Характеристика проявлений критериев сформированности у подростов готовности к профессиональному самоопределению

МЕТОДИКА НА ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Данная методика позволяет изучить следующие особенности деятельности:

1. Предпочтения, т.е. то, какие компоненты деятельности ребенок выбирает до ее осуществления, что из структуры деятельности им выделяется при мысленном представлении.

2. Общую структуру деятельности, т. е. то, какие компоненты деятельности реально регулируют ее осуществление.

3. Выполнение ребенком требований взрослого.

4. Наличие и выполнение ребенком своего намерения.

5. Учет пожеланий другого.

6. Особенности рефлексии (осознания) деятельности в процессе ее осуществления.

7. Особенности осознания деятельности после ее осуществления. Предлагаемая методика может с успехом применяться на уроках труда в начальной школе, при этом необязательно строгое следование заданию методики “делать вертушки”, возможно выполнение любого другого задания в соответствии с методикой.

Первый этап. Ребенку рассказывают о том, что для детей из детского сада надо сделать вертушки к празднику (при этом показывают образец вертушки).

Далее говорим, что девочки из детского сада хотят, чтобы у них вертушки были сделаны из разноцветных полосок, а мальчики — чтобы вертушки были сделаны из полосок одного цвета.

Инструктируем детей, как делать вертушки, проговаривает отдельные этапы до тех пор, пока ученики не воспроизводят все правильно. При этом фиксируется отношение учеников к заданию, их отношение к ситуации (например, хочет ли ребенок действительно помочь малышам или принимает задание формально) и особенности восприятия инструкции, т. е. внимание при ее прослушивании, желание ее усвоить.

Инструкция: режем полоски (при этом подчеркивается, что полоски должны быть ровными, поэтому резать их надо аккуратно), вырезанные полоски тщательно раскрашиваем, чтобы красивые вертушки получились, затем складываем 2—4 полоски, острым концом ножниц протыкаем дырочку и вставляем палочку).

Перед изготовлением вертушки ученикам также говорится, что они могут делать их по-разному: например нарезать побольше полосок, а потом их раскрашивать или другие ребята их раскрасят и т. д.

Если ребенок предпочитает нарезать побольше полосок, то это свидетельствует, что ведущим, выделяемым компонентом в предстоящей деятельности является объект, его получение; при выборе разрезания и раскрашивания — операция; стремление сделать всю вертушку свидетельствует о направленности деятельности на конечный продукт.

Второй этап. Когда ученики приступают к действию, у них спрашивают, для кого они хотят делать. Этот вопрос время от времени повторяется, при этом фиксируются следующие особенности действия:

а) соответствует ли избранный способ тому, что собирается делать ребенок, или же компоненты, выделяемые до выполнения деятельности и в процессе ее осуществления, не совпадают, на­пример, ребенок говорил, что будет делать сразу вертушки, а сам нарезает много полосок либо вырезает и раскрашивает полоски, но вертушек не собирает;

б) отношение ребенка к разным этапам деятельности, качество выполняемых операций.

Все эти данные позволяют выявить, какой компонент деятельности играет (наряду с др. условиями) регулирующую роль.

Кроме того, фиксируется, насколько действия ребенка соответствуют пожеланиям малышей. В случае расхождения выясняются причины: забывание пожеланий малышей (как в этом случае влияет напоминание об этих пожеланиях).

Степень осознания ребенком своей деятельности определяется по следующим особенностям:

а) соотносит результат с пожеланиями малышей и собственными намерениями; забывает о пожеланиях или же о них помнит, но не соотносит с тем, что получилось;

б) меняет собственные намерения, приспосабливая их к тому, что получилось;

в) замечает или нет расхождение намерений с тем, что получилось.

Очень важно обратить внимание, насколько в процессе выполнения задания меняются, варьируются способы изготовления вертушек или же действия ребенка однообразны и даже стереотипны. В отношении каких аспектов деятельности происходит усовершенствование, накопление опыта (соотнесение с пожеланиями и намерениями, тщательность, старательность). Если таковые наблюдаются во всех компонентах, можно предположить наличие уни­версальности в структуре деятельности.

Третий этап. Через 20—25 минут работы с детьми проводится беседа. Их спрашивают: а) что им больше всего понравилось делать;

б) что они вообще больше любят делать;

в) что они хотели бы делать в следующий раз;

г) почему они это делали и почему они хотят (если выражают такое желание) делать еще.

Сопоставление ответов детей до выполнения деятельности (выбор предпочитаемого компонента деятельности), особенностей рефлексии (осознания) деятельности при ее осуществлении, ответов на вопросы в беседе по окончании деятельности дает довольно полное представление об особенностях осознания деятельностной сферы,

Ответы на вопросы, для чего, почему это делали, наряду с поведением детей, а также с тем, насколько они учитывают пожелания малышей, позволяют выявить, насколько значимы для данного ребенка другие, т. е. в какой степени “делать для других” мотивирует деятельность, стимулирует ее совершенствование.

Наконец, для выявления особенностей самооценки в ряде случаев можно задавать вопросы: “Хорошо ли у тебя получилось?”, “Все ли у тебя хорошо получилось?”, “Что у тебя лучше получилось?”

Характеристика проявлений критериев сформированности у подростов готовности к профессиональному самоопределению

Критерии

Показатели

5 класс 6 класс 7 класс
Когнитивный Знание правил работы и поведения в учении, труде и отношениях с окружающими. Знание своих интересов, качеств личности, влияющих на поведение человека и учебной и трудовой деятельности, помогающих в жизни и труде (трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность, добросовестность, коммуникабельность). Знание об уровне сформированности у себя самостоятельности, творческих способностей, настойчивости в преодолении трудностей как ПВК; представления учащегося о наличии у него отклонений в состоянии здоровья.
Мотивационно-потребностный Наличие интересов, проявление познавательного интереса. Осознание необходимости труда для жизни человека, его здоровья, для развития общества. Мотивы, цели, ценности труда и профессиональной деятельности. Осознание необходимости труда как основы здорового образа жизни. Н аличие представлений о ЛПП Мотивы выбора сферы профессиональной деятельности. Выраженность мотива значимости здоровья в системе ценностных ориентации профессиональной деятельности. Осознание необходимости ЛПП как средства программирования своего будущего.
Деятельностно-практический Овладение ориентировочными основами трудовой деятельности на уровне целеполагания и комментирования своих действий как средство контроля, самоконтроля. Умение работать сообща; адекватность самооценки. Овладение ориентировочными основами деятельности в любимом предмете. Проявление коммуникативных способностей. Владение ориентировочными основами деятельности в учении. Способность применять их во внеучебных занятиях. Проявление ПBK в учебной и внеучебной деятельности.

 

Критерии

Показатели

8 класс 9 класс
Когнитивный Степень осознанности подростками значения и необходимости учебы и труда. Полнота знаний о содержании труда в профессии. Ориентировка в знаниях своих интересов и возможностей. Степень осознанности состояния своего здоровья и требовании профессии к человеку на основе самооценки, осознания своей деятельности (рефлексия). Полнота знаний о факторах воздействия избранной профессии на состояние здоровья.
Мотивационно-потребностный Наличие интереса к процессу труда, материальному вознаграждению за труд. Осознание необходимости участия в труде для своей жизни и общества как здорового образа жизни. Мотивы выбора сферы профессиональной деятельности на основе соотнесения возможностей (состояния здоровья) с желаниями, востребованностью этой профессии, труда в обществе. Осознание необходимости иметь личный профессиональный план -осознанность профессиональной карьеры (мотивация на достижение),
Деятельностно-практический Проявление самостоятельности: целеполагание, исполнение, контроль и оценка хода работы, оценка результатов труда; Активность в овладении профессионально значимыми знаниями и умениями. Проявления самостоятельности и своего творческою потенциала. Степень самостоятельности и программирования выполнения своего профессионального плана Степень его выполнения

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: