История философии. Лекция 2

История философии - открытая система, способная изменяться во взаимодействии с внешним миром. Предмет философии - развивающийся мир. поэтому развитию философского знания не может быть конца. Философия исследует природный мир (объект) и человека (субъект). Зарождение философской теоретической мысли. Основные центры цивилизации Древнего мира: Индия, Китай, Греция. Формирование восточного и западного стилей философствования.

Синкретичность философствования и проблема человека на Востоке, приверженность религиозно-этическим канонам.

Дифференцированность и многопроблемность философствования Запада, примат научной методологии.

Принципы древнеиндийской философии: космизм,экологизм,альтруизм. Основные школы и направления: ортодоксальные (ведические) - веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика; неортодоксальные ((не признающие авторитет Вед) – чарвака-локаята, джайнизм, буддизм, йога и др.. и неортодоксальные: буддизм и др.

Философия Древнего Китая: натурализм, традиционализм, социально-нравственный характер, ориентация на авторитет.

Основные школы: даосизм (Лао Цзы), конфуцианство (Конфуций), школа моистов (Мо Цзы), легизм (Шан Ян).

Античная философия (VI—IV вв. до н. э.)

Начальный этап: натурфилософия - милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), пифагорейцы, Гераклит, Демокрит, Эпикур; постановка и решение проблемы первоосновы мира.

Две основополагающие идеи натурфилософии:

а/универсальность, всеобщность связей всех вещей и явлений мира;

б/ бесконечность мирового развития.

При сопоставлении природно-материального мира и духовного мира человека возникает вопрос о главенстве. Онтологически (со стороны бытия) этот вопрос разрешается философскими концепциями материализма и идеализма с их разнообразными школами и течениями.

Два альтернативных гносеологических направления:

а/ материализм: Материализм («Демокрит»):

Материя первична, реальна, существует независимо от сознания, самостоятельная

субстанция, развивается по своим внутренним законам.

Сознание (Дух) - свойство материи отражать саму себя, не является самостоятельной субстанцией, определяется материей. Сознание выступает как рефлексия материн (лат. reflexio - отражение).

Материалисты: Демокрит. Фалес. Анаксимандр, Анаксимен. Эпикур. Ф. Бэкон. Локк, Спиноза. Дидро и другие французские материалисты, Герцен. Чернышевский, Маркс. Энгельс. Ленин и др.

Достоинства - точные и естественные науки (физика. математика, химия и др.). логическая доказуемость многих положений материалистов.

Недостатки: необъяснимость сущности сознания. Наличие явлений в мире, необъяснимых с позиции материалистов.

б/ Идеализм («Платон»).

Сознание первично. Материя вторична и зависит от сознания. Платон впервые ставит вопрос о соотношении бытия и мышления, материального и идеального. Философская триада – «единое», «ум», «душа».Три части философии Платона: 1-Диалектика – учение о бытии; 2-Физика – учение о природе; 3 – Этика – учение о нравственности.

Два самостоятельных направления в идеализме - объективное и субъективное.

Объективный идеализм (Платон. Лейбниц. Гегель): реально существует только «идея»; действительность делится на «мир идей" и «мир вещей»:

«Мир вещей» - воплощение «мира идей»: каждая единичная вещь - воплощение идеи данной вещи. «мир идей» объективно существует независимо от нашего сознания.

Субъективные идеалисты (Беркли. Юм и др.): образы («идеи») материальных вещей существуют только в разуме человека через чувственные ощущения: вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа не существует.

Недостатки: отсутствие достоверного объяснения «чистых идей» и превращения их в конкретную вещь.

Ранние античные философы—«досократики».

Поздние античные философы—«сократические школы».

Классический этап:

Софисты – Протагор («Человек – мера всех вещей»), Гиппий – начало антропологической тематики. Значение Сократа (V в. до н. э.) как философа, переместившего центр философского знания с натурфилософии в область познания человека и этики.

Энциклопедическая философская система Аристотеля: «сущее» состоит из двух начал — «формы» и «материи», система научных дисциплин - теоретические (математика, физика, психология), практические (этика), творческие (техника, эстетика). Главные положения философии Аристотеля.

1.Предмет науки — общее, постигаемое умом. Общее познается через индуктивное обобщение чувственно воспринимаемого мира.

2.Различные понятия разделены на десять категорий: основная— «сущность» (бытие); остальные девять: «качество», «количество», «отношение», «место», «время», «действие», «состояние», «страдание», «обладание.

3. Логика (дедуктивный метод познания). В логических истинах А. видел формы бытия.

4.Учение о материи и форме: материя — пассивная возможность становления, а форма — активное начало, то, чем одна вещь отличается от другой. Форма превращает потенциальное существование в актуальное сущее.

5. Учение о душе. Душа есть не только у человека, но и у растений и животных. Растительная душа обладает способностью роста, питания и размножения, животная душа обладает и чувством. Душа человека есть разумная душа, человек отличается наличием мышления и разума, способностью жить в коллективе («общественное животное»).

Гносеология (познание) - гностицизм и агностицизм.

Гностики считают, что мир познаваем, возможности познания неограничены.

Агностики считают, что мир непознаваем: возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.

Скептицизм — (skeptikos-реч,—рассматривающий, исследующий)— сомнение в качестве принципа мышления. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям.

Десять принципов (троп) скептицизма (Энезидем):

1. различие живых существ:

2. людей;

3. органов чувств;

4. состояний индивида;

5. положений, расстояний, мест;

6. явлений по их связям;

7. смешанное бытие воспринимаемого объекта с другими объектами; 8. относительность вообще;

9. зависимость от количества восприятий;

10.зависимость от уровня образования, нравов, законов, философских и религиозных связей.

Эллино-римский период античной философии: а/эпикурейцы —девиз: «Живи незаметно и в свое удовольствие»;

б/стоики- -Зенон, Цицерон, Эпиктет, Марк Аврелий, Сенека;

в/скептики — Пиррон. Секст Эмпирик, Энезидем;

г/неоплатоники —Плотин. Порфирий, Прокл.

Космоцентричность, всесторонность и универсальность античной философии.

Средневековая философия (V—XV вв. н. э.)

Принцип философии Средневековья - геоцентризм. Влияние идей Библии и Корана на становление и развитие философской культуры эпохи. Основные этапы средневековой философии:

а/апологетика - (греч. apologia-защита) - (Юстин Мученик, Тертуллиан),

б/патристика - (греч.pater-отец)– учение «отцов церкви - (Аврелий Августин. IV-V вв.).

в/схоластика –(греч. schole-школа) - (Фома Аквинский—попытка соединить идеи Аристотеля с христианским вероучением).

Спор между номинализмом и реализмом. Номинализм: всеобщие понятия «универсалии» не имеют вне мышления действительною прообраза и представляют только субъективные формы мысли (языковые обозначения, имена (лат. nomen). Реально существует только единичное. Представитель- У.Оккам.

Реализм: всеобщие понятия «универсалии»— объективно значимы, так как в них осознается сущность вещей. Представитель—Фома Аквинский.

Философия эпохи Возрождения: Раннее Возрождение: XIII- XIVвв. - Позднее: XV-XVI вв.

Возрождение (после тысячелетнего перерыва) культуры античного мира, достижения которого признаются образцом для современников.

Направления в философии эпохи Возрождения:

1) гуманистическое (XIV-XV вв.) — проблема человека (Ф. Петрарка, Л. Валла);

2) неоплатоническое (XV-XVI вв.) — учение Платона (Н. Кузанский, П. Мирандола, Парацельс);

3) натурфилософское (XVI - нач. XVII вв.) - представления об устройстве Вселенной, Космосе и основе мироздания (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей);

4) peфopмaциoннoe (XVI-XVII вв.) - пересмотра церковной идеологии (Э. Роттердамский, Ж. Кальвин, М. Лютер, Т. Мюнцер,);

5) политическое (XV-XVI вв.) —управление государством (Н. Макиавелли);

6) утопическо-социалистическое (XV-XVII вв.) — поиски идеального общества на основе регулирования всех взаимоотношений со стороны государства при условии отсутствия частной собственности (Т. Мор, Т. Кампанелла).

7) проекты идеального государства, утопии как ранние формы прогнозирования ((Н.Маккиавелли, Т.Мор, Т.Кампанелла).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: