Планировки основных типов пассажирских вагонов

Лекция№24.

3.4.1. Пассажирский вагон открытого типа с креслами для сидения модели 61-828 предназначен для выполнения массовых перевозок пассажиров по магистральным путям МПС колеи 1520 мм с длительностью пребывания в пути не более 12 часов. Пассажирский салон кузова (рис. 5,2, а) оборудован 31 двухместными стационарными креслами с подножками. На задних стенках откидывающихся спинок кресел укреплены складывающиеся столики, служащие сидящим сзади пассажирам. Окна в салоне оснащены опускными рамами с двойным остеклением, два из которых являются аварийными выходами, используемыми при экстремальных ситуациях. Все окна имеют занавески и светомаскировочные шторы. Отопительная система — водяная, нагрев воды в котле осуществляется электронагревателями или твердым топливом.

Электроснабжение вагона обеспечивается от поездной магистрали с напряжением 3000 В и от генератора напряжением 50 В. Принудительная приточная вентиляция непрерывного действия с частичным удалением воздуха через дефлекторы, установленными на крыше по концам вагона. Основное освещение всех помещений, кроме тамбуров и туалетов, люминесцентное, а в тамбурах, туалетах и аварийное — лампами накаливания.
Тормоз — автоматический с пневматическим и электропневматическим управлением, имеется ручной тормоз и четыре стоп-крана. Переходные площадки оборудованы резиновыми ограждениями баллонного типа. Вагон оснащен пожарной сигнализацией, трансляционной сетью, звуковой сигнализацией. Плавность хода вагона не более 3,25, средний коэффициент теплопередачи ограждений кузова в стационарных условиях не более 1,11 Вт/м2*К.

3.4.2.Некупейный пассажирский вагон модели 61-836 предназначен для выполнения массовых перевозок пассажиров по магистральным путям МПС колеи 1520 мм. Пассажирский салон кузова (рис. 5.2, б) включает в себя 9 отделений, каждое из которых оборудовано двумя поперечными нижними (с рундуками) и одним продольным диванами, над которыми размещены спальные полки и полки для багажа. Продольные диваны могут быть преобразованы в два места для сидения со столиком между ними.
Между поперечными диванами у окна установлен откидной стол. В зоне продольных полок вагон оснащен глухими окнами, а на стороне поперечных полок — окнами с опускными рамами. Все окна вагона имеют двойное остекление, два окна пассажирского салона — аварийные выходы. Электроснабжение, освещение, отопление и вентиляция — типовые. Вагон оборудован системами холодного и горячего водоснабжения, системой пожарной сигнализации, радиосетью. Год начала производства вагона 1990. Плавность хода вагона 3,25; средний коэффициент теплопередачи ограждений кузова не более 1,05 Вт/м2*К.
3.4.3. Пассажирский купейный вагон модели 61-820К

с кондиционированием воздуха, созданный АО ТВЗ, предназначен для перевозок пассажиров по магистральным путям колеи 1520 мм. Спальный вагон повышенной комфортности I типа II класса с 4-х местными купе для пассажиров создан на базовой модели 61-820. Основной отличительной его особенностью является наличие моноблочной крышевой установки кондиционирования воздуха S81B и системы автономного электроснабжения с генератором 32 кВт производства германской фирмы «Хагенук» и «Фага». Комфортные условия в поездке создают различные системы жизнеобеспечения.
Система кондиционирования воздуха с помощью микропроцессорного устройства в теплый период времени года в установившемся режиме осуществляет автоматическое регулирование температуры в вагоне в пределах +24 °С ± 2 °С. Система водяного отопления при температуре наружного воздуха минус 40 °С при работе котла на твердом топливе совместно с механической приточной вентиляцией обеспечивает температуру воздуха в вагоне не ниже плюс 18 °С, а при нагреве воды электронагревателями температура автоматически поддерживается в пределах +22 °С ± 2 °С. Для обогревания в межсезонный период в служебном отделении, купе для пассажиров и проводников установлены электронагреватели.
Купе I—IX(рис. 5.3, а) оборудованы мягкими сидениями и полками, раздвижным столом, выдвижной лестницей для подъема на верхнюю полку, шкафами-нишами для одежды с полочками для головных уборов. Для размещения личных вещей имеется багажная ниша, малая багажная полка над окном, служащая для размещения мелких предметов. Под каждым нижним спальным местом находится рундук для багажа. В вагоне установлены термоэлектрический холодильник, электроплитка, сейф. Имеется душевая установка, а также смонтированы розетки для подключения электробритв и пылесоса. Освещение в пассажирском отделении и купе проводников — люминесцентное со встроенными статическими преобразователями, а у каждого пассажирского места — индивидуальные светильники с люминесцентными лампами. Имеется радиотрансляционная сеть и телефонная связь. Система горячего и холодного водоснабжения с запасом воды 1000 литров обеспечивает работу санитарно-технического оборудования туалетных помещений, мойки служебного отделения и кипятильника для приготовления кипяченой воды и ее последующего охлаждения водоохладителем. Низковольтные потребители электроэнергии питаются от автономной системы электроснабжения при движении вагона свыше 40 км/ч за счет работы подвагонного генератора с номинальной мощностью 32 кВт, подвешенного на раме вагона, имеющего приводот средней части оси колесной пары тележки, тормозного конца вагона. При скоростях движения до 40 км/ч и на стоянках низковольтные потребители питаются от аккумуляторной батареи 88 ВНЖ-300У2 с номинальным напряжением 110 В, установленной на выкатных тележках в двух взрывобезопасных аккумуляторных боксах, а при отстое — от внешней трехфазной сети напряжением 380 В. Высоковольтные потребители работают от подвагонной поездной магистрали напряжением 3000 В постоянного или однофазного переменного тока частотой 50 Гц. Большое внимание в вагоне уделено противопожарной защите. С этой целью использованы огнезащитные, огнестойкие и трудногорючие материалы при изготовлении деталей и узлов внутреннего оборудования, а также предусмотрены противопожарные перегородки между купе проводников и пассажирским салоном и огнезадерживающие перегородки между купе.
На случай аварийных ситуаций предусмотрена система пожарной сигнализации (УПС ТМ), имеются два огнетушителя. Возможен отбор воды из системы водоснабжения, для чего в туалете тормозного конца и коридоре нетормозного конца вагона имеются краны для подключения гибких шлангов.

Блочная конструкция внутреннего оборудования, откидные панели и съемные люки обеспечивают свободный доступ к трубам, изоляции, электропроводке, а единый центр управления и контроля всех систем способствует простоте и удобству обслуживания вагона. Год начала производства вагона 1963. Плавность хода вагона не более 3,25; средний коэффициент теплопередачи ограждений кузова не более 1,0 Вт/м2.К; максимальная продолжительность следования в пути до первой экипировки 24 ч.
3.4.4. Пассажирский купейный вагон СВ модели 61-4165

обеспечивает высокий уровень комфорта пассажиров и обслуживающего персонала за счет усовершенствованной планировки всех помещений вагона (рис. 5.3, б), наличием кухни, душа, современного оборудования, единства стилевого и цветового решения в оформлении интерьера. В кухне предусмотрены: стол для приготовления бутербродов, стол-мойка, откидное сидение, установлены две электроплитки напряжением 50 В и 220 В, термоэлектрический холодильник. Просторное душевое отделение имеет душевую кабину с краном-смесителем, вешалку и сидение для отдыха, зеркало, для подключения фена установлена розетка с напряжением 220 В. При температуре наружного воздуха до минус 40 °С система водяного отопления при работе котла на твердом топливе совместно с механической приточной вентиляцией обеспечивает температуру воздуха в вагоне не ниже +18 °С; при нагреве воды в котле электронагревателями температура в вагоне поддерживается автоматически в пределах +20 °С. Электроснабжение вагона — от подвагонного генератора ЭГВ.01.У1, а на стоянках и при скорости движения до 40 км/ч — от аккумуляторной батареи типа 40 ВНЖ-300-ПУ 2, установленной во взрывобезопасном боксе на выкатных тележках. Освещение вагона — люминесцентными светильниками со встроенными статическими преобразователями. Освещение тамбуров, котельного отделения, душевой кабины, а также аварийное и дежурное по вагону — лампами накаливания. Вагон оборудован тормозной системой, в которой электропневматический тормоз является основным, пневматический — резервным, имеется ручной тормоз и четыре стоп-крана. Два окна в боковом коридоре — аварийные выходы. В вагоне имеется вызывная сигнализация и трансляционная радиосвязь. Год начала производства вагона 1993. Плавность хода вагона не более 3,25; средний коэффициент теплопередачи ограждений кузова не более 1,05 Вт/м2.К; удельный расход электроэнергии 10,2 кВт*ч/1000 пассассажиро-км.

3.4.5. В эксплуатации находится большое количество типов отечественных и зарубежных пассажирских вагонов, построенных в более ранние периоды времени, имеющих различные планировки кузова и внутреннего оборудования, а также особенности систем жизнеобеспечения. Купейный вагон модели 61-807 — с кондиционированием воздуха, централизованным электроснабжением от контактной сети и индивидуальным полупроводниковым преобразователем тока; некупейный спальный вагон модели 61-806 с облегченным на 2,8 т кузовом благодаря применению безникелевой нержавеющей стали в его конструкции; некупейный спальный вагон модели 61-900 — повышенной населенности, достигнутой за счет увеличения длины кузова с 23,6 до 26,0 м и др. Оригинальной планировкой отличается вагон габарита 02-ВМ ( рис. 5.6, а), в кузове которого размещены восемь двухместных купе с мягкими спальными местами на 16 пассажиров. Между смежными купе находится умывальное отделение, вход в которое сделан из каждого соседнего купе.

-

Вагон скоростного поезда относится к подвижному составу межобластного сообщения. В его планировке (рис. 5.6, б) предусмотрен пассажирский салон с 38 двухместными поворачивающимися мягкими креслами. Электроснабжение вагона централизованное переменным током напряжением 380/220 В, отопление электрическое, освещение люминесцентное. Вагон снабжен системой кондиционирования воздуха, водоохладителем питьевой воды, радиотрансляционной сетью, внутренней телефонной связью.

Особенности конструкции и планировок вагонов пригородных поездов обусловлены системой их эксплуатации — массовой перевозкой пассажиров с частыми и короткими остановками. Поэтому планировка, внутреннее оборудование, отопление и конструкция кузовов отличаются от пассажирских вагонов дальнего и межобластного сообщений. На примере современного прицепного вагона дизель-поезда модели 63-849 рассмотрим особенности его конструкции, планировки и систем жизнеобеспечения.
Кузов вагона цельнометаллический, с внутренней обшивкой из декоративного пластика или тонколистового проката с полимерным покрытием и теплоизоляцией. Конструкция подножек позволяет его эксплуатацию на участках дорог, имеющих высокие или низкие посадочные платформы. Увеличенная ширина проходов позволяет производить быструю высадку и посадку пассажиров при коротких остановках поезда. Входные наружные двери кузова раздвижные с пневматическим приводом, а из тамбура в салон раздвижные без привода, в торцевых стенах двери имеют конструкцию, аналогичную применяемой в пригородных поездах. В пассажирском салоне (рис. 5.9) установлены сдвоенные диваны на 6 и 4 пассажира. Для размещения багажа, верхней одежды и головных уборов вдоль боковых стен укреплены полки и сдвоенные крючки. Внутри салона на торцевых стенах смонтирована аппаратура связи «пассажир—машинист» и радиооповещения пассажиров.

-

- Освещение в вагоне (общее рабочее, дежурное и аварийное) обеспечивается светильниками с лампами накаливания. В боковых стенах кузова предусмотрено 10 глухих окон, 12 опускных и 2 окна аварийного выхода. Вагон оборудован унифицированной автоматической системой пожаротушения для тягового подвижного состава (УАСП) и системой контроля нагрева букс. Количество пассажирских мест в вагоне: для сидения — 110, номинальная населенность (количество мест для сидения и плюс 5 стоящих пассажиров на 1 м2 свободной площади) — 230.
Масса тары вагона составляет 40,9 т, коэффициент тары (удельная материалоемкость, приходящаяся на одно пассажирское место при номинальной населенности) равен 0,178. Тележки типа КВЗ-ЦНИИ типа II обеспечивают конструкционную скорость передвиже¬ния вагона локомотивом 120 км/ч с плавностью хода не менее 3,25. Кузов спроектирован по габариту 1-ВМ, тележки 02-ВМ (ГОСТ 9238-83). Средний коэффициент теплопередачи ограждений кузова при скорости движения вагона 120 км/ч составляет 1,15 Вт/м2.К.
Двухэтажные пассажирские вагоны обеспечивают наиболее рациональное использование габарита подвижного состава и повышение провозной способности линий при минимальных затратах средств. Особенно это относится к пригородным массовым перевозкам пассажиров, едущих на небольшие расстояния. Опыт эксплуатации показал, что применение двухэтажных вагонов в пригородном сообщении позволяют пропускную способность существующих линий увеличить на 30 %, а эксплуатационные расходы снизить от 10 до 25 % и более и уменьшить капитальные вложения в расчете на одно пассажирское место на 5—10 %. При этом масса двухэтажных вагонов, приходящаяся на одного пассажира, составляет 260 кг против 420 кг при одноэтажной компоновке, уменьшаются такжеэнергозатраты на тягу и тяговое обеспечение. Средняя часть кузова двухэтажного вагона имеет пониженный пол. Над тележками расположены тамбуры с входными дверями и лестницами для доступа на второй этаж. В пассажирском парке имеются туристические двухэтажные вагоны с застекленным куполом для обозрения местности (рис. 5.10).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: