Школа как объект управления

37.1. Школа является образовательным учреждением, реализующим общеобразовательные программы трех ступеней образования (начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования).

37.2. В соответствии с Законом «Об образовании РФ» образовательное учреждение (школа) имеет следующие права:

-разрабатывать (с учетом государственных стандартов) и реализовывать образовательные программы;

-разрабатывать и утверждать учебный план, учебный график и расписание занятий;

- выбирать формы, средства и методы обучения, систему оценок, форму и порядок промежуточной аттестации учащихся;

-оказывать дополнительные (в том числе платные) образовательные услуги;

-привлекать дополнительные источники финансирования и др.

На образовательное учреждение возлагается ответственность за реализацию в полном объеме образовательных программ, качество образования выпускников, жизнь и здоровье обучающихся и работников во время образовательного процесса, недопущение нарушения прав и свобод обучающихся и работников.

Управление школой как образовательным учреждением осуществляется на основе Закона  «Об образовании РФ», Типового положения об общеобразовательном учреждении на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности, сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Кроме того, деятельность образовательного учреждения регламентируется его Уставом, в котором определяются:

- основные задачи, стоящие перед школой;

- особенности организации образовательного процесса (язык обучения, правила перевода в следующий класс, условия индивидуального обучения, продолжительность учебного года, каникул, наполняемость классов и т.д.);

- организация управления учреждением;

- его финансирование и хозяйственная деятельность;

- реорганизация и ликвидация учреждения.

37.3. Важным компонентом Устава школы является раздел, регламентирующий права и обязанности участников образовательного процесса: педагогических работников, учащихся и родителей. Согласно Примерному Уставу образовательного учреждения, обучающиеся в школе, имеют следующие права: на доступность и адаптивность образования, на бесплатность образования, на выбор формы образования, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение человеческого достоинства, на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом, и т.д. Среди обязанностей учащихся называются: выполнение Устава школы, добросовестное отношение к учению, бережное отношение к имуществу школы, уважение чести и достоинства обучающихся и работников школы, выполнение требований работников образовательного учреждения                                                                                      

Педагогические работники имеют право на защиту чести и достоинства; выбор методики обучения, учебников, учебных пособий; повышение квалификации и аттестацию; право на участие в управлении образовательным учреждением; сокращенную рабочую неделю, удлиненный оплачиваемый отпуск, получение пенсии по выслуге лет и т.д.

 На педагогов возлагаются следующие обязанности: соответствие требованиям квалификационных педагогических характеристик; выполнение Устава школы и Правил внутреннего трудового распорядка; выполнение условий трудового договора.

Родители учащихся выступают как их законные представители и в соответствии с этим имеют право на защиту их прав и интересов, выбор формы обучения детей, знакомство с ходом и содержанием учебного процесса, участие в управлении учреждением. Родители учащихся (лица, их заменяющие) несут ответственность за воспитание и обучение своих детей, обеспечивают ликвидацию их академической задолженности, выполнение Устава учреждения.

Данный перечень прав и обязанностей может быть расширен в соответствии с особенностями учебного заведения и пожеланиями участников педагогического процесса, с учетом ограничений, налагаемых действующими законодательными актами в области образования.

 

37.4. Непосредственное управление школой осуществляет директор, который может быть избран трудовым коллективом, назначен или нанят Учредителем. Директор действует от имени образовательного учреждения, распоряжается его имуществом, осуществляет найм на работу, утверждает штаты, издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения всеми работающими в школе, и т.д.  Функциональные обязанности директора могут быть дополнены в зависимости от особенностей образовательного учреждения.

Для повышения эффективности управленческой деятельности директор делегирует ряд своих полномочий заместителям. Обычно в школе предусмотрены три заместителя директора: по учебной работе, по воспитательной работе, по хозяйственной части, но в зависимости от типа школы и специфики организации ее деятельности количество заместителей может меняться. Так, например, если в школе проводится научно-исследовательская работа, то руководство этим направлением может осуществлять заместитель директора школы по научно-исследовательской работе.

Коллегиальными органами управления в школе являются: общее собрание (конференция) членов трудового коллектива, совет школы, педагогический совет. На общем собрании или конференции членов трудового коллектива рассматривается и принимается Устав образовательного учреждения, избирается совет школы, его председатель и определяются их полномочия. На общем собрании проводятся также выборы директора школы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: