Политическая ситема

Италия

Краткая историческая справка. Началом итальянской истории является античная история Древнего Рима. После падения Западной Римской империи (476 г.) на территории Апеннинского полуострова образовались и долго существовали множество государств: республик (Генуя, Венеция и др.) и герцогств (Миланское, Тоскана и др.). Папа Римский был главой теократической монархии – Папского государства (756 – 1871). В эпоху Возрождения итальянские государства переживали мощнейший культурный взлет. Политическая раздробленность Италии и память о былом могуществе Римской империи становились поводом к завоевательным войнам (Итальянские войны 1494 – 1559 гг., Итальянский поход Наполеона 1796 г.). С конца XVIII в. в Италии начинается движение за объединение – Рисорджименто. В ХIХ в. за объединение страны боролись бесстрашные карбонарии, движение «Молодая Италия» во главе с Дж.Мадзини. Вопрос об объединении был главным в революциях 1820-, 1830-х гг., 1848 – 1849 гг. Создание единого Итальянского королевства во главе с Савойской династией было провозглашено в 1861 г. Полностью объединение завершилось в 1870 – 1871 г., когда французские войска, охранявшие папу Римского, были вынуждены покинуть Рим. Объединение Италии спровоцировало папский вопрос – непризнание папой единой Италии. Вопрос был разрешен в 1929 г. созданием теократического государства Ватикан во главе с папой. Для Италии на рубеже ХIХ – ХХ вв. были характерны экономический рост и демократизация. С 1922 по 1943 г. в Италии существовал фашистский режим Б.Муссолини. В 1946 г. в Италии по решению референдума была провозглашена республика. Так началась современная история Италии, в ходе которой она превратилась в высокоразвитое государство мира, входящее в «большую восьмерку».

Ныне действующая конституция Италии вступила в силу с 1947 г. В ней Италия провозглашается демократической парламентской республикой.

Главой государства Италии является президент, избираемый парламентом на совместном заседании двух палат на 7 лет (септенат). Президентом может стать человек старше 50 – ти лет. Президент осуществляет представительские функции.

Итальянский парламент состоит из двух палат: Палаты депутатов (630) и Сената (315). Обе палаты наделены одинаковыми правами, и поддержка обеих необходима для формирования правительства.

Правительство во главе с премьер – министром осуществляет верховную исполнительную власть. Оно формируется победившим в парламенте большинством и ответственно перед парламентом. Положение правительства весьма нестабильно. С 1945 г. в Италии сменилось более 60 кабинетов.

Во главе верховной судебной власти находится Конституционный суд.

Италия – унитарное государство, состоящее из 20 областей. Большие полномочия областей, явно превосходящие полномочия административных единиц в классическом унитарном государстве, дают основания политологам относить итальянской государственное устройство к региональной системе, совмещающей черты унитаризма и федерализма.

Многопартийная система Италии после 1945 г. прошла в своем развитии два периода: до середины 90 – х годов и после, когда после серии громких коррупционных скандалов, в которых были замешаны верхушки ведущих партий, в связи с введением мажоритарной избирательной системы с 1994 г., были созданы новые партии. Первоначально они объединялись в три блока: левый блок «Оливковое дерево» (с 2005 г. «Союз»), Центристский блок, правый блок «Полюс / Дом свобод». Центристский блок постепенно сошел на нет. На парламентских выборах 2006 г. практически на равных боролись правый и левый блок, победа досталась последнему.

Страны Северной Европы. К ним относятся Скандинавские страны (Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия) и Исландия и Ирландия. Порой две последние страны причисляются к региону Западной Европы. Скандинавские страны связаны общностью исторических судеб. Были государства Дания – Норвегия (1028 – 1815), Швеция – Норвегия (1815 – 1905). С 1397 по 1523 гг. Дания, Швеция, Норвегия были объединены на основе Кальмарской унии. Финляндия не имела государственности до ХХ в., находясь в составе Швеции, а после Русско – шведской войны 1808 – 1809 гг. – в составе России.

В настоящее время скандинавские страны являются высокоразвитыми странами Европы с высоким уровнем экономического развития и социального благосостояния граждан. Социалистические партии, играющие большую роль в партийно – политической системе, находясь у власти, способствовали созданию и развитию беспрецедентной социальной инфраструктуры. Особенно развита социальная инфраструктура в Швеции («шведская модель») и в Норвегии («норвежская модель», «социализм по – норвежски»). В 2000 - 2007 гг. Норвегия занимала первое место в мире по ИРЧП.

Дания, Швеция, Норвегия являются парламентскими монархиями. Страны унитарные. Гренландия добилась равноправного статуса, а Фарерские острова получили автономию в Дании. В странах сложились многопартийные системы, формируются и работают коалиционные правительства. В Швеции явно доминирует СДРПШ (Социал – демократическая рабочая партия Швеции).

Символом политического сотрудничества скандинавских стран является Северный совет, созданный по инициативе датского правительства в 1952 г.

Исландия до 1944 г. находилась в составе Дании. Исландия, Финляндия, Ирландия – республики смешанного типа. Президент в них избирается прямыми всенародными выборами. Страны унитарные, с развитыми многопартийными системами.

Малые и средние страны Западной Европы являются высокоразвитыми странами с высоким уровнем социального благосостояния, достигнутым благодаря развитию системы социального партнерства, особенно в Австрии.

Австрия - это парламентская республика с многопартийной системой. В стране сложилась эффективная модель австрийского федерализма (9 земель) с трехступенчатым построением (община / коммуна – земля – федерация).

Швейцария (официальное название Швейцарская конфедерация) является страной с весьма своеобразным государственным устройством. Это федеративная республика с двухпалатным парламентом и с правительством (Федеральным советом), формируемым в соответствии с особой формулой представительства немецкой, французской, итальянской части населения и партий. Президент, который является главой государства и главой правительства, избирается парламентом ежегодно. Страна, по – прежнему, сохраняет статус нейтралитета.

Бельгия, Нидерланды, Люксембург настолько тесно связаны историческими судьбами и современным сотрудничеством, что их принято называть Бенилюкс. Бельгия и Нидерланды – парламентские монархии, с развитыми многопартийными системами и формируемыми на их основе коалиционными правительствами. Бельгия, в которой регулярно обостряется фламандский вопрос (основное население страны фламандцы – 51 % и франкоговорящие валлоны – 33 %), специальной поправкой к конституции 1993 г. стала федерацией 10 провинций. Современная партийная система Бельгии функционирует на национальной основе. Есть партии фламандские и валлонские (франкофонские). Нидерланды являются унитарным государством.

Великое герцогство Люксембург является самым крупным из так называемых карликовых государств Европы. Большая часть из них монархии: герцогство Люксембург, княжества Монако, Андорра, Лихтенштейн, теократическая монархия Ватикан. Есть республика Сан – Марино. Все они имеют своеобразные государственные устройства, сохраняющие старинные традиции, но тяготеющие к парламентским формам.

Страны Южной Европы. К ним относятся страны полуостровов Пиренейского (Испания, Португалия), Балканского (Греция) и порой относят Италию, находящуюся на Апеннинском полуострове.

Весьма поучительна судьба Испании и Португалии. На XV – XVI вв. приходится пик могущества Португальской и Испанской колониальных монархий, которые охватили Старый и Новый свет и вообще поделили между собой весь земной шар. Потом происходит их закат и упадок, сопровождавшийся потерей территорий. В ХIХ в. независимость получили их латиноамериканские колонии. Португалия потеряла свои последние колониальные владения в Африке и Индии лишь в 70 – е гг. ХХ в. Португалия долгое время считалась самой беднейшей страной Европы. Ее правительство много раз объявляло себя банкротом. Но в настоящее время, страны, являясь членами Европейского Союза, вышли на приемлемый уровень экономического и демократического развития, показывая существенные успехи. Для политического развития Испании и Португалии характерны частые военные перевороты (пронунсиаменто), приводившие к сменам режимов, культ вождя (каудильизм), всевластие бюрократии на всех уровнях государственного управления (касикизм – касик – староста) на фоне недемократических авторитарных тенденций в обществе. С 1928 г. в Португалии, с 1939 г. в Испании утвердились фашистские режимы под руководством диктаторов А.Салазара и Ф.Франко – соответственно. Это так называемый иберийский вариант фашизма. С 70 – х гг. после смерти в 1975 г. Франко и в результате революции «красных гвоздик» 1974 г. в Португалии страны осуществили демократический транзит, который не перестает привлекать внимание исследователей и политиков, в Испании переход к демократии даже получил название «Испанское политическое чудо». В настоящее время Испания является парламентской монархией с развитой многопартийной системой, в которой преобладают Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП) и Народная партия. Испания имеет 17 автономий, права которых постепенно расширяются. С 1910 г. Португалия является республикой. В настоящее время там функционирует смешанная модель с всеобщими прямыми выборами президента. Правительство ответственно перед президентом и парламентом. В стране действует многопартийная система.

История Греции имеет удивительное начало в лице древнегреческой античности. Затем Греция стала составной частью Восточной Римской империи / Византии, с ее завоеванием Османской империей (1453 г.) и Греция надолго попала под турецкое владычество. Освобождение произошло лишь в начале ХIХ в. На политической карте мира появилось независимое греческое королевство. Оно находилось под патронатом Великобритании. В ХХ в. греческое общество и партии резко поляризовались. Между правыми и левыми политическими силами в 1946 – 1949 гг. разразилась гражданская война. Восстановление и стабилизация были прерваны авторитарным режимом «черных полковников» (1967 – 1974). После свержения режима в Греции начинается период демократизации. В соответствии с конституцией 1975 г. Греция была провозглашена парламентской республикой с усиленной президентской властью. В многопартийной системе выделяются левоцентристская партия Всегреческое социалистическое движение (ПАСОК) и правоцентристская партия «Новая демократия».

Страны ЦВЕ. Польша, Венгрия, Чехия, Болгария, Румыния имели в далеком прошлом государственность, были королевствами или царствами. Но затем по тем или иным причинам их государственность была прервана. Они оказались в составе Османской, Австрийской, Российской империй и Пруссии. С конца ХIХ в. и после Первой мировой войны они получают независимость и провозглашают свои государства: Польшу (1918), Чехословакию (1918), Венгрию (1918), Румынию (1861), Болгарию (1879), Албанию (1912). Слабость демократических традиций, соседство с Германией и СССР и необходимость балансирования между ними приводят к появлению во многих странах авторитарных диктаторских режимов. После Второй мировой войны все страны ЦВЕ (Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Албания) попадают под влияние СССР. Происходит по образному выражению «натягивание советского пиджака на узкие восточноевропейские плечи». В странах утверждается социалистическая модель развития советского образца. С 1989 г. в результате «бархатных революций» (вооруженным путем коммунистическая диктатура Н.Чаушеску была свергнута лишь в Румынии) страны отказываются от монополии на власть коммунистических партий, от административно – командной социалистической модели экономики. В них начинаются радикальные политические и социально – экономические трансформации, нацеленные на построение демократических, рыночно – капиталистических обществ. Этот демократический транзит существенно отличается от демократизации после авторитарных режимов в странах Южной Европы, так как его исходной точкой является социалистическая модель общества. Но также он отличается и от того, что происходит в России и республиках СНГ, так как социалистическая модель просуществовала там вдвое меньше и укоренилась не столь глубоко. В некоторых странах ЦВЕ разрешалось и существование частной собственности, и «псевдомногопартийной системы». Против существующих режимов поднимались движения протеста, восстания.

В настоящее время практически во всех странах ЦВЕ в начале 90 – х гг. приняты новые демократические конституции. Сформировались и развиваются реальные многопартийные системы. Практически все страны в начале провозгласили себя парламентскими республиками, но в рамках классической парламентской модели смогли удержаться Чехия и Венгрия. Все остальные страны перешли к различным вариантам смешанной модели с сильной президентской властью президента, избираемого всенародно. Это хорошо объясняется сложностями переходного периода. В 1993 г. Чехословакия разделилась на Чехию и Словакию.

Республики Балтии (Латвия, Литва, Эстония). Схожая историческая судьба и аналогичные современные проблемы стоят перед республиками Балтии. Только они в большей степени связаны историческими узами с Россией, в составе которой они были издревле и после 1939 г. С распадом Советского Союза они получили независимость, провозгласив декларации независимости и конституционные акты в 1990 – 1991 гг. В рамках современного процесса демократизации в республиках приняты конституции, сложились многопартийные системы. Латвия и Эстония учредили у себя парламентскую модель, правда с большими полномочиями президента. Это практически единственный пример среди республик бывшего СССР. В Литве утвердилась смешанная модель с сильной президентской властью.

Республики СНГ. Одной из крупнейших республик СНГ по экономическому потенциалу, территории, численности населения после Российской Федерации является Украина. На территории современной Украины в IХ в. образовалось раннее славянское государство Киевская Русь. После его распада украинские земли входили в состав Великого Княжества Литовского, Речи Посполитой. В 1648 г. левобережная Украина присоединилась к России. Южные земли Украины подвергались набегам турецких войск. К концу ХIХ в. территория Украины была поделена между Россией и Австро – Венгрией. В 1918 г. была провозглашена Украинская народная республика, просуществовавшая совсем недолго в период революционных бурь и потрясений. В 1922 г. Украинская Советская Социалистическая республика (без Западной Украины) вошла в состав СССР. В 1939 г. к СССР была присоединена Западная Украина. Недовольство этим многих политических сил проявилось во время Второй мировой войны в действиях Украинской повстанческой армии, которая боролась за независимость Украины от коммунистического режима. После распада СССР в декабре 1991 г. была провозглашена независимость Украины. Начался новый период в ее истории, сущностью которого является переход к капиталистической рыночной экономике и демократической политической системе. В стране быстро сложилась многопартийная система, в которой проявились и многообразие идеологических подходов и национально – территориальные различия между Восточной и Западной Украиной. В последнем различии большую роль играет тот факт, что на востоке проживает преимущественно русскоязычное население, ощущающее свои связи с Россией, а на западе этого нет. Конституция Украины, принятая в 1996 г., провозгласила единственным государственным языком украинский. В стране сложилась смешанная модель с сильной президентской властью. Процессы демократизации порой становятся неуправляемыми, приводя к нестабильной обстановке во время избирательных кампаний («эффект Майдана», «оранжевая революция»).

Молдавия. Территория Молдавии – это в прошлом историческая область Бессарабия, которая была захвачена Османской империей. В результате русско – турецкой войны 1806 – 1812 гг. Бессарабия отошла России. В 1918 г. Бессарабия была захвачена Румынией. В 1940 г. после того, как советские войска заняли Бессарабию, она была объединена с автономной советской республикой, созданной в 1924 г. на восточном берегу Днестра. После распада СССР Молдавия стала суверенным государством. В 1994 г. была принята конституция, согласно которой в республике утверждалась смешанная модель с сильной президентской властью. Серьезной проблемой страны является существование самопровозглашенной Приднестровской молдавской республики (ПМР) с неопределенным статусом, в которой проживает в основном русскоязычное население.

Закавказские республики (Азербайджан, Армения, Грузия). История государственности Армении начинается с древнего государства Урарту. Колхидское и Иберийское княжества существовали в древней Грузии. На территории Азербайджана обитали скифские племена. Территории подвергались завоеваниям соседних держав: Персии, Арабского халифата, Османской империи. Поэтому земли Закавказья входили в состав Османской империи, Ирана, впоследствии в ХIХ в. – в состав Российской империи. После Октябрьской революции были провозглашены три республики, во главе которых оказались правые социал – демократические правительства, в отличие от большевистского правительства в России, что привело к серьезным конфликтам, которые закончились в 1922 г. вхождением единой Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики (ЗСФСР) в СССР. В СССР границы между союзными республиками считались условными, определяя их, никто не учитывал исторические и национальные особенности. В полиэтническом Закавказье эта мина разорвалась раньше многих. В 1988 г. началась война между Арменией и Азербайджаном из – за Нагорного Карабаха. Проблема Нагорного Карабаха не урегулирована до сих пор. В 1993 г. начался военный конфликт между Абхазией и Грузией, тлеющий по сей день. В 1991 г. с распадом СССР республики провозгласили свою независимость. Первые годы независимости были окрашены цветами национализма. В Грузии у власти оказалось антидемократическое националистическое правительство З.Гамсахурдии, в Азербайджане – А.Эльчибея. Впоследствии ситуация стабилизировалась. К власти пришли более умеренные политики, сделавшие политическую карьеру еще во времена СССР: Э.Шеварнадзе в Грузии, Г.Алиев в Азербайджане. В 1995 г. все республики приняли новые конституции, в которых были закреплены демократические права и сильная президентская власть в рамках смешанной модели.

Центральноазиатские республики (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан). На территории Центральной или Средней Азии издревле обитали кочевые (номады) и по берегам рек редкие оседлые племена. Таджикские племена как самые южные подвергались нашествию Персии, греческих войск Александра Македонского, Арабского халифата, приведшему к распространению ислама. Большое влияние на все племена оказало монгольское завоевание XIII в. Узбекские племена стали центром державы Тимура и тимуридов. В степных землях образовывались и распадались разные государства: Караханидов, Казахское ханство, Бухарский эмират, Кокандское ханство и т.д. Страшным врагом для степняков были племена джунгаров, впоследствии покоренные Китаем. В ХIХ в. центральноазиатские территории стали объектом колониальной экспансии России и Англии. К концу ХIХ в. Россия или подчинила себе с помощью военной силы, или под ее подданство добровольно вошли все указанные территории. В период СССР там были сформированы первоначально автономные, потом союзные республики, были проведены политика коренизации, перевод кочевых племен к оседлому образу жизни, насильственная коллективизация. С распадом СССР все республики в 1991 г. обрели независимость и стали строить суверенные государства. Отсталость социально – экономического развития, прекращение помощи из центра, приход крупнейших ТНК, ведущих себя как в колониях, бедность населения, обострившееся соперничество между племенными союзами и кланами осложняют социально – политическую обстановку. В странах, особенно в Узбекистане, усилилось влияние ислама. Таджикистан долгие годы пребывал в состоянии гражданской войны между горными и равнинными территориями, происламскими и модернистскими партиями, отягощенной соседством с разрушенным Афганистаном. Центральное геополитическое положение республик, богатые природные нефтяные и газовые ресурсы превращают их в поле борьбы между крупнейшими державами мира. Проамериканский вектор, ярко выраженный в 90 – х гг., уже сменился пророссийским. В 90 – е гг. в республиках были приняты новые конституции (Узбекистан – 1992 г., Кыргызстан – 1993 г., Таджикистан – 1994 г., Казахстан – 1995 г.). Все они закрепили сильную президентскую власть, что традиционно для Востока. Н.Назарбаев практически бессменно правит Казахстаном, И.Каримов - Узбекистаном с 1990 г. В Туркменистане утвердился своеобразный восточный режим личной власти, в 1989 – 2007 гг. – туркменбаши («отца тюрок») С.Ниязова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: