УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОТ ПРОДАЖИ ПРОДУКЦИИ ПО ОБЫЧНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основную часть прибыли организации получают от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг. Финансовый результат от продажи продукции (работ, услуг) определяют на счете 90 «Продажи», который предназначен для учета доходов и расходов по обычным видам деятельности и определения финансового результата по ним.
На счете 90 отражают выручку и себестоимость:
• по готовой продукции, полуфабрикатам собственного производства и товарам;
• работам и услугам промышленного и непромышленного характера;
• покупным изделиям (для комплектации);
• строительно-монтажным, научно-исследовательским и т.п. работам;
• услугам связи, перевозке грузов и пассажиров;
• предоставлению за плату во временное пользование своих активов по договору аренды, по предоставлению за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы, по участию в уставных капиталах других организаций (когда это является предметом деятельности организации) и т.п.
Для ведения более детального аналитического учета показателей, нормирующих доходы и расходы организации, в Плане счетов бухгалтерского учета к счету 90 предусмотрены следующие субсчета:
90-1 «Выручка» П; 90-2 «Себестоимость продаж» А;
90-3 «НДС» А; 90-4 «Акцизы» А;
90-5 «Экспортные пошлины» А; 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» А-П.
Записи по субсчетам 90-1, 90-2, 90-3, 90-4, 90-5 производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно путем сопоставления совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2, 90-3, 90-4, 90-5 и кредитового оборота по субсчету 90-1 определяют финансовый результат от продаж за отчетный месяц.
Выявленную прибыль (убыток) ежемесячно заключительными проводками списывают с субсчета 90-9 на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, синтетический счет 90 ежемесячно закрывается и сальдо на отчетную дату не имеет. Однако аналитические субсчета ежемесячно не закрывают (это делают в конце года). По окончании отчетного года все субсчета закрывают внутренними записями в корреспонденции с субсчетом 90-9. Аналитический учет по счету 90 ведут по каждому виду проданной продукции, товаров, выполненных работ.
В бухгалтерском учете делают следующие записи:
Д 62 К 90-1 — отражена выручка от продажи продукции;
Д 90-3, 90-4, 90-5 К 68, 76 — отражены налоги в составе выручки;
Д 90-2 К 20,41,43,44 — списана себестоимость проданных
продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг;
Д 90-9 К 99 отражен финансовый результат от
99 90-9 реализации продукции (прибыль, убыток);
Д 90-1 К 90-9 списана в конце года накопленная сумма выручки от продаж;
Д 90-9 К 90-2,90-3,90-4,90-5 - списана в конце года накопленная сумма расходов от продаж.
Пример. Организация в октябре 2007 г. продала товаров на общую сумму 118 000 руб. (в том числе НДС - 18 000 руб.). Себестоимость проданных товаров составила 80 000 руб.
В бухгалтерском учете делают следующие проводки:
Д 62 — К 90-1 — 118 000 руб. — отражена выручка от продажи товаров;
Д 90-2 — К 41 — 80 000 руб. — списана себестоимость проданных товаров;
Д 90-3 - К 68, субсчет «Расчеты по НДС» - 18 000 руб. -начислен НДС;
Д51— К 62— 118 000 руб. — поступили деньги от покупателей в оплату товаров. Заключительной записью октября будет проводка: Д 90-9 - К 99 - 20 000 руб. (118 000 руб. - 80 000 руб. -- 18 000 руб.) — отражен финансовый результат от продажи (прибыль).