (в ЦДЮТТ «Охта» это диагностическая карта умений и навыков). Однако он нужен только для подачи сведений администрации, а в рамках своего объединения, о чем мы уже неоднократно говорили, педагог может разрабатывать и использо вать свои формы для фиксации результатов воспитанников. Если Вы хотите довести результат до каж дого ребенка, то это могут быть различные дневники и портфолио, что мы также рассматривали ранее, паспорта, индивидуальные планы, индивидуальные карты, зачетные книжки, дневники самоконтроля, протоколы и таблицы классификационных соревнований и т.п., куда будут вписываться результаты аттестаций. Они удобны тем, что каждый ребенок видит свой рост.

 

Но даже в таком случае мы рекомендуем все результаты сводить в общую ведомость, которая в лю бом случае остается у Вас, т.к. ведь все вышеперечисленные аттестационные документы дети могут забрать домой. Если же Вы решите ограничиться одним сводным документом, то перед Вами встанет задача сделать его простым и удобным в использовании, чтобы не мучиться каждый раз, внося необхо димые данные. Существуют различные формы протоколов, с ними Вы можете ознакомиться в При ложении №6.

 

Очень подробные диагностические карты и методики их заполнения рассмотрены в Приложении №4. Некоторые из приведенных в Приложении форм были специально разработаны для спортивнотехнических направлений.

 

Напоследок хочется еще раз подчеркнуть, что фиксация результатов диагностики крайне необходи ма, как бы тяжела она не была для педагогов. В некоторых учреждениях дополнительного образования такие ведомости и протоколы широко используются как доказательство качественной работы педагога при прохождении им процедуры диагностики.

 

Направление анализа

 

Полученные результаты диагностики необходимы для выполнения двух важных действий: во вых, для перевода учащихся на следующий год (этап) обучения или оставление их для повторного про хождения данного учебного материала, и, водля тщательного анализа самим педагогом, по

 


 


результатам которого либо в процесс обучения вносятся коррективы (если результаты диагностики отрицательные), либо принимается решение никаких изменений не вносить (если результаты диагно стики положительные) и продолжать работу в том же успешном ключе.

 

Перевод учащихся на следующий год обучения возможен, если они показали достаточный уровень знаний, умений и навыков, то есть освоили программу в необходимой мере. Тем, кто не смог сделать этого, педагог может порекомендовать пройти повторное обучение. Это – первый итог подведения ре зультатов диагностики.

 

Вне зависимости от того, какие результаты показали воспитанники объединения – высокие или низкие, – педагог должен подвергнуть их анализу. Предлагаем следующие направления анализа и па раметры подведения итогов результатов диагностики:

 

Направления анализа результатов диагностики Параметры подведения итогов  
п/п учащихся    
1. Уровень теоретической подготовки Уровень знаний, умений, навыков учащихся  
  воспитанников в конкретной образовательной    
  области; степень сформированности практических    
  умений и навыков детей в выбранном ими виде    
  творческой деятельности    
2. Полнота выполнения образовательной программы Количество воспитанников, полностью освоивших  
  детского объединения образовательную программу, освоивших программу в  
    необходимой степени  
3. Выявление причин, способствующих или Перечень основных причин невыполнения детьми  
  препятствующих полноценной реализации образовательной программы;  
  образовательной программы

перечень факторов, способствующих успешному

 
     
    освоению образовательной программы  

 

Конечно, Вы можете ввести свои собственные направления анализа, например, качество изучения

 

какойтемы или успешность выступления на концерте, представлении и т.п. Важно, чтобы резуль

 

таты диагностики не оставались бы без внимания, и, в случае необходимости, по ним оперативно бы

 

принимались нужные решения.

 

 











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: