Финансирование расходов на отрасли социальной сферы

Планирование расходов на отрасли социальной сферы

Планирование расходов на отрасли социальной сферы осуществляется как по горизонтали, так и по вертикали.

Планирование по горизонтали – определение объема расходов по отдельным учреждениям, т.е. составление индивидуальных смет, а также расходов совокупности учреждений одного ведомства (образование, культура), то есть сводное планирование.

Планирование по вертикали осуществляется по местным бюджетам различных уровней и государственному (в унитарных) или федеральному (в федеративных) уровням.

Базой для планирования являются показатели, которые дифференцируются как показатели сети учреждений, штатов и контингентов.

Расходы планируются в расчете на единицу:

1. сети учреждений;

2. обслуживаемого контингента;

3. штатную единицу.

Поэтому непосредственно планированию предшествует этап расчета данных показателей. Планирование расходов осуществляется в разрезе статей и подстатей и элементов расходов в соответствии с экономической классификацией расходов бюджета и одновременно с ведомственной классификацией в разрезе получателей бюджетных средств.

Для защиты социальных гарантий граждан в ряде государств, в том числе и РБ, устанавливаются единые социальные стандарты:

1. единые правила оплаты труда работников бюджетной сферы;

2. величина прожиточного минимума;

3. минимальный потребительский бюджет;

4. объем и качество услуг образования, здравоохранения и т.д.

На основании социальных стандартов разрабатываются финансовые нормативы. В ряде стран (и в РБ) практика бюджетного планирования предусматривает выравнивание расходов отраслей непроизводственной сферы по регионам.

Для этого определяется особый показатель, который используется для определения объема финансирования – норматив бюджетной обеспеченности в непроизводственной сфере на 1 жителя.

Принимая во внимание различия в уровнях доходов местных бюджетов, в республиканском или федеральном бюджете предусматриваются трансферты регионам с целью доведения бюджетной обеспеченности на 1 жителя до среднереспубликанского уровня.


Финансирование расходов на отрасли непроизводственной сферы осуществляется на основании сметно-бюджетного планирования.

Сметно-бюджетное планирование позволяет осуществлять сметно-бюджетное финансирование.

Сметно-бюджетное финансирование – это метод предоставления средств бюджета хозяйственным субъектам для организации их деятельности.

Бюджетное финансирование отраслей непроизводственной сферы основывается на следующих принципах:

1. финансирование расходов по строго целевому назначению, т.е. под конкретные меры;

2. предоставление бюджетных ассигнований минимальных размеров в соответствии с установленными нормами и нормативами;

Имеется в виду, что эффективность использования бюджетных средств в непроизводственной сфере зависит от установленных норм и их экономической обоснованности.

Однако в условиях инфляции нормы перестают отражать реальные потребности на покрытие тех или иных расходов. Требуется механизм корректировки, обеспечивающий точность расчета затрат, необходимых для деятельности учреждений.

3. финансирование по мере выполнения плана по производственным и оперативно-сетевым показателям. Этот принцип ставит объем предоставляемых бюджетных средств в зависимость от результатов деятельности учреждения, служит интересам учреждений и одновременно увязывает их с финансовыми возможностями государства.

При невыполнении этих показателей размер бюджетного финансирования автоматически уменьшается.

Внебюджетные источники ресурсов непроизводственной сферы формируются за счет поступлений от оказания платных услуг по профилю основной деятельности, платы от сдачи в аренду помещений и добровольных перечислений.


Тема 4. Налоги и налогообложение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: