КОНФЛИКТОЛОГИЯ
Методические рекомендации к семинарским занятиям для студентов всех специальностей, обучающихся по белорусским и российским образовательным программам дневной формы обучения
Могилев 2016
УДК 159.9: 316.6
ББК 88.5
К 85
Рекомендовано к изданию
учебно-методическим отделом
Белорусско-Российского университета
Одобрено кафедрой «Гуманитарные дисциплины» «15» июня 2016 г., протокол № 11
Составитель канд. пед. наук, доц. О. П. Мариненко
Рецензент канд. пед. наук, доц. С. О. Каминская
В методических рекомендациях рассматривается специфика конфликтологии как науки и отдельных аспектов конфликта: структуры, сущности, динамики, взаимодействия, регуляции.
Учебно-методическое издание
КОНФЛИКТОЛОГИЯ
Ответственный за выпуск Н. Н. Алексейчикова
Технический редактор И. В. Голубцова
Компьютерная вёрстка Н. П. Полевничая
Подписано в печать . Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс. Печать трафаретная. Усл. печ. л. . Уч.-изд. л. . Тираж 56 экз. Заказ №
|
|
Издатель и полиграфическое исполнение:
Государственное учреждение высшего профессионального образования
«Белорусско-Российский университет»
Свидетельство о государственной регистрации издателя,
изготовителя, распространителя печатных изданий
№1/ 156 от 24.01.2014.
Пр. Мира, 43, 212000, Могилев.
© ГУ ВПО «Белорусско-Российский
университет», 2016
Конфликтология как наука
Общее представление о конфликтологии
Конфликтология – область научного знания о природе, причинах, видах и динамике конфликтов, методах их предупреждения и способах разрешения. Конфликтология представляет собой отрасль социальной психологии, нацеленной на доскональное исследование психологических особенностей различных конфликтов и выявление наиболее эффективных путей их разрешения.
Объектом конфликтологии является социальное взаимодействие и все множество реальных конфликтов. Предметом – конфликтное взаимодействию участников, а также причины и способы разрешения различных конфликтов.
Впервые предметом научного познания стали конфликты между властью и обществом и отдельными социальными группами. Позже в круг интересов науки попадают социально-классовые конфликты, политические, этнонациональные, а затем межгрупповые и межличностные. Наконец, возникает потребность в систематическом анализе всех существенно значимых для общества конфликтных отношений и их взаимосвязи с отношениями гармонии и согласия. Соответственно, как научная данная дисциплина сложилась в середине ХХ в. в недрах западной социологии и политологии.
|
|
Выделяют три уровня анализа конфликтов.
1 Философский уровень. Предполагает изучение конфликта как определенного этапа развития социального противоречия. Этот уровень представляет собой общую методологическую основу, определяющую направленность исследований социального конфликта на всех других уровнях.
2 Социологический уровень. Предполагает изучение причин и динамики конфликтов общностей – слоев, групп, влияние менее масштабных конфликтов (межличностных и внутриличностных) на группу.
3 Индивидуально-психологический (личностный). Ппредусматривает изучение психофизиологических особенностей и характеристик отдельной личности, их влияние на возникновение конфликта и динамику поведения личности в конфликте.
Основными задачами конфликтологии как науки являются:
– теоретические задачи: изучение и интеграция информации, относящейся к разным областям наук, занимающихся проблемой конфликтов; анализ причин, источников и условий возникновения конфликтов, их влияния на уровень организации взаимообусловленных отношений; разработка систем контроля и диагностики развития конфликтов и вариантов их разрешения;
– практические задачи: принятие мер для профилактики конфликтов; оптимальное взаимодействие в конфликте; помощь в разрешении конфликтов и пр.
Конфликтология в системе наук
Связь конфликтологии с другими науками может быть рассмотрена в двух аспектах.
1 Конфликтология опирается на принципы познания, выработанные в рамках философии и других наук. Они позволяют глубже понять предмет конфликтологических исследований. К таким принципам относятся: принцип всеобщей связи, принцип детерминизма, принцип развития, принцип личностного подхода.
2 Конфликтология творчески использует методы исследования других наук: наблюдение, эксперимент, опросные методы, диагностику.
Наиболее тесно конфликтология связана с гуманитарными дисциплинами. Философия дает общие принципы понимания конфликта как разновидности противоречия, столкновения и борьбы противоположностей, общую методологию. Социология рассматривает конфликт как способ социального взаимодействия.
Психология помогает изучать конфликты с точки зрения противоречивости функционирования психики человека. Этика определяет правила нравственного поведения в обществе.
Многие науки рассматривают конфликты в конкретных сферах и условиях. Исторические науки рассматривают международные конфликты, роль международных организаций в их предупреждении и разрешении. Политология анализирует понятие власти, зависимости, конфликты между политическими объединениями. Педагогика рассматривает конфликт в сфере обучения и воспитания, экономические науки – в сфере производства и потребления, политология отдает предпочтение рассмотрению конфликтов в политической сфере, а военные науки – в военном деле. Точные науки дают возможности для анализа конфликтов. Статистика и математика предоставляют методы моделирования и прогнозирования конфликта.
Вопросы для самостоятельной подготовки
1 Вклад в конфликтологию Р. Даредорфа, К. Маркса, М. Вебера, Г. Зиммеля, Э. Мэйо.
2 Психологические теории конфликтов (З. Фрейд, Э. Берн).
3 Развитие отечественной конфликтологии.
Сущность конфликта
Признаки конфликта
Конфликт от лат. «конфликтус» – столкновение. В русском языке понятие употребляется с XIX века. Синонимы: серьезное разногласие, спор, открытая вражда. Конфликт – взаимодействие, которое протекает в форме противостояния, столкновения, противоборства интересов, взглядов, позиций по меньшей мере двух сторон.
|
|
Выделяют следующие признаки конфликта.
1 Объект конфликта – ограниченный объем важных или дефицитных для субъектов конфликта ресурсов. В качестве объекта выступают различные ресурсы: материальные, информационные, власть, статус и пр. Объект определяет наличие противоречия у участников конфликта.
2 Противоречие – наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояния противоборства между ними. При этом важно не столько само противоречие, сколько его значимость для субъекта конфликта, насколько существенное влияние оказывает данная ситуация на чувства и поведение участников.
3 Конфликтная ситуация, т. е. сложившиеся обстоятельства, при которых создаются условия для обнаружения различий во взглядах, интересах и намерениях субъектов. Данная ситуация может сложиться объективно, а может быть вызвана действием одной из сторон. Каждая конфликтная ситуация имеет объективное содержание, которое определяется происходящими событиями, и субъективное содержание, которое зависит от того, какую интерпретацию событию дает каждая сторона. Конфликтная ситуация возникает, когда позиции взаимодействующих людей вступают в отношения открытого противоречия. Такая ситуация должна восприниматься участниками как конфликтная. Конфликтная ситуация может и не перерасти в конфликт. Например, если учителя будут выражать свое недовольство по поводу излишнего бумаготворчества лишь друг другу либо членам своих семей, но не школьной администрации. Не произойдет прямого столкновения их интересов - не будет и конфликта.
4 Инцидент, т. е. момент, стечение обстоятельств, внешнее выражение недовольства и накопившихся претензий с желанием изменить ситуацию в свою пользу. Инцидент находит выражение в виде высказанных требований, раздражения, угроз и т. д. Он считается началом конфликта.
5 Негативные эмоции. Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают негативных эмоций, такая ситуация называется предконфликтной.
|
|
2.2 Причины конфликта
Существует ряд классификаций причин конфликта. Одним из наиболее удобных является подход, предложенный В. Линкольном. Он выделяет причинные факторы конфликтов, которые подразделяются на пять основных типов: информационные, поведенческие, отношений, ценностные и структурные.
1 Ресурсные факторы – ограниченность ресурсов, подлежащих распределению. Примеры: конфликт между людьми из-за низкой зарплаты (причина: дефицит финансовых средств); конфликт между соседями в коммунальной квартире (причина: вынужденное совместное пользование общественными местами).
2 Информационные факторы связаны с неприемлемостью информации для одной из сторон. В качестве информационных факторов могут выступать: неполные и неточные факты;
слухи, невольная дезинформация; преждевременная информация и информация, переданная с опозданием; нежелательное обнародование информации, которая может оскорбить ценности одной из сторон, и т. п.
3 Поведенческие факторы — неуместность, грубость, эгоистичность, непредсказуемость и другие характеристики поведения, отторгаемые одной из сторон. В межличностных отношениях наиболее типичными поведенческими факторами, вызывающими конфликтные ситуации, являются: стремление к превосходству; проявление агрессивности, критичности; излишний эгоизм и пр.
4 Факторы отношений — неудовлетворенность от взаимодействия между сторонами. Часто такая неудовлетворенность порождается не только уже сложившимся взаимодействием, но и неприемлемостью для одной из сторон предложений относительно его дальнейшего развития.
Важнейшими факторами отношений являются: вклад сторон в отношения, баланс сил в отношениях; важность отношений для каждой из сторон; совместимость сторон в плане ценностей, поведения, личных или профессиональных целей и личного общения; различия в образовательном уровне; история отношений, их длительность, негативный осадок от прошлых конфликтов, уровень доверия и авторитетности и пр.
5 Ценностные факторы — принципы, которые провозглашаются одной стороной и отвергаются другой. Ценности могут различаться по силе действия и по важности. Они обычно включают:
– личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения, приоритеты);
– групповые (в том числе профессиональные) традиции, ценности, нужды и нормы, которые, в свою очередь, делятся на ценности малой. средней и большой групп.
6 Структурные факторы – относительно стабильные обстоятельства, существующие объективно, независимо от нашего желания, которые трудно или даже невозможно изменить. К этой группе относятся взаимозависимость заданий, неправильное распределение ответственности, непроработанность структур управления.
Вопросы для самостоятельной подготовки
1 Объективные и субъективные причины конфликтов.
2 Понятие социального конфликта.
3 Продуктивный конфликт.
Структура конфликта