35.1. Управление (У) - это процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов. Внутришколъное У - целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса для достижения оптимального результата. Взаимодействие участников педагогического процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, контроль, регулирование и корректирование.
35.2. Характеризуя внутришколъное У, необходимо указать на его особенность, отмеченную еще К.Д. Ушинским: «Если в мире финансовом или административном можно действовать предписаниями и распоряжениями, не справляясь о том, нравятся ли идеи их тем, кто будет их исполнять, то в мире общественного воспитания нет другого способа проводить идею, кроме откровенно высказываемого и откровенно принимаемого убеждения». К этому следует добавить, что процесс У любыми социально – экономическими системами, в конечном счете, сводится к У поведением людей, их мотивацией и стимулированием их поступков и деятельности.
|
|
35.3. Государственный характер У системой образования закреплен в принципах государственной политики в области образования (гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей, здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности и любви к Родине; единство федерального культурного и образовательного процесса; общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням подготовки и особенностям развития обучающихся; светский характер образования; демократический, государственный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений; свобода и плюрализм в образовании) и проявляется в соблюдении органами управления государственных гарантий граждан РФ, контроле за соблюдением образовательными учреждениями государственных стандартов; в деятельности государственных органов управления.
Общественный характер У проявляется в создании общественных органов представителей учителей, учащихся, родителей, учащихся, родителей (примером подобной деятельности может быть деятельность совета школы), в демократизации управления школой через привлечение субъектов и участников педагогического процесса к реализации управленческих функций, в создании негосударственных учебных заведений
35.4. Принципы управления. К основным принципам У относятся: 1.Демократизация и гуманизация У педагогическими системами. 2. Целостность. 3. Рациональное сочетание централизации и децентрализации. 4.Единство единоначалия и коллегиальности в У. 5. Рациональное сочетание прав и обязанностей. 6.Объективность и полнота информации. 7.Учет особенностей конкретных людей (пол, возраст, бытовые условия, характер, темперамент и т.д.).
|
|
В качестве критериев оптимальности У могут выступать достижение максимально, возможных результатов с минимальными затратами, а также рациональность расхода времени, ресурсов, четкость распределения прав и обязанностей в администрации школы и т.д.