Теория поэтапного формирования действии Гальперин, Талызина

Ассоциативная теория обучения Дж Локк, Коменский.

Она предполагает опору на чувственное познание и утверждает цель обучения как обогащение сознания обучающегося образами, представлениями.

Обучение- как усвоение объективно существующих связей и отношений между объектами, явлениями, окружающего мира. Чем шире опыт познания этих связей и отношений, тем богаче внутренний интеллектуальный мир человека, качественнее его образование.

Основные положения:

1) Усвоение ЗУН, развитие качеств-есть процесс образования в осознании человеком ассоциаций простых и сложных.

2) Приобретение ЗУН, развитие способностей имеет логическую последовательность(этапы): восприятие учебного материала; осмысление; запоминание; применение в практике.

3) Основной этап процесаа обучения-активная мыслительная деятельность обучаемого по решению теоретических и практических учебных задач.

4) Наивысший результат –формирование активного отношения к обучению.

Деятельностная теория обучения(проблемного обучения)

Данная теория реализует два принципа обучения: проблемности и деятельности.

Сущность- втом, чтов процессе учебных занятий создаются специальные условия, в которых обучающийся опираясь на приобретенные знания самостоятельно обнаруживает и осмысливает профессиональную учебную проблему мысленно и практически действует в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных способов решения.

В ходе учебных занятий на основе этой теории значительно возрастает доля самостоятельной познавательной деятельности обучаемых по разрешению проблемных ситуация, усиливается интенсивность их мышления в результате поиска новых знаний и новых способов решения задач

Этапы:

1) Восприятие проблемной ситуации

2) Создание модели возможных действий

3) Действие в соответствии с созданной моделью

4) Анализ действия, проверка правильности решения

5) Анализ мышления в ходе проведенного действия

Основные положения:

1) Идея о принципиальной общности строения внутренней и внешней деятельности человека. Умственное развитие как и усвоение зун, происходит путем интериоризации, т.е. переходом внешней деятельности в умственный план. При этом они обобщаются, вербализуются, становятся готовыми к дальнейшему развитию.

2) Всякое действие –сложная система, котрая состоит из частей: управляющей, исполнительской, контрольно-ориентировочной.

3) Действие характеризуется: формой совершения, мерой обобщенности, мерой развернутости, мерой самостоятельноти, мерой освоения.

4) Качество приобретенных Зун зависит от ориентировочной основы действия (текстуально или графически оформленная модель изучаемого действия)

5) В процессе обучения выделяют этапы: мотивационный(желание овладеть действием); ознакомление с действием; выполнение действия; в дело идет внешняя речь-проговаривая действия; этап беззвучной речи-проговаривание про себя; автоматическое выполнение действия.

Теория учебной деятельности Давыдов, Эльконин (развивающее обучение)

Основа-гипотеза о ведущей роли теоретического знания в частности содержательного обобщения в формировании интеллекта.

Учебная деятельность представляется как познавательная, построенная по теоретико-дедуктивному типу.

Реализация ее достигается формированием у учащихся теоретического мышления путем спец построения учебного предмета и особой организации познавательной деятельности.

Учение выступает как деятельность по воспроизводству содержания пути, метода научного познания.

Отрицается универсальное использование на начальных ступенях обучения принципа наглядности.

Важна организация обучения, построенная по теоретическому типу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: