Формы организации пед процесса.
Роль педагога в становлении целостного учебно воспитательного процесса. Единство преподавания и учения.. Критерии единства.
Педагог является неотъемлимой частью практически всех компонентов целосногог учебно воспитательного процесса. Он ставит цели, задачи, ищет меры по усилению мотивации учения, осуществляет контроль и т.д.
Преподавание - целенаправленная деятельность учителя по развитию у школьников положительных мотивов учения, организации восприятия, осмысления излагаемых фактов и явлений обеспечению умениями пользоваться полученными знаниями и умениями, приобретать их самостоятельно.
Учение - это целенаправленная осознанная активная познавательная деятельность ученика, заключающаяся в восприятии и овладении воспринятых фактов, в закреплении и применении полученных знаний в практической деятельности по заданиям учителя или на основе собственных познавательных потребностей.
Эффективный процесс обучения предполагает установление субъект субъектных отношений между учителем и учеником. То есть активное взаимодействие преподавания и учения. Ученик-объект преподавания и субъект учения. Педагог субъект преподавания. Их деятельность направлена на содержание образования в этом и есть их единство.
|
|
Формы организации учебного процесса –это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.
Классификация:
1) По количеству учащихся- массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые, индивидуальные.
2) По месту учебы- школьные(уроки, работа в мастерских, лабораториях); внешкольныеLдом работа, экскурсии)
3) По длительности обучения(классический урок 45 мин, спаренное занятие 90 мин, произволной длительности уроки)
Также в дидактике известны три основные формы пед процесса:
1) Индивидуальное обучение
2) Классно урочная сисетема
3) Лекционно семинарская система.
Урок –организационная форма обучения, при которой: 1) учитель в течении установленного времени 45 мин руководит коллективной, познавательной деятельностью учащихся. 2) Используя средства и методы работы, создающие условия для того чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета
Классическая четырех звеньевая Структура:
1) подготовка и усвоение новых знаний
2) усвоение новых знаний
3) их закрепление и систематизация
4) применение на практике
Типология(Есипов)
1) ознакомление с новым материалом
2) закрепления знаний
3) урок выработки и закрепления У и Н.
4) Обобщающие уроки.
5) Уроки проверки ЗУН.
6) Смешанные уроки.
|
|
Фронтальная работа- педагог управляет учебно познавательной деятельностью всего класса работающего над единой задачей. Ориентирована на среднего ученика.
Индивидуальная работа - предполагает самостоятельное выпонение учащимися одинаковых учебных заданий.
Индивидуальный подход в обучении-подход, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка.
Дифференциальный подход -форма организации учеб деят.для различных групп учащихся.
Дополнительные формы: кружки, консультации, экскурсии…