36.1. Применительно к управлению образовательными системами (лат, «исполнение») управления может быть рассмотрена как совокупность управленческого действия и объекта, на который это действие направлено. К основным управленческим действиям обычно относят анализ, целеполагание, планирование, организацию и контроль. В совокупности эти действия образуют полный управленческий цикл (от постановки цели до ее реализации). В качестве объектов, на которые направлены управленческие действия, выступают структурные подразделения школы, ее материально-техническое оснащение, педагогические кадры, содержание образования, педагогические технологии, хозяйственная деятельность школы, наконец, само управление.
36.2. Анализ как управленческое действие заключается в сборе, хранении, обработке и использовании информации для обоснования и реализации других функций управления. С этой точки зрения педагогический анализ может быть рассмотрен как деятельность, направленная на изучение состояния, тенденций развития, на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку на этой основе рекомендаций по упорядочиванию системы.
|
|
Ю.А. Конаржевский выделяет три вида анализа: оперативный, тематический, итоговый.
В ходе оперативного анализа рассматриваются основные показатели учебно-воспитательного процесса, выявляются причины отклонения от заданных параметров и определяются пути устранения выявленных недочетов.
Тематический анализ предполагает углубленное изучение отдельного направления деятельности школы в целом, группы учителей или отдельного учителя. Основная задача, решаемая во время тематического анализа -выявление закономерностей и тенденций учебно-воспитательного процесса, получение представления о системе работы школы и педагогов.
Итоговый анализ проводится по окончании учебной четверти, полугодия, учебного года. Информация для итогового контроля накапливается по мере проведения оперативного и тематического анализа.
36.3. Целеполагание может быть охарактеризовано как деятельность, направленная на постановку и обоснование целей. Общими требованиями к целеполаганию и целям могут быть следующие: конкретность (ощутимость результата), реальность (достижимость результата), контролируемость (возможность оценки уровня достижения результата), преемственность.
Эффективность целеполагания определяется осознанием целей как желаемого состояния учебно-воспитательной работы, выявлением реальных условий их осуществления, оценкой возможностей членов коллектива при реализации целей, вычленением способов достижения поставленных целей.
|
|
экономическими системами, в конечном счете, сводится к У поведением людей, их мотивацией и стимулированием их поступков и деятельности.
36.4. Планирование это, прежде всего, процесс выработки и принятия решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие системы.
Планирование в узком смысле слова сводится к составлению специальных документов - планов, определяющих конкретные шаги по достижению стоящих перед системой целей в рамках предстоящего (планируемого) периода. С помощью планирования достигается эффективная ритмичная работа школы, устраняется отрицательный эффект неопределенности будущего, обеспечивается полное использование имеющегося потенциала.
План всегда и всюду предшествует практической деятельности, поскольку в нем заложено как бы предвидение результатов деятельности, способов и средств ее осуществления.
В школьной практике существует три вида планов работы: перспективный, годовой и текущий.
Перспективный план работы школы разрабатывается, на три-пять лет на основе анализа работы школы за последние годы.
Годовой план работы школы предусматривает планирование деятельности педагогического коллектива в течение всего учебного года, включая каникулы. Составление годового плана работы начинается еще в текущем году (осуществляются сбор и анализ информации о работе школы, подготавливается проект плана) и завершается в новом учебном году обсуждением и утверждением плана работы на первых заседаниях совета школы или педагогического совета.
Текущий план работы школы составляется на учебную четверть и является конкретизацией общешкольного годового плана.
36.5. Под организацией как управленческим действием подразумевается деятельность субъектов педагогического процесса, направленная на реализацию плана работы, достижение поставленных целей и задач. Организаторская деятельность занимает значительное место в деятельности руководителя и считается наиболее трудоемкой. Организуя деятельность, директор должен решить большое количество проблем, связанных с подбором и расстановкой кадров, созданием условий для оптимальной деятельности исполнителей, их мотивированием и инструктажем. Важнейшей задачей руководителя является формирование целостного сплоченного коллектива единомышленников, создание благоприятного психологического климата в школе.
К организационным формам управленческой деятельности относят, прежде всего, совет школы и педагогический совет.
Совет школы осуществляет общее руководство общеобразовательным учреждением. В состав совета школы входят учителя, родители, представители общественности, учащиеся. Создание совета учреждения позволяет реализовать декларированное в законодательных актах право участников педагогического процесса на участие в управлении школой. В структуре совета школы могут действовать временные или постоянные комиссии, советы по различным направлениям деятельности школы. Совет школы может заслушивать отчеты и сообщения директора, других работников школы, его решения обязательны для исполнения администрацией, членами трудового коллектива и учащихся.
Педагогический совет - высший орган самоуправления педагогического коллектива. Состав и содержание деятельности педагогического совета определены в Уставе школы. На педагогическом совете решаются различные вопросы школьной жизни:
-утверждение учебных планов, программ;
- рассмотрение вопросов о внедрении инноваций в учебно-воспитательный процесс;
- утверждение плана работы школы;
-обсуждение эффективности деятельности учебного заведения, качества знаний учащихся;
- вопросы повышения квалификации и аттестации педагогических работников;
|
|
-организации научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы. Решения педагогического совета обязательны для исполнения всеми работниками образовательного учреждения.
Кроме названных форм, в практике образовательных учреждений используются такие формы, как совещание при директоре школы, совещание при заместителях директора, оперативные информационные совещания.
36.6. Контроль - выявление степени соответствия текущих показателей плановым (установленным). В социальном управлении контроль является средством, позволяющим не только выявлять, но и предупреждать ошибки. Контроль является заключительным этапом процесса управления. В ходе контроля собирается информация о работе школы в целом, ее структурных подразделений, отдельных учителей, которая становится предметом аналитической деятельности. В результате контроля определяются конкретные шаги по устранению выявленных недостатков. Характерной особенностью внутришкольного контроля является не только обнаружение ошибок, допускаемых в ходе педагогической деятельности, но и оказание методической помощи, выявление и распространение передового опыта.
Т.Н. Шамова выделяет два вида контроля: тематический и фронтальный. Предметом тематического контроля выступают различные актуальные направления деятельности педагогов, например, активизация познавательной деятельности учащихся, индивидуализация и дифференциация обучения и др. При фронтальном контроле осуществляется изучение всех аспектов работы школы или отдельного учителя.
К основным формам внутришкольного контроля обычно относят персональный контроль и различные варианты обобщающего контроля (классно-обобшающий, предметный, тематический, комплексный).
Наиболее распространенными методами контроля являются: наблюдение, изучение школьной документации, беседа, анкетирование, хронометрирование.