Из конституции «О составлении Дигест»

(от 15 декабря 530 г.)

Император Цезарь Флавий Юстиниан… привет Трибониану, своему квестору.

Тогда как среди всех дел нельзя найти ничего столь важного, как власть законов, которая распределяет в порядке божественные и человеческие дела и изгоняет всяческую несправедливость, мы, однако, обнаружили, что все отрасли законов, созданные от основания города Рима и идущие от Ромуловых времен, находятся в таком смешении, что они распространяются беспредельно и не могут быть объяты никакими способностями человеческой природы. Нашей первой заботой было начать с живших прежде священных принцепсов, исправить их конституции и сделать их ясными; мы их собрали в один кодекс и освободили от излишних повторений и несправедливых противоречий…

…Поэтому мы приказываем… собрать и отделить относящиеся к римскому праву книги древних мудрецов, которым священные принцепсы предоставляли власть составления и толкования законов, дабы в собранном из всех них материале не было оставлено никаких по возможности повторений и противоречий, но чтобы из всех книг была составлена одна, достаточная вместо всех…

Так как этот материал будет собран по божественной милости, то нужно составить его в виде прекраснейшего труда и как бы освятить особый и святейший храм правосудия; расположить все право в 50 книгах и определенных титулах по образцу как нашего кодекса[32]… так и Постоянного эдикта сообразно с тем, чтобы ничто не было оставлено за пределами этого… Всем авторитетам в области права должно быть предоставлено одинаковое достоинство, и никому из них не должно быть дано каких-либо преимуществ…

И не судите о том, что является лучшим и более справедливым, по большинству авторитетов; ибо мнение одного может превосходить в каком-либо вопросе многих и более высоких…

Мы хотим, чтобы вы стремились к устранению излишних длиннот…

Мы утверждаем за вашим собранием, которое будет составлено вами с соизволения бога, название «Дигест или Пандект», в дальнейшем никто из юристов не должен осмеливаться прилагать к нему комментариев…

(Дигесты Юстиниана. М., 1984.)

Задание 5. Прочтите фрагмент источника и ответьте на вопросы:

1. Какую цель поставил Юстиниан перед создателями Дигест?

2. Дайте толкование понятию «отрасли законов», употребленному Юстинианом в его конституции.

3. В каком значении употреблен термин «конституция»?

4. Поясните значение терминов: «принцепсы», «квесторы», «правосудие», «Постоянный эдикт»

5. Предполагалось ли создание специальной кодификационной комиссии для работы над Дигестами?

6. Выявите структурные отличия Институций, Кодекса и Дигест.

7. Почему в отношении Дигест действовал запрет на составление комментариев?

Из конституции «Об утверждении Дигест»

(от 16 декабря 533 г.)

Император Цезарь Флавий Юстиниан… великому сенату и всем общинам нашей страны…

По нашему поручению в 50 книгах собрано все, что являлось полезнейшим, и все неясности разрешены, и не оставлено ничего, что могло бы дать основания для сомнений…

Мы имеем такое уважение к древности, что мы не допустили, чтобы были преданы забвению имена мудрецов. Но каждый из них, кто является автором закона, надписан в наших Дигестах… Никто не должен осмеливаться сравнивать то, что было в древности, с тем, что ввела наша власть, ибо многое изменено для пользы дела. Если даже конституция принцепса была приведена в старых книгах, то мы не щадили ее, но считали, что она должна быть исправлена и приведена в лучший вид…

Все, что здесь установлено, мы признаем в качестве единственного и единого, что должно быть соблюдаемо. И ни в суде, ни в ином споре, где законы необходимы, никто не должен ссылаться или указывать на другие книги, кроме как на составленные и обнародованные нами Институции, Дигесты и Конституции. Нарушитель будет подлежать строжайшей ответственности за подлог вместе с судьей, который допустил заслушание старых законов.

(Дигесты Юстиниана. М., 1984.)

Задание 6. Прочтите фрагмент источника и ответьте на вопросы:

1. С какой целью император Цезарь Флавий Юстиниан инициировал конституцию «Об утверждении Дигест»?

2. Каков объем Дигест? Сравните объем Дигест и Институций Гая.

3. Почему «заслушание старых законов» конституция именует «подлогом»?

4. Каким образом имена и мнения юристов Древнего Рима были донесены студентам европейских университетов средневековья и современным исследователям римского права?

 

Дигесты или Пандекты

Книга первая

Титул I. О правосудии и праве

1. (Ульпиан). Изучающему право надо прежде всего узнать, откуда произошло слово «право». Право получило свое название от «правосудия», ибо согласно превосходному определению Цельза, право есть наука о добром и справедливом.

§1. По заслугам нас назвали жрецами, ибо мы заботимся о правосудии, возвещаем понятия доброго и справедливого, отделяя справедливое от несправедливого, отличая дозволенное от недозволенного. Желая, чтобы добрые совершенствовались не только путем страха наказания, но и путем поощрения наградами, стремясь к истинной, если я не заблуждаюсь, философии, а не мнимой.

§2. Изучение права распадается на две части: публичное и частное (право). Публичное право, которое относится к положению римского государства, частное, которое относится к пользе отдельных лиц… Публичное право включает в себя святыни, служение жрецов, положение магистратов. Частное право делится на три части, ибо оно составляется или из естественных предписаний, или из предписаний народов, или из предписаний цивильных.

2. (Помпоний). Подобно почитанию богов, мы должны повиноваться родителям и родине.

7. (Папиниан). Цивильное право – это то, которое происходит из законов, плебисцитов, сенатусконсультов, декретов принцепсов, мнений мудрецов.

8. (Марциан). Ибо и само преторское право является живым голосом цивильного права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: