Технологический подход к анализу эффективности педагогической деятельности

34.1. Анализ (А) - в буквальном смысле слова - расчленение (мнимое или реальное) объекта на элементы. В нашей трактовке - это синоним исследования вообще, связанный не только с расчленением, но и с синтезом, а в педагогическом процессе анализ, прежде всего, позволяет соотнести конечный результат с целью, выявить причинно-следственные связи, найти неиспользованные резервы. А и самоанализ - одно из важнейших условий повышения эффективности педагогического процесса, роста профессионализма учителя.

34.2. Анализ урока (АУ) опирается на следующие принципы: научность (опора на научно обоснованные требования к уроку), единство требований, целесообразность требований, оптимальность количества требований, объективность, гуманистический подход к АУ, концентрация внимания на позитивном.

АУ может быть линейным (в хронологическом порядке), поэлементным (выделение и оценка элементов), системным. Он может быть полным (включающим в себя все аспекты урока), кратким, аспектным.

Самоанализ может быть предваряющим (возникновение «образа-замысла», «образа-исполнения»), текущим (осуществляющимся в ходе урока), ретроспективным (после окончания урока).

Существует много различных подходов  к   АУ. Так  В.В. Симонов предлагает анализировать содержание и способы деятельности учителя и учащихся как субъектов педагогического процесса, дидактическую цель и ее соотношение с конечным результатом. Возможен АУ по реализации в нем основных дидактических принципов. Самоанализ урока может осуществляться после проведения урока или при подготовке к следующему.

34.3. Эффективность воспитательной работы определяется, прежде всего, воспитанностью учеников и выпускников школы, подготовленностью их к сознательному выбору профессии, способностью адаптироваться к современным условиям жизни. Интегральным показателем воспитанности принято считать общественную направленность детей, которая выражается во взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях личности и проявляется через ведущие устойчивые мотивы деятельности, интерес к определенным видам социальной активности.

Показателем воспитанности школьника может быть наличие социально значимых качеств. По уровню их сформированности  дается общая оценка воспитанности школьников. На данный момент нет единой программы, определяющей требования к воспитанности школьников. Каждое учебное заведение вправе само определить образ выпускника. В качестве ориентира может служить отношение к высшим человеческим ценностям: человеку, труду, обществу, школе, самому себе и др.

Наиболее объективными и реально измеряемыми показателями воспитательной работы могут быть ведущие мотивы поведения детей, их нравственные ценности, ориентации и поступки. Изучение организации воспитательного процесса предполагает сбор информации о содержании и формах деятельности педагогов, учащихся, родителей и условиях ее протекания; результатах воспитательного процесса; эффективности использования воспитательных средств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: