Сущность налогов и принципы их построения

Налоги являются специфической формой экономических отноше­ний государства с субъектами хозяйствования и каждым членом общест­ва. Государство не может выполнять свои функции без изъятия и распре­деления определенной части национального дохода между отраслями на­родного хозяйства, территориями и группами населения.

Осуществляется это с помощью налогов. Они являются основным источником формирования доходов государства.

Налоги – это историческое явление, без которого не существовало ни одно общество, а развитие налогообложения – это объективно необ­ходимый процесс в любом государстве.

В экономической литературе РБ налоги определяются как обяза­тельные платежи юридических и физических лиц в бюджет, установлен­ные и принудительно изымаемые государством в форме перераспределе­ния части общественного продукта, используемого для удовлетворения общественных потребностей.

Налоги – это фискальная категория. Это свойство налогов дает воз­можность количественно оценить величину денежного потока от налого­плательщика к государству и соизмеряет его с расходами бюджета. Полу­ченные результаты позволяют определить размер требуемых источников пополнения бюджета. Взносы в бюджет осуществляют основные участни­ки производства общественного продукта. Это работники, получающие определенный доход (подоходный налог), хозяйственные субъекты, вла­дельцы капиталов.

Таким образом, налог:

  1. служит удовлетворению общественных по­требностей, которые устанавливаются государством;
  2. выражает одно­стороннее движение средств в бюджет и косвенно возвращается налогопла­тельщикам в виде предоставляемых государством социальных благ;
  3. взимается на правовом основании по юридически закрепленным прави­лам. Ставки, сроки, льготы заранее оговорены законом.

Налоги как один из важнейших экономических инструментов госу­дарственного регулирования интересов всех субъектов общества могут быть предпосылкой либо преградой на пути благополучия страны. Поэто­му государство должно уделять повышенное внимание эффективности налогового регулирования как главной задаче налоговой политики. Следует отметить, что в целом существует несколько основных принципов налогообложения:

  1. равномерности;
  2. определенности;
  3. удобства;
  4. дешевизны.

Принцип равномерности означает, что налоговая нагрузка должна распределяться равномерно на все субъекты хозяйствования, в противном случае
может произойти нарушение конкурентного равновесия.

Принцип определенности означает, что налоговое законодательство должно быть стабильным, его корректирование не должно приниматься задним
числом, а о предстоящем изменении необходимо информировать заранее налогоплательщика.

Принцип удобства включает простоту и понятность, позволяет исключить
множество дифференцированных ставок и сложные расчеты. В этом направ­лении в РБ ведутся определенные работы.

Так, принята упрощенная система налогообложения для субъектов малого бизнеса и сельскохозяйственных предприятий.

Принцип дешевизны характеризует эффективность налоговой системы для государства и определяется административными затратами на ее обслужи­вание.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: